28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

«Мирас»: возрождать, сохранять, пропагандировать

10 февраля 2022

«На национальную музыку тело и душа откликаются, потому что она заложена в наших ДНК, - убеждена оперная певица Илюса Хузина, - когда звучит, ты начинаешь дышать такой музыкой. Это фантастика». Ничуть не сомневаемся, что с ней согласны все преданные поклонники престижного фестиваля классической татарской музыки «Мирас». В этом году он проводится в седьмой раз, и отражать он будет музыку известных композиторов, для которых 2022 год - юбилейный. Организаторы мероприятия учли и тот факт, что в этом году празднуется 110-летие принятия ислама в Волжской Булгарии. Организатор и художественный руководитель фестиваля – Александр Сладковский. О тонкостях мероприятия в этом году «Известиям Татарстана» рассказал дирижер, педагог, проректор по учебной и воспитательной работе, профессор кафедры музыкального театра Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова Ринат ХАЛИТОВ.

- Ринат Арифуллович, фестиваль «Мирас» был создан в большей степени для того, чтобы исполнять неизвестные, незаконченные или забытые произведения известных авторов?

- Изначально цель фестиваля состояла в том, чтобы представить богатое музыкальное наследие татар, а также показать современные тенденции в татарской музыке. И очень важно, что эта цель выполняется, то есть во время фестиваля исполняются многие произведения, которые были незаслуженно забыты или исполнялись очень давно. В целом, это настоящий праздник музыки, который позволяет показывать широкую и яркую панораму композиторских имен и стилей. Вот в первый день нынешнего фестиваля  исполнили Увертюру на татарские темы  выдающего композитора Мансура Музафарова (ему в этом году исполняется 120 лет). Этой Увертюры давно не было слышно, молодежь точно не знает сочинение, а ведь речь идет о великолепной музыке, ее нельзя забывать. И симфоническая поэма памяти Мулланура Вахитова, которой слушатели могли насладиться в первый день фестиваля, тоже много лет не исполнялась. Большое спасибо инициатору проведения фестиваля «Мирас» - дирижеру и художественному руководителю ГСО Татарстана Александру Сладковскому, а также профессору Казанской государственной консерватории Вадиму Дулат-Алееву за благое дело продвижения татарских композиторов и сохранения богатейшего наследия национальной культуры. Это не громкие слова, а факт. Вот в этом году был исполнен концерт № 1 для скрипки с оркестром Мансура Музафарова - шедевр, концерт высочайшей пробы, таких произведений именно для скрипки с оркестром трудно найти среди национальных авторов. Вообще, Мансур Музафаров был одним из первых профессиональных композиторов, он выпускник Московской консерватории, прошедший блестящую школу, и по его произведениям это, конечно, видно. Он был народным артистом ТАССР, преподавал в Казанской консерватории. Его песни в свое время  считались очень популярными, например, «По ягоды», «Пой, соловушка». А народная музыка стала основой для его опер «Галиябану» и «Зульхабира». «Галиябану» ставили в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля. Конечно, хотелось бы, чтобы поставили и «Зульхабиру», но для этого необходимо провести композиторскую работу, сделать транскрипцию. Знаете, Музафаров лирический композитор, все его произведения от души, от сердца, поэтому это богатейшее культурное наследие, которое надо беречь для потомков.

- А вот вы сказали, что необходимо сделать транскрипцию некоторых произведений. Не будет ли это вмешательством в работу автора?

- Это тонкая кропотливая работа, но она выполнима и допустима, иначе никак. Просто не весь нотный материал сохранился, и нельзя  же из-за этого держать на полке прекрасное сочинение. Могу отметить высокопрофессионального композитора Ильяса Камала, он играет на виолончели. У него как раз хороший опыт в сочетании с молодостью, он замечательно справится с такой задачей, как «собрать» недостающие ноты того или иного произведения. Это именно композиторская работа, она очень ценная. Ильяс Камал талантливый, он интересуется старинными традиционными музыкальными инструментами, а еще настоящим и будущим татарского народа. И он убежден в том, что классические произведения должны вернуть на сцену молодые.

- На ваш взгляд, татарские оперы будут востребованы у зрителя? Я помню оперу «Наемщик», которую  публика тепло принимала, но это  было лет тридцать назад…

- Почему нет? Если говорить о татарской классике, то надо говорить и об опере тоже. В Казанской консерватории мы поставили и «Наемщик» Салиха Сайдашева, и «Ильдар» Назиба Жиганова, а также его «Тюляк» и «Алтынчач». Уверен, что и в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля будут активно ставить татарские оперы. Это просто дело времени и инициативы.

- Чем интересен фестиваль «Мирас» в этом году? Какие сюрпризы он нам приготовил?

- Первый день был полностью посвящен замечательному композитору Мансуру Музафарову, о котором я уже рассказал. А второй день (12 февраля) посвящен 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Программа будет очень интересной, она представляет современную музыку татарского зарубежья и мусульманского мира. Например,  это симфоническая поэма «Садо» Т.Шахиди, «Казахский вальс» Л.Хамиди, Концерт для фортепиано с оркестром «Demim» М.Бяшимова, Концерт № 2 для виолончели с оркестром А.Ишмуратова, симфонический цикл «Знаки» М.Шамсутдиновой. А заключительный день фестиваля пройдет 16 февраля. И посвящен он будет 65-летию председателя правления Союза композиторов России, председателя Союза композиторов РТ, известному композтору Рашиду Калимуллину. Программа также ожидается насыщенной и многогранной, тем более что будет исполнена мировая премьера композитора  - Симфония № 9 «Планета Земля».

- Не сомневаемся, что такой замечательный фестиваль всегда будет иметь успех и с каждым годом станет привлекать больше молодежи! Спасибо вам!

Наша справка

С 2015 года Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского  проводит один из своих знаковых фестивалей – фестиваль татарской музыки «Мирас». За эти годы он прочно утвердился в культурной жизни республики. Богатейшее культурное наследие Татарстана, наполненное уникальным национальным колоритом, отражается в творчестве татарских композиторов разных поколений и обретает современное звучание в исполнении Государственного академического симфонического оркестра РТ.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

15 августа