Спасти и сохранить Лебяжьи озера взялись городские власти вкупе с научно-производственным предприятием «Казаньгеология» - на днях состоялась презентация проекта возрождения этого уникального водоема. Правда, о полном восстановлении речь не идет – проект предусматривает искусственное пополнение лишь Малого Лебяжьего озера, а про остальных три пока и речи нет.
ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ЛЕБЯЖЬИХ ОЗЕР?
Малое и Большое, Сухое и Светлое озера, известные как система озер «Лебяжье», привлекли внимание общественности еще в начале 90-х годов: уровень воды в них начала катастрофически падать. На Сухом последние несколько лет казанцы празднуют Сабантуй. В виде перешейка осталось четвертое из этих озер – Светлое, которое находится между Сухим и Большим Лебяжьими озерами. До последнего билось за свою жизнь Большое озеро: еще два месяца назад, по словам очевидцев, в нем была вода, теперь же и оно высохло. Выжило лишь Малое Лебяжье - за счет искусственной подпитки. Постоянное нахождение под «капельницей» - ее несчастливый удел.
Искусственная подпитка Лебяжьих озер является единственным способом их сохранения, считают экологи. С ними согласны и геологи. Правда, их мнения относительно источника подпитки озер разительно отличаются. Экологи изначально, как только начал падать уровень воды Лебяжьих озер, предлагали пополнять водоем из юдинского Карьера. Так оно поначалу и было. Только вот практичные люди довольно быстро сообразили, что трубы-то, по которым гнали воду, можно использовать и в других, личных целях – и, не медля, растащили их. Вода перестала поступать в озера. Со временем вспомнили о другом источнике – артезианских скважинах, пробуренных недалеко от озера Лебяжье в 1995 году. Они предназначались для тушения пожаров, но до последнего момента бездействовали. ООО «Научно-производственное предприятие «Казаньгеология» предложило городским властям альтернативный способ – восстановить Малое Лебяжье путем подачи воды из артезианских скважин. Предложение было принято. На месте соз-дали искусственный ключ, который геологи на днях презентовали общественности. В презентации участвовал и мэр Казани Ильсур Метшин.
Ключ будет пополнять водой озеро на 2,5 кубометров в сутки. Специалисты подсчитали, что за 30-40 дней уровень воды в Лебяжьем должен подняться почти на 1,3 метра. «Сейчас водосбор в озере составляет 12 кв. км, - объяснял гендиректор «Казаньгеологии» Владимир Соколов. – А в свое время водосбор был 30 кв. км». Получается, что озеро уменьшилось более чем в два раза! «Искусственный ключ оформили в виде небольшого бассейна со стоком, по которому вода, насыщаясь кислородом, поступает в озеро», - презентовал свое «детище» Владимир Николаевич. «Таким образом, мы получим озеро Малое Лебяжье? - спросил у геолога Ильсур Метшин. Ответ прозвучал утвердительный. Впоследствии, отвечая на вопросы журналистов, Ильсур Метшин отметил, что в перспективе планируется отдать лесопарковую зону «Лебяжье» в долгосрочную аренду в частные руки с тем, чтобы было кому благоустроить эти места для отдыха казанцев. А насчет судьбы трех остальных озер, градоначальник отвечал: «Кроме нашего желания еще должно быть слово науки. А наука, в частности КГУ, говорит, что эти озера далеко не безвозвратно потеряны. Но нужны вложения».
ТАК ЧТО ЖЕ ГОВОРИТ НАУКА?
Деньги на восстановление озер нужны, и немалые. Между тем, размер финансирования сыграл немаловажную роль при выборе источника питания для Малого Лебяжьего озера. Выше говорилось, что есть два источника искусственной подпитки - юдинский Карьер (озеро Изумрудное) и артезианская скважина. Экологи настаивали исключительно на первом варианте. Но для город-ской казны «по карману» оказался второй вариант, который экологи называют «альтернативно неблагополучным».
Относительно качества воды, поступающей в озеро из артезианских скважин, было сказано, что она «немножко жестковатая, но вкусная». Однако в беседе с профессором кафедры прикладной экологии КГУ Нафисой Мингазовой выяснилось, что вода из скважины высокоминерализована. Если в позапрошлом году минерализация озер была 700 млгр на литр, то в прошлом – 1000 млгр на литр, тогда как вода Лебяжьего озера изначально по химическому составу имеет 150-200 млгр на литр! Понятно, что это будет иметь печальные последствия для гидробионтов, то есть организмов, обитающих в воде. Идет разрушение экосистемы озера! «Мы не критикуем, но хотим, чтобы проектирование на самом деле было экологически правильным и грамотным», - говорит она.
…Еще в 1995-м году, когда Лебяжьи озера буквально чахли на глазах, казанские экологи предложили качать воду из Карьера. Воду подавали как раз в перешеек между Сухим и Большим Лебяжьими озерами, и таким образом пополнялись все четыре озера. «Юдинский Карьер – молодой водоем, его вода 1-2 класса чистоты, по сути, это почти питьевая вода, - объясняет эколог. – По своему химическому составу она близка воде Лебяжьих озер. Вот этот метод решения проблем и был правильным!» Экосистема озер весьма своебразно откликнулась на «правильный метод лечения». Осенью 95-го года, вспоминает Нафиса Мансуровна, когда объем воды пополнился, из-за поступления биогенных веществ с территории водосбора весь водоем стоял в зарослях элодеи канадской: «Я никогда не видела, чтобы она так пронизывала толщу воды, даже лодку нельзя было протолкнуть через нее». Впоследствии водная экосистема нормализировалась. Было видно, что поступление воды благотворно повлияло на ситуацию.
Что такое Лебяжьи озера? Малое Лебяжье – это рекреация, излюбленное место горожан, Большое Лебяжье – рекреация и рыбалка. В Сухом Лебяжьем обитало множество биологических объектов, в том числе, и занесенных в Красную книгу. Но не суждено было долго наслаждаться красотами возрожденных озер - из-за людей же, которые посчитали, что утащить трубы, от которых зависела жизнь всех четырех озер, будет гораздо выгоднее…
…Вместе с тем, чтобы прекратить фильтрацию, уход воды Малого Лебяжьего озера вглубь, по предложению московской фирмы, на его дне решено было поставить гидрозамок, то есть покрыть его 30-сантиметровым слоем глины. Нафиса Мансуровна рассказывает, что тогда казанских экологов попросили правильно подобрать глину. Да, эти два мероприятия – водоснабжение с юдинского Карьера и глиняный замок - позволили бы правильно решить проблему Лебяжьих озер, утверждает она. Но при реализации проекта были допущены грубые нарушения. И этот момент преподаватели казанского вуза теперь приводят в качестве примера своим студентам. Это как раз тот самый классический пример, «как можно неправильно реализовать проект».
Эколог объясняет происхождение Лебяжьих озер. Они относится к редкому типу водных объектов. Это междюнные озера, которые образовались между песчаными дюнами и держатся за счет небольшого слоя глиняной линзы под песком. А на дне озера - наилок, толщиной буквально 30 см. Так вот, москвичи предложили изъять этот ил и заложить дно глиной. Однако те, кто должны были проводить эти работы, проект прочитали иначе. По их понятиям, надо было углубить озеро еще на 2 метра и заложить его 30-сантиметровым слоем глины. Даже локально вырыли котлован, глубина которого доходила аж до 4 метров – позарились на чистый песок, который можно использовать в строительных работах! И тем самым повредили тонкую прослойку - глиняную линзу, на которой держалось озеро! Ошибку экологи-эксперты обнаружили слишком поздно - после того, как к ним обратились посмотреть результаты «восстановительных» работ. «Если раньше мы еще сомневались по поводу фильтрации воды, то теперь не было сомнения, что вся вода будет уходить в этот котлован», - говорит эколог. Ошибку, конечно, попытались исправить. Но… Вода из Карьера перестала поступать, а из-за поврежденного дна шла активная фильтрация воды. Озера стремительно «убегали».
…Да, мы можем радоваться этому ключу, который теперь будет наполнять котловину Малого Лебяжьего,- подытоживает разговор Нафиса Мингазова. – Но мы, во-первых, так и не решим проблему сохранности остальных трех озер, они в итоге будут потеряны. Во-вторых, мы не решим проблему нормального функционирования экосистемы озера». Точка зрения экологов на сей счет одна: «Наверное, можно говорить, что любая попытка спасти водоем хороша. В этом проекте сработал гидрологический принцип, то есть вода – как ресурс. Но все-таки решать проблему надо экологически грамотно и не экономить на этом средства».
НЕЙЛЯ АВЗАЛОВА, «ИТ»