А вот интересно, подумали мы, ушел ли в прошлое ненавязчивый советский сервис? И провели эксперимент – прогулялись по элитным казанским бутикам. В принципе, сегодня, в эпоху товарного изобилия, за каждого клиента должна идти нешуточная борьба, а потому мы в глубине души полагали, что исключительная вежливость и предупредительность продавцов-консультантов сорвет «колючий» материал, ан нет – вот он, перед вами.
День у нас прошел, надо сказать, нетипично: в разгар рабочей недели праздно прогуливаться по магазинам и торговым центрам было странно. Но раз уж такое дело, ни в чем себе отказывать не будем, решили мы, – и вошли в роль, азартно примеряя меха, бриллианты и эксклюзивные дизайнерские платья. Однако, вопреки ожиданиям, удовольствия нам это времяпрепровождение доставило мало. То есть вещички-то, само собой, были порой очень даже хороши, а вот градус приветливости продавцов колебался от вежливости сквозь зубы до откровенного игнора и оскорбительного пренебрежения. Что немало огорчало.
Забегая вперед, скажем, что мы обошли массу торговых точек, и вот какая нарисовалась странная закономерность: хамство или просто безразличие продавцов к клиенту растет пропорционально увеличению количества нолей на ценниках. Складывается впечатление, что в самых дорогих магазинах продавцы заняты тем, что целый день ожидают «своего» клиента, придирчиво отфильтровывая его наметанным глазом из толпы. На всех прочих силы не тратят – экономят, ведь перед «VIP-ом» придется вывернуться наизнанку.
Итак, подробнее о нашем шопинг-эксперименте. Чаще всего встречали нас примерно как героиню Джулии Робертс в «Красотке» во время ее знаменитого рейда по магазинам. То есть нарушая непреложную аксиому, которую вдалбливают современным работникам прилавка на всевозможных тренингах: каждый клиент – это дорогой гость. Пусть посетитель часами выбирает товар, перемеряет хоть весь ассортимент, капризничает и не может определиться с размером и цветом – улыбайся, грамотно консультируй и делай все, чтоб человек не ушел без покупки или, во всяком случае, захотел прийти в магазин еще раз. И все это независимо от того, насколько бросается в глаза его платежеспособность! Но, похоже, работники магазинов, в которые мы заходили, бизнес-тренеров слушали вполуха.
В магазине «Бостон», куда мы заглянули для разминки, было тихо и безлюдно. Продавщицы, сгруппировавшись в уголку, о чем-то мило щебетали, не обращая ни малейшего внимания на вошедших. Будучи единственными клиентами, тщательно никем незамечаемые, мы обошли магазин во всех направлениях, долго перебирали одежду на вешалках, и, найдя самое дорогое платье за 140 тысяч, попросили его примерить. «Это не ваш размер», – с лету охладили продавщицы наