5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Арсений Штейнер: «Физический контакт и визит на выставку приобретает элитарный статус»

6 ноября 2020

5 ноября в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ (музейный комплекс «Хазинэ», Казанский Кремль) прошло торжественное открытие шестой межрегиональной академической выставки-конкурса «КРАСНЫЕ ВОРОТА/ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ-2020». До его начала в ходе круглого стола татарстанские и московские представители искусства обсуждали пандемию коронавируса, образование и заработки, а некоторые художники, пользуясь случаем, просили у государства миллион рублей за свои работы (+ ФОТОРЕПОРТАЖ)

В 2020 году Шестая межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота / Против течения» впервые стартовала в Москве. Торжественное открытие состоялось 30 июля 2020 года в зале Московского Союза художников. В этот же день были проведены заседания Экспертного совета и жюри, Круглый стол, посвященный открытию выставочного проекта. Далее передвижная выставка была представлена в городах Поволжья: Саратове (3-17 сентября), Тольятти (24 сентября – 7 октября), Саранске (14-27 октября), Казань (3-17 ноября, НХГ "Хазинэ"). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан принял эстафету проекта. «Красные Ворота» – проект Поволжского отделения Российской академии художеств, проводимый один раз в два года. Руководитель проекта – вице-президент Российской академии художеств, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого Союза художников России Константин Худяков. Организаторами выступили: Творческий Союз художников России, Поволжское отделение Российской академии художеств, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры России, Правительства Республики Татарстан и министерства культуры РТ. Творческий Союз художников России получил грант Российского фонда культуры на реализацию данного исследовательского проекта в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». В ходе церемонии открытия стало известно, что готовится к изданию 4-й том арт-энциклопедии «Красные ворота/Против течения».

На первом этаже музея расположилась экспозиция Самакаева, где можно было увидеть пейзажи и персонажей татарстанской глубинки, в следующих залах - более смелые работы с современной графикой. На третьем – выставка всемирно известного художника из Казани, творившего в начале 20 века, Николая Фешина. Здесь в рамках экспозиции в честь 125-летия Казанской художественной школы посетители лицезрели произведения местных художников, черно-белые фотографии быта школы, редкие эскизы и наброски, а также предметы старины времен царской России – одежда, антиквариат и т.д. Непосредственно конкурсная выставка на втором этаже поразила разнообразием стилей, тем и подходов. Многие картины представляли собой фотоработы, стрит-арт или стилизации с компьютерной графикой, инсталляции с привлечением новых инновационных методов изобразительного искусства, будь то голографические панно или рельефные изображения. Казанский зритель мог найти в зале произведения на вкус и цвет. В этом непростом для всех году авторы создавали работы исходя из десяти тем-объектов: «Механизмы и приборы», «Оружие», «Игрушки и куклы», «Колесо», «Средства перемещения», «Дом», «Город», «Интерьер», «Отражения», «Крылья». В конкурсе приняли участие представители из 20 регионов России. В проекте участвуют более 30 татарстанских художников, четверо из них в 2020 году стали лауреатами Премии имени Н.И.Фешина, учрежденной Правительством Республики Татарстан и Министерством культуры РТ в рамках проекта с целью поддержки талантливых авторов в области современного изобразительного искусства. На открытии выставки в галерее «Хазинэ» вручаются 4 премии в сфере изобразительного искусства имени Н. И. Фешина. Партнеры проекта: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московский Союз художников, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Галерея искусств «Эстетика», Саратовский областной Дом работников искусств, Музей актуального реализма (г. Тольятти), Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи (г.Саранск), Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых (г.Киров) при поддержке органов власти субъектов РФ: правительства Саратовской области и министерства культуры, правительства Республики Мордовия и министерства культуры РМ, министерства культуры Кировской области.Возрастная категория 12+.

В рамках мероприятия прошло награждение лучших представителей республики. Также за час до начала выставки прошел круглый стол на тему «Современное профессиональное искусство в России», где обсуждались вопросы взаимодействия с новейшими художественными практиками. В обсуждении приняли участие учредители и организаторы проекта, кураторы, искусствоведы, участники выставочного проекта, представители СМИ. На нем присутствовали художники Александр Артамонов, Ильгизар Самакаев, Вера Карасева, Рустем Хузин, искусствовед Ольга Улемнова, директор музея ИЗО Розалия Нургалеева, куратор из Москвы Арсений Штейнер. Разговор сразу коснулся поддержки государства и кураторства, образовательных проектов и профильных вузов, грантов и работы художника в провинции. Беседа также затронула вклад Константина Васильевича Худякова в развитие общего дела. Казанские и челнинские художники отметили, что татарстанский Союз художников разделен на секции, поэтому «каждый находит приятное своему сердцу общение» в любом союзе. И несмотря на то что, всегда будут «начальники», необходимо продолжать работать и совершенствоваться в своей профессии. Отвечая на вопрос куратора выставки о том, кто является самым главным из присутствующих, московскому гостю ответили, что «у нас демократия».

- Без разницы в каком Вы союзе, если никому вы там не нужны, -  отметила директор музея изобразительных искусств РТ Розалия Миргалимовна Нургалеева.

Все чаще местные площадки дают свои площади для начинающих художников и студентов, которые становятся частью художественного мира города и вырываются за стены училища, переставая вариться в собственном соку. Многие проекты казанских музеев уходят в соцсети, становится интерактивными и доступными более широкому кругу зрителей. Нургалеева отметила, что некоторые профессии уже ушли в прошлое, людей заменили роботы, но в любом случае настоящий художник идет по специальности не ради диплома, да и талант бывает один на тысячи и миллионы.

