2 (1047) в продаже с 27 января 16+

Равиль Шарафеев: «Жизнь коротка, искусство вечно»

29 октября 2021

Актера камаловского театра, народного артиста России и Татарстана Равиля Шарафеева обожают зрители трех поколений, его мгновенно узнают на улице, уступают место в транспорте, здороваются, иногда оглядываются вслед и обязательно улыбаются. Высокий рост, царственная осанка, подвижное лицо с богатой мимикой, доброжелательная улыбка и элегическое обаяние - все эти эпитеты по праву принадлежат ему. Как сегодня живется великому мастеру сцены, перешагнувшему 80-летний рубеж, о чем он думает, мечтает, что его волнует и терзает? С размышлений и начался наш диалог…

- Равиль Шигапович, удовлетворены ли Вы сегодняшним уровнем театра имени Г.Камала?

- Мне грех жаловаться на отсутствие работы. В целом, безусловно, удовлетворен, но тем не менее я всегда был диссидентом. Почему? Диссидент - человек, недовольный существующим положением. Я всегда был недоволен нашим обществом и раньше, а сегодня тем более. Я неудобный актер, часто ворчу, постоянно не удовлетворен собой, переживаю за театральную ситуацию, которая постоянно ухудшается. В последнее время играю мало, возраст уже плюс налицо просто репертуарный голод. Это кризис общей театральной ситуации в стране. Вспоминаю, как в 1961 году даже великий Халил Абжалилов целый год не играл ни в одном спектакле. Мы, молодежь, думали, что так и должно быть. Но сидеть без работы, ждать роль - это тяжело, это очень гнетущее состояние. Приходилось добывать хлеб насущный концертами, творческими встречами, которые давали мало удовлетворения. Сейчас играю в месяц 3-4 спектакля, иногда даже меньше.

- Как Вы относитесь к словам А.П.Чехова, что сила народа - в его интеллигенции?

- Абсолютно согласен. Без интеллигенции народ становится просто населением, духовно нищает и гибнет. Творческая интеллигенция - это душа народа, без души тело мертво.

- Где и у кого Вы учились? Что наиболее памятно из того времени?

- В 1956-1961 годах я учился в Московском театральном училище имени М.С.Щепкина при Малом театре. Вообще сегодняшнее старшее поколение в нашем театре - это «старые щепкинцы». Помню, как ходили по коридорам, боялись, а в период учебы просто боготворили своих учителей. Я обожал и немного побаивался великую актрису Веру Николаевну Пашенную. Многие «великие старики» Малого театра были из дворян и дали нам исключительно много ценного из той, навсегда ушедшей дореволюционной культуры, работали с нами терпеливо, долго, индивидуально. Сейчас так с актерами не работают. Сколько же я тогда всего постиг!

- У Вас есть любимые роли, спектакли, драматурги?

- Конечно! Я очень многое сыграл, но любимой осталась роль Федора в пьесе Л.Леонова «Нашествие». Она настолько отражала состояние моей души, взгляды на жизнь, что я сам попросил ее у Марселя Салимжанова . Люблю старую роль в пьесе К.Тинчурина «Американец» (меня даже в театре «американцем» называли), вспоминаю Смерть в миннуллинском «Старике из деревни Альдермеш», Ходжу Насретдина (это была абсолютно моя роль). Из драматургов исключительно высоко ценил и ценю Наки Исанбета. Я играл во многих его спектаклях, общался с ним лично и благодарю Судьбу за то, что знал этого великого человека.

- Вы застали корифеев театра: Абжалилова, Ильскую, Халитова, Шамукова, Гаухар Камалову. Чему они научили Вас как актера?

- Научили фанатично (в хорошем смысле) любить театр и целиком отдавать себя работе. Мой кумир - Халил Абжалилов - научил любить неповторимый запах кулис, колорит и аромат старой речи, дух времени. Все это надо обязательно сохранить. У нас, стариков, великое наследие, но, к сожалению, молодежь к нам редко прислушивается. У них другая эстетика, они прекрасно поют, танцуют, многое умеют, но истинно татарской старой певучей речью владеют плохо. А ведь уходит такой речевой колорит. Очень жаль.

- У Вас есть любимые партнеры?

- Каждый актер интересен по-своему. У партнеров я люблю глаза и склонность к импровизации. В этом смысле мне очень импонировал Шаукат Биктемиров. Он был уникален тем, что всегда проверял мою актерскую реакцию.

- Вы хотели бы сняться в полнометражном кино?

- Я по природе своей актер сугубо театральный. Хотя если будет интересный сценарий…

- Оскар Уайльд пессимистически утверждал, что всякое искусство совершенно бесполезно, ибо оно никого ничему не учит. Вы готовы поспорить?

- Даже спорить не хочу. Он не прав!

- Шекспир писал, что весь мир - театр. Это действительно так?

- Однозначно - да! Каждый играет в жизни какую-то роль, один лучше, другой - хуже. Политика, спорт, производство - это же великая игра! Человечество - грандиозный театр, существующий с незапамятных времен. Жизнь коротка, а вот искусство вечно. Именно поэтому, думаю, театр вечен и никогда не умрет.

Марат Шакирзянов

источник:

Комментарии
Гость 20:05, 30 октября 2021
хорошее интервью, спасибо
Гость 11:39, 2 ноября 2021
Высший цвет нашей нации. Хорошо, что есть такие артисты.
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
3 февраля
2 февраля