28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

«У русского балета особый дух…»

26 марта 2022

Утром, в четверг, 24 марта, вся балетная труппа Казанского театра оперы и балета имени М. Джалиля, как обычно, собралась на очередной урок в родном балетном классе. Они стояли у станков, вытянувшись в струну, все, как на подбор, молодые, красивые, стройные и терпеливо ждали, когда в зал войдет великий Вячеслав Гордеев. В этот день именно он, художественный руководитель Московского областного государственного академического театра "Русский балет", народный артист СССР и РСФСР должен был дать мастер-класс татарстанским артистам.

Приезд в Казань заведующего кафедрой хореографии балетмейстерского факультета государственной академии театрального искусства (ГИТИС) стал возможен в рамках «Нуреевских сезонов», которые в эти дни впервые проходят в столице Татарстана. Почти восемьдесят артистов балета внимали каждому слову знаменитого балетмейстера. В паузах между движениями то и дело слышалось: «в балете больше ценится изящество, чем мощь», «вы всегда должны быть в форме, вытянутыми», «помните, старость начинается со спины», «ты сейчас выглядела целеустремленно, но не артистично», «не обедняйте себя, нарабатывайте улыбку здесь, в классе, потому что, если вы не научитесь улыбаться здесь, то на сцене вы не заставите себя это сделать», «оставьте всю  тяжесть жизни за стенами театра», «ваша задача совершенствоваться и развиваться, и делать это надо каждый день».

По окончании урока мы попросили Вячеслава Михайловича поделиться своими впечатлениями.

- Мне ребята очень понравились. Хочу отметить хороший общий уровень подготовки, музыкальность труппы. Часто, когда приходит новый педагог, его не всегда воспринимают.  А здесь я видел, что артисты быстро соображают и сразу выполняют все задания. Передо мной не стояла задача чему-то научить, это и невозможно сделать за один урок.  Другое дело - заставить задуматься, увидеть свои недостатки, подтолкнуть к желанию сделать больше в реализации своих способностей. Причем, все артисты, по природе, очень тщеславны, с ними нельзя общаться в назидательной форме. Стоит немного надавить, и они уйдут в защиту. Талантливых людей не стоит критиковать, им надо помогать. Это касается и педагогов, и прессы, которая часто бывает к ним безжалостна.

- Как отличить талантливого артиста балета?

- В балетном классе этого нельзя увидеть. Профессиональная подготовка может быть безупречной, но вот понимает ли человек тот предмет, которым он занимается, раскрывается на сцене. В балетной школе смотрят на гибкость, чистоту стопы, как мы говорим, умение высоко прыгать. Все это влияет на технику, на цепь взаимозависимых движений. Физические данные человека меняются, многим сейчас подвластно, то, что еще пару десятилетий назад, казалось невозможным. У современных артистов балета исключительно высокая техника. Многочисленные конкурсы, в которых они участвуют и побеждают, к сожалению, не всегда идут им на пользу. Стать победителем, еще не значит стать примой или премьером. Бывает на конкурсе участник покажет какое-то движение, и потом этот элемент эксплуатирует в каждом спектакле, независимо от его концепции и драматургии. Проще говоря, поменял костюм и больше ничего не изменилось. То есть без понимания задачи, просто демонстрирует свои физические возможности. Но это уже не искусство, а спорт.  Галина Сергеевна Уланова показывала нам не свою технику, а убеждала своим исполнением.  Она танцевала юную Джульетту, когда ей было уже за 40. И ей верили, - настолько убедительна она была в этой роли.  Для артистов моего поколения такие яркие личности, как Галина Уланова, Алексей Ермолаев, Вацлав Нижинский были, как путеводная звезда. Потому что их мастерство было пронизано тем самым духом, которым и отличается русский балет.

- Почему Русский балет остается ведущим в мире?

- Русский балет - это бренд, традиции, которые нарабатывались веками.  Русские артисты балета от природы наделены способностью так танцевать. Это выражается во всём - в нашей музыкальности, открытости, искренности. На западе превалируют прагматизм и конкретность. На сцене трудно это спрятать, всё вылезает. Технику можно освоить, а духовность должна быть от рождения.  И темы балетных спектаклей у нас тоже особенные – сказочные, о любви между мужчиной и женщиной, о доброте….  У них – все по-другому.

Правда, благодаря нашим педагогам, которые стали востребованы за рубежом после того, как рухнул железный занавес, и нашим артистам, в числе которых был и Рудольф Нуреев, в Европе тоже стали появляться хорошие труппы.  

Нам нельзя стоять на месте, надо развиваться, потому что наша профессия требует совершенства.

Неля Хайретдинова

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

12 августа