- Это не такая частая история, когда в больших групповых выставках участвуют различные союзы художников. Физический контакт непосредственно с произведениями и сам визит на выставку приобретает элитарный статус. Боюсь, что нас закроют еще надолго и вся эта история способствует восстановлению изначального значения произведений, лишая их статуса поддержки выставок и музее, где они часто расположены в рамках «братской могилы», - отметил в своем вступительном слове арт-критик, вице-президент ТСХР по выставочным проектам, куратор Арсений Штейнер.

Он отметил, что в современном мире перед многими выпускниками художественных училищ и институтов стоит задача пройти «школу социальной адаптации», то есть ответить на вопрос «как правильно себя продать». По-прежнему многие художники участвуют в «частной оформиловке», где зарабатывают деньги.

Рустем Хузин отметил, что существует большая ответственность художника перед обществом, приведя пример из жизни художников СССР, когда в республике существовала тенденция на изображение жизни обычных людей – сельской жизни, работы КАМАЗа и «нефтянки», потому что художники тоже вышли из общества. Вопрос «Известий Татарстана» о том, является ли проведение подобных выставок «пиром во время чумы» вызвал резонанс в ходе круглого стола.

- Нет, я так не считаю. Вы предлагаете, чтобы художник в своих картинах представлял изображение тяжелого эпидемиологического быта, истории про то как мы заперты дома, об апокалипсисе вымирании человечества? Что Вы имеет ввиду? Все меняется, у нас есть социальная дистанция, но это только первый момент. Второй момент – социальная ответственность. Мы действительно можем благодарить эту пандемию за то, что она напомнила человеку, что ответственность - это вообще гораздо серьезнее чем развлечения. Поэтому если мы это делаем, то относимся к этому с полной ответственностью пониманием происходящего, - ответил Штейнер. – В тяжелые времена люди сплачиваются. Теперь мы не просто ради интереса или любопытства ближе готовы ощущать искусство, чем во времена, когда оно было более доступным. Ваша редакция, когда все было хорошо, наверное, долго думала бы, отправлять вас на выставку или нет.

- В такие тяжелые времена подобного рода проекты и акции очень нужны. Вспомните, как в блокадном Ленинграде играли симфонию Шостаковича, и это поддерживало людей. Помню, когда после пандемии нам только разрешили открыть музеи, и мы, боясь, что люди не придут, но стольку было народа, ведь люди просто соскучились по этой, будем говорить высокими словами, «духовной пище», - уверена Улемнова.

- История нам показывает такие конфликтные ситуации. На третьем этаже, если поднимитесь, есть выставка, которая затрагивает Казанское голодающее Поволжье. Тогда люди на улицах падали, ведь есть было нечего. В это время создавались чудесные произведения, которые как раз об этом нам сегодня говорят. А кто еще? Остались конечно какие-то фотографии, но большую часть смыло волной истории. Это срезы того времени, и мы видим, что было по таким незаметным моментам, видим весь этот ужас, который происходил только через художника, - подчеркнула Розалия Нургалеева. - Вспомните того же нашего художника Родченко, который уехал в никуда – негде жить, нечем творить, но они же объединялись в группы и блоки. Вот этого не хватает сегодня художникам! И это было не только у нас в России, но и везде создавались союзы по душевному и эмоциональному состоянию. Создавались перспективные проекты и фильмы. Хочу сказать, что это как раз настолько нужно. Например, ночь в музее вчерашняя – мы работали до 23:30 и народ шел в Галерею современного искусства. Там нет ни кафе, ни ресторанов, ничего такого что можно было бы купить, понимаете? Люди просто шли посмотреть разное искусство - древнерусское, западное. Посмотрите соседние залы – это вся мощь, которая была в советское время, но которую забросали грязью в определенный момент. Какая роскошь там! Я уже не говорю про Казанскую художественную школу сегодня и вчера. Это и вдохновляет настоящего художника. Сюда приходят не просто как в музей. Это очень важно, а эти вопросы упаднические…Да, сегодня плохо! Бюджет на искусство не надо тратить, закрыть все и зашить, закрыть художника в мастерской пусть сидит дома? Нет, надо наоборот делать. Мир идет сейчас к чему – что творческие профессии будут в фаворе, потому что это ум, размышления, только художники нам дают понятные какие-то импульсы о том, что нас ждет. И не всегда приятные. Они бывают пророческими, надо к ним прислушиваться.

Для художника творить – это почти физиологический процесс, отметил один из участников круглого стола. Хузин добавил, что на открытии многих выставок люди подходили и к нему и плакали, рассказывая, как долго они снова ждали возможность посещать экспозиции после пандемии. В завершении мероприятия к круглому столу присоединились официальные лица из Минкульта РТ. Один из молодых художников обратился к представителям власти, попросив организовать конкурс на миллион рублей призового фонда, где обладатели второго и третьего мест, а также приза зрительских симпатий также получат хорошие гонорары. По его словам, ради такой солидной суммы можно целый год работать и «углубиться» в картину. Однако выяснилось, что про подобный конкурс к 100-летию ТАССР, где грант победителя составил 500 000 рублей, а на рассмотрение художественно-экспертного совета можно было показать не всю картину, а только ее эскиз, этот мастер кисти ничего не слышал. 

 

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость