Пока в стране шел футбольный мундиаль, на уровне Правительства РФ были выдвинуты новые и неоднозначные инициативы. К примеру, увеличение пенсионного возраста россиян. Объясняют это необходимостью повысить интенсивность собираемости налогов и пенсионных отчислений в России. Мол, пенсионеров много, а работать в стране некому – кадровый дефицит. Вдобавок было принято решение увеличить ставку НДС.
Рассуждая об этих инициативах – резонансных, и одновременно насущных и наболевших – невозможно пройти мимо темы самозанятых в экономике граждан. В последнее время их не становится меньше, а в некоторых регионах наблюдается рост числа. Тема возможного пересмотра пенсионного возраста в стране в сторону его увеличения затрагивает всех россиян: и государственных служащих, и работников частного бизнеса. Но если ты работаешь сам на себя, то возникает вопрос: «А кто ты, и кто тебе пенсию платить будет?» И следом: «Как будут платить и из каких ресурсов?»
Кто такие «самозанятые граждане» в нашей стране? В пресс-службе Пенсионного фонда РФ по Татарстану к самозанятым относят индивидуальных предпринимателей, глав и членов крестьянских или фермерских хозяйств, адвокатов, арбитражных управляющих и нотариусов, занимающихся частной юридической практикой. Это могут быть иные лица, которые имеют частный бизнес и при этом не являются индивидуальными предпринимателями.
Обратимся к профильному ведомству, ФНС, которое собирает с любого бизнеса в стране налоги. Там мы тоже не найдем единого мнения по поводу «самозанятых и экономически активных граждан в стране». На уровне ведомства предполагают, что к этой категории налогоплательщиков можно отнести физических лиц, которые не имеют наемных работников. При этом они самостоятельно реализуют физическим и юридическим лицам товары, работы, услуги или имущественные права без регистрации в качестве предпринимателя.
Сколько же самозанятых в России? Еще в конце марта – начале апреля 2013 года вице-премьер РФ Ольга Голодец, выступая на конференции в Москве, сделала нашумевшее заявление. По ее словам, очень небольшая часть рынка труда работает по прозрачным правилам. По официальным данным, в стране проживает около 80-90 млн граждан, которых можно отнести к категории трудоспособного возраста. Но половина из них, а это 40-50 млн человек, работают в секторах, которые не видны и не понятны государству. Вице-премьер считает, что эти люди явно создают проблему для всего общества, не уплачивая в казну государства никаких налогов. Если вы помните, именно с периода 2014 – 2015 годов баланс Пенсионного фонда окончательно перестал сводиться, и правительство страны приняло решение о заморозке пенсионных накоплений.
В Совете Федерации РФ проблему самозанятых граждан также признают, но смотрят на нее более оптимистично. Здесь насчитали от 15 до 25 млн граждан, о чем заявил на заседании Совета Федерации председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Правда, проблема от этого меньше не стала.
В период мирового финансового кризиса 2008 – 2012 годов, когда мировая экономика столкнулась с переоценкой рыночных ценностей, и во всем мире государственные власти бросились спасать частный бизнес и свои экономики путем количественных мер смягчения, в России государственные и региональные власти спасали в первую очередь стратегически значимые предприятия и их собственников-олигархов, которые зачастую имеют оффшорную юрисдикцию и платят налоги в разных частях земного шара. Спасать средний класс и малый частный бизнес у правительства Дмитрия Медведева времени и возможностей не хватило. Зато хватает времени посчитать налоги, собираемые в стране.
С 2008 – 2010 годов по текущий момент государство, наверное, не замечало общих проблем среднего и малого бизнеса, и так называемого среднего класса. Именно на них во всем цивилизованном мире построились мировые корпорации. Именно на них базируется мировая экономика и частная собственность. У нас о среднем классе вспоминают, только когда надо собирать налоги.
Самое примечательное, что именно в этом году снова вспомнили. Президент РФ В.В. Путин в майском указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» отметил, что в России правительство и региональные власти должны руководствоваться тем, чтобы обеспечить благоприятными условиями осуществление деятельности самозанятых граждан. Чтобы это сделать, предлагается создать новый режим налогообложения, который будет передавать информацию о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме и освободит от обязанности представлять отчетность. Также предполагается единый платеж с выручки, включающий в себя страховые взносы.
Российские законодатели буквально за квартал разработали пакет законодательных мер, и уже в июне 2018 года представили его президенту России. Пакет предусматривает внедрение на территории всей страны налоговых сборов для самозанятых граждан. Внутри ФНС ведутся ускоренные разработки специальных программных продуктов и даже мобильных приложений, основной задачей которых станет существенное упрощение и снижение трудозатрат на общение граждан, ведущих самостоятельную экономическую деятельность, с фискальными органами. В Министерстве по налогам и сборам РФ уже отмечают, что будущая система носит абсолютно инновационный характер, и что она позволяет самозанятым гражданам абсолютно дистанционно регистрироваться в налоговой службе в качестве предпринимателя. В дальнейшем с помощью нее они смогут проводить платежи в рамках своей хозяйственной деятельности, без сдачи специальной отчетности в налоговые органы.
На сегодня выбраны четыре пилотных региона — Москва, Московская и Калужская области и Татарстан. Здесь должна проводится апробация нововведения. Общий старт проекта назначен на 2019 год.
Правда, все еще нет единого законодательного определения самозанятых. И пока профильные ведомства и министерства спорят о правовом статусе этой группы, мы предположим, что самозанятый гражданин – это физическое лицо, самостоятельно оказывающее на свой страх и риск услуги физическим лицам с целью получения финансового дохода. Помимо всего, он не должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и иметь наемных работников. Судя по всему, это малый бизнес и частные предприниматели, ведущие свою хозяйственную и экономическую деятельность, но не имеющие официальной регистрации в налоговых органах. Именно те представители малого бизнеса, которые скорее всего попадают под определение ИП (Индивидуальный предприниматель).
В стране, очевидно, занялись проблемой производительности труда, о которой я слышу с 2010 года. Но взялись за нее с хвоста – с учета и налогообложения малого бизнеса, отнеся граждан к самозанятым. Всех же беспокоит не проблема производительности труда, а вопрос собираемости налогов и пополнения государственной казны.
Но надо отметить, что Республика Татарстан была выбрана в качестве площадки не случайно. Здесь уже действует Совет по предпринимательству при президенте Татарстана, который ведет активную работу и начал исследование проблемы самозанятости на своем уровне.
В рамках этих мероприятий в республике провели встречи с гражданами, которые занимаются работой «на себя». Более того, в ходе этих встреч пришли к идее о возможности введения нового налога для самозанятых, о котором в федеральном центре еще идет дискуссия. Как утверждается в Казанском Кремле, в Татарстане могут и хотят внедрить его в начале следующего года.
Удивительно другое. Общий контекст и в целом идею об этом налоге в Республике Татарстан подсказали сами самозанятые, которые неоднократно обращались к региональной власти. Об этом нововведении рассказала на брифинге в кабинете министров республики представитель правительства Лилия Галимова. Оказывается, еще в конце весны этого года бизнес-омбудсмен региона Тимур Нагуманов выступил с инициативой об общенародном обсуждении проблемы с целью дать возможность частному бизнесу высказаться и быть услышанным. Он пригласил предпринимателей, желающих принять участие в работе Совета, присоединиться к круглому столу.
В итоге налог на деятельность самозанятых предполагается установить на уровне Татарстана в рамках пилотного проекта. Но на сегодня представитель Казанского Кремля Лилия Галимова затрудняется озвучить, какой именно объем нового налога на территории республики может быть собран с частного бизнеса.
По ее словам, речь идет о «незначительной сумме» по причине невысокой ставки. В первую очередь власти Республики Татарстан стремятся создать цивилизованные условия существования и работы для самозанятых граждан. Считают, что в перспективе самозанятые смогут участвовать в программах поддержки предпринимателей, развивающихся под эгидой республиканской власти и федерального центра. А также – выйти на более крупные рынки и стать индивидуальными предпринимателями. По словам Галимовой, в Республике Татарстан около 80% самозанятых поддержали идею легализации собственного частного бизнеса в рамках инициативы выхода на легитимное экономическое пространство. По моему мнению, это самое главное.
Если именно эти цели являются основными, то инициативам региональных властей просто нет цены. Только почему эти инициативы не были проявлены ранее, в целях развития частного предпринимательства и экономики на региональном уровне? Ведь проблема не нова. Еще в 2010 году на Гайдаровском форуме «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» устами А. Чубайса была выделена основная, по его мнению, проблема страны – это проблема производительности труда в российской экономике. Именно коэффициент полезного действия – характеристика эффективности системы, в данном случае экономики страны – был поставлен во главу угла. Уровень производительности труда был назван самый слабым фактором риска для страны.
Именно из-за того, что в России крайне сложные условия для развития частной собственности, которая и создает предпосылки для интенсификации труда в экономике, мы имеем крайне низкие результаты труда. Большинство граждан не видят смысла в выходе из серой зоны экономики.
По словам региональных представителей республики Татарстан, число новых субъектов малого и среднего бизнеса в регионе не растет с 2010 – 2012 годов. На сегодня это порядка 160 тысяч (данные за 2017 год), что идентично уровню 2011 года.
Еще в июне 2013 года министр финансов РФ Антон Силуанов оценивал объем теневого сектора российской экономики в пределах 15-20% от годового ВВП РФ. Предположим, что совокупный годовой ВВП страны в денежном эквиваленте составляет 60 трлн рублей. Тогда 15% от этой цифры будут равны 9 трлн рублей. При этом, по сборам по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), который поступает не в федеральный бюджет страны, а в региональные бюджеты, недобор оценивается министром примерно в 2 трлн рублей в год.
Экономических проблем в республике, как и по всей России, достаточно. Общие долги предприятий и индивидуальных предпринимателей Республики Татарстан по налогам в бюджет достигли уже суммы в 4,4 млрд рублей, что составляет 88% от всей суммы налоговой задолженности. Это говорит о том, что решение с развитием частного предпринимательства и выведением частного бизнеса из серой зоны в правовое поле стоят перед республикой очень остро.
Как мы знаем, в отношении частного бизнеса из разряда должников возбуждено свыше 135,6 тыс. исполнительных производств. Об этом говорится в сообщении регионального управления ФССП.
Проблема крайне остра и решать ее необходимо прямо здесь и сейчас.
Роман Блинов, руководитель аналитического
департамента «Международного финансового центра»