28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Рашид Калимуллин вывел Казань на арену мировой музыки

25 февраля 2022

В последний день VII фестиваля татарской музыки имени Н.Жиганова «Мирас» звучала симфоническая музыка выдающегося композитора, председателя правления Союза композиторов России, председателя Союза композиторов Республики Татарстан, народного артиста России и Татарстана, лауреата Государственной премии РТ имени Г.Тукая Рашида Фагимовича Калимуллина, приуроченная к его 65-летию.

Рашид Калимуллин принадлежит к поколению композиторов, начавших свой путь в конце 80-х годов XX века. Под его руководством Союз композиторов Татарстана приобрел международное признание, а татарская академическая музыка стала одним из мировых феноменов в современном искусстве конца XX - начала ХХI века.

О духовности музыки Рашида Калимуллина в 90-е годы пророчески высказалась наша выдающаяся соотечественница София Губайдуллина: «Рашида Калимуллина я причисляю к тем немногим современным композиторам, которым удается не потерять обостренного слышания того душевного пространства, которое находится за пределами реального. Тем самым он дает нам, слушателям, возможность прикоснуться к тому миру, который абсолютно непостижим, если не явлен через слышание очень одаренного художника».

Он вывел Казань на арену мировой музыки. Он - строитель мостов между культурами, его сочинения звучат во многих странах Европы, в США, Японии, Китае, Израиле, в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Его музыку исполняют ведущие оркестры России, Германии, Швеции, Израиля, Испании, Австралии, Колумбии, США.

По словам музыкальных критиков, не затеряться в ряду ярких и успешных современных композиторов - удел немногих. Ведь для этого нужны и особо высокая мера музыкантской одаренности, и способность к продуцированию неординарных идей, и почвенность, и свободное оперирование современными техниками письма, и умение не стать их рабом, а привлекать лишь самые неизбежные. И не просто привлекать, а, переплавляя, получать новый продукт, что адекватен замыслу.

Калимуллин - автор произведений разных жанров - от популярных песен и детских пьес до рок - оперы, масштабных симфонических полотен, хоров и нетривиальных по составу камерно - ансамблевых композиций, блистательных танцевальных мелодий. В его концерте для саксофона с оркестром (2014) саксофон плачет человеческим голосом, наполняя каждую ноту глубокими переживаниями. Финал концерта – динамичный поток энергии, которая передается зрителям.

То из его творений, что реально исполняется, потянет более чем на 15 часов беспрерывного звучания. У композитора есть свой голос, свой строй мышления, узнаваемая яркая музыкальная речь - тот образно - звуковой мир, что вошел уже в сокровищницу художественных достижений Времени.

В его особом даровании выделяются две первопричины: укорененность в исконной культуре и способность «разорвать кольцо узконациональных представлений о границах творчества. Аккумулировав в себе живые впечатления от музыки многих стран и континентов, композитор обогатил, в свою очередь, музыкальную палитру мира красками родной земли.

 У него немало опусов, воссоздающих в звуках образы родины. Это и увертюра «Мой Татарстан», и хоровая «Поэма о Казани», симфония «Мелодия Тукая», поэма «Риваят», Симфония - поэма «Булгары», Фантазия на темы татарских народных песен, сочинение «Казанские истории».

В другом ряду – сочинения с иными темами: «Видения Пальмиры», «Утро в Стамбуле», «Альвидаг», «Гавайи». Они отражают широко панорамный взгляд на всю мировую цивилизационную систему, ассимиллированную художником с конкретно национальным типом мышления. Ветвистое дерево творчества Рашида Калимуллина имеет, образно говоря, глубокие корни и высокую крону. Татарское традиционное искусство впитано им, что называется, с молоком матери. Глубокое понимание старинных мелодий передала ему родная бабушка. Он увлечён изучением и использованием общетюркских инструментальных традиций, создает коллекцию музыкальных инструментов как основу будущего музея.

Рашид Фагимович всегда стремится найти общие звенья между восточной и западной музыкой. Не будучи этнографически запертыми, его сочинения уже в процессе их создания открыты для приемов классической и авангардной музыки, которые становятся своими, а в контексте обретают национальную самобытность.

Композитор органичен и естественен, он тонкий политик международного уровня в сфере искусства. Созданные по его инициативе ежегодные фестивальные циклы «Европа – Азия» блестяще согласуются с его эстетическими убеждениями и общей направленностью художнических усилий. Талант выдающегося мастера обращен к слушателю самыми сокровенными чувствами и размышлениями.

В августе 2021 года композитор Рашид Калимуллин завершил работу над симфонией «Планета Земля». Это - многочастная симфоническая летопись, срез сегодняшних проблем нашей планеты. Композитор воспринимает реальность гораздо острее и ярче, а потому больнее реагирует и точнее предвидит. Автор неравнодушен к будущему Земли, ее природе, которую мы оставляем грядущим поколениям. Он предостерегает о возможном крушении всей системы человеческих ценностей. Между тем, его видение мира простирается далеко за пределы Земли. Рашид Калимуллин ощущает пульсацию вселенной, он созерцает нашу планету, как драгоценную жемчужину в руках Всевышнего. Его переполняет любовь ко всему сущему, и вера, что кризис будет благополучно преодолен, и человечество вступит на новый прогрессивный этап развития по законам «Высочайшего Разума».

Работа над симфонией «Планета Земля» продолжалась длительное время. Это грандиозный итоговый труд автора, совершаемый и оттачиваемый в течение многих месяцев. Идея и воплощение симфонии «Планета Земля» уникальны, подобных сочинений еще не создавалось композиторами Республики Татарстан.

Сочинения Рашида Калимуллина необычайно колоритные, с внутренней силой, энергией, с безупречным вкусом и мастерством, всегда увлекающие слушателей в необычайный мир музыки. В них есть вагнеровская предельная искренность и моцартовская лёгкость. Музыка подарила истинному творцу крылья.

Рашид Калимуллин – талантливый татарский композитор, внесший большой вклад в развитие музыкальной культуры России и Татарстана. Каждый народ рождает своего Художника. И не для того, чтобы лишь наслаждаться плодами его творчества, но для того, чтобы омывать свою душу чистой родниковой водой, уносящей все наносное, случайное, сорное. Большие Художники нужны своему народу, чтобы познавать себя в различные сложные исторические моменты, очищаясь высоким Искусством, становиться лучше помыслами и делами!

Марат Шакирзянов

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

12 августа