28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Король ритма

11 марта 2022

Вячеслав Кушнеров профессиональный барабанщик, который играл во многих известных группах страны. Два года назад он открыл в Казани свою барабанную школу. Мы попросили его рассказать, как научиться играть на барабанах и почему этот инструмент так привлекает многих людей.

- Вячеслав, игра на барабанах требует не только музыкальной подготовки, но и определенных физических усилий. В Казани много желающих научиться игре на этом инструменте?

- Я бы сказал очень много! Не меньше сотни школ по всему городу.

- Чем можно объяснить такую популярность?

- Все думают, что на барабанах можно научиться играть на раз-два.  С другой стороны, есть люди, которые, не имея ни образования, ни понятия, как и что преподавать, научившись только играть обычный прямой бит, набирают учеников. По сути они всего лишь рассказывают, как сами это делают. То есть не обучают, а просто передают свой опыт.

В Казани я пока не встречал преподавания игры на барабанах по четкой, выверенной методике. То, о чем я рассказываю на своих уроках ученикам, нет ни в одной из местных школ. Во-первых, я владею знанием всей существующей терминологии, во-вторых, хорошо знаю всю технологию. Я специально потратил на это десять лет, пока работал в группе с Кристиной Орбакайте. Каждый год мы бывали на гастролях в Америке, и все свободное время я посвящал поездкам в Бостон, где находится Беркли скул - одна из самых сильных и продвинутых музыкальных школ. Ее можно поставить на один уровень с консерваторией, поскольку, окончив ее, получаешь самое лучшее образование, какое возможно. Американцы развивали свои барабанные технологии с момента появления первых ударных установок с 30-х годов прошлого века и до сих пор продолжают их совершенствовать. Вот почему американские барабанщики самые лучшие. Филиалы Беркли скул разбросаны во всем мире, кроме России, поэтому и в Европе много хороших играющих профессиональных музыкантов. Технологии – это первооснова в игре на инструменте. Сюда входит и понятие техники, и звуковедения, и музыки в целом. То есть существуют четкие разграничения, и преподаватель должен объяснить, как ты будешь играть ту или иную гамму, что за чем следует и почему.

- То есть, чтобы научиться играть на барабанах необходимо музыкальное образование?

- Совсем не обязательно.  Важен хороший преподаватель. Видите, у меня везде стоят ноты. Когда ученик впервые приходит ко мне, мы начинаем с азов, в течение первых нескольких уроков проходим элементарные уроки сольфеджио, теории музыки. Объясняю им звукоряд, чтобы они понимали, например, что такое ля минор, учились слышать музыку. Барабанщику это необходимо, как и любому музыканту. Это довольно долгий процесс, и я всегда сразу предупреждаю об этом. Стандартное музыкальное образование длится порядка пяти лет. Когда ко мне приходят уже взрослые люди, которые осознано сделали выбор и хотят научиться игре на барабанах, у них уходит на это три года. Если у человека уже есть музыкальное образование, то здесь он обретет новые профессиональные знания, которых у него не было.

- А кого больше среди ваших учеников?

- Все разные. Некоторые приходят с базой музыкальной школы, но говорят: «Я все забыл». Другие вообще никогда не видели нот. Невозможно сказать с кем проще работать. Все зависит от самого человека, насколько велико его желание учиться. Потому что игра на барабанах не предполагает того, что ты пришел к преподавателю, он тебе все рассказал, показал, и ты сразу сел и сыграл. Надо заниматься точно также, как в любой школе и учить дома уроки. Если я что-то задал и человек не сделал, то, естественно, дальше мы уже не продвинемся.

- Какого возраста ваши ученики?

- В мою школу можно записаться в возрасте 12 лет. Но сейчас у меня появились два 11 летних ученика. И тут надо понимать, когда ребенок занимается на инструменте, это значит, что занимаются его родители. Они вместе с ним будут сидеть и заниматься, все время заставлять и контролировать, чтобы он что-то делал. И это нормальный путь. В моем случае, этих ребят родители тоже поначалу заставляли трудиться, и сейчас они уже сами занимаются, у них появилось желание. Я преподаватель, а не нянька. Моя задача обучить профессиональным технологиям. В 11 лет у ребенка продолжается игровой процесс, ему кажется – вот приду и сразу начну играть на барабане, он даже не может представить, сколько для этого придется пахать.

Самому старшему моему ученику 45 лет. Когда я преподавал в Москве ко мне приходили люди и старше 50. В любом возрасте не поздно научиться играть на инструменте, но важно понимать, что дар божий, как правило, дается человеку на 10 процентов, а 90 процентов он должен вложить своего труда.

- Как часто проходят занятия?

-Я провожу занятия по одному уроку в неделю в течение одного часа.  Чтобы у человека было время осознать материал, и самостоятельно его отработать. Все занятия индивидуальные, поскольку невозможно посадить перед собой трех учеников и одинаково донести до них материал. Кто-то воспринимает быстро, кто-то нет, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход.

 - Для домашних уроков обязательно иметь дома установку?

- Чтобы научиться играть на фортепиано, дома обязательно должен быть инструмент. Но с барабанами все иначе.  Многие как раз и пугаются того, что надо покупать установку, куда ее ставить, она будет мешать соседям и так далее. Преимущество обучения игры на барабане как раз и заключается в том, что ничего покупать домой не надо. Сама методика игры это, в принципе, техническая подготовка человека. Достаточно приобрести специальный пэд, на котором можно отрабатывать все упражнения. Вы точно также, как на барабане берете палочки и играете, что имитирует отскок от любого барабана. Потом приходите на занятие и любой прием, повторяете уже на акустическом барабане. Сейчас пошла мода на электронные барабаны. Я всегда говорю ученикам, что никаких электронных барабанов! Это табу!  Дело в том, что, играя на живом инструменте, мы извлекаем звук. Электронный же барабан звучит так, как его создали профессиональные барабанщики. Человек тыкает в эти барабаны и ему кажется, что у него все получается. А потом приходит сюда и у него ничего не звучит.

- Как вы сами стали барабанщиком?

- Я окончил музыкальную школу по классу трубы. Потом поступил в музыкальное училище и уже там перевелся на барабаны. Летом мы постоянно ездили по пионерским лагерям и, играя в оркестре, я почувствовал, вкус к этому инструменту.  В прошлом году исполнилось уже 40 лет моей профессиональной  деятельности.

- В каких оркестрах вам довелось работать?

-В 86-м году я начал работать с Алек­сандром Серовым. Позже я уехал в Таллин, где провел больше двух лет, играя с профессиональными музыкантами очень высокого уровня. Три года работал в разных клубах Норвегии, в 93-м году в Японии. Какое-то время мне довелось преподавать в музыкальном училище и даже в магазине продавцом-консультантом по ударным инструментам. Десять лет, до 2008 года играл в группе Кристины Орбакайте. Два года поработал с Николаем Носковым. Последние годы в группе «Рондо». Потом началась пандемия и мы с женой, она из Казани, решили переехать сюда.

Многие думают, что работа музыканта - это какая-то романтика. На самом деле это тяжелый труд, когда ты неделю безумных ночей проводишь в самолетах и потом приезжаешь домой и еще неделю лежишь, как убитый.

- Почему людям нравятся барабаны?

- Потому что это ритм, и сами барабаны – главенствующий инструмент в ансамбле. Когда нет дирижера, его роль выполняет барабанщик. Все играют под него.  И потом барабаны это не одна гитара, не одни клавиши. Это много всего и красиво смотрится.

- Как стать хорошим барабанщиком?

- Прежде всего нужен хороший преподаватель, к которому ты ходишь заниматься. У меня по советским временам были нормальные преподаватели, но свои основные знания я получил в Японии и в Америке. И сейчас могу передавать эти знания своим ученикам.

Неля Хайретдинова

 

источник:

Комментарии
Гость 15:20, 16 марта 2022
Здорово, что у нас открылась такая школа.
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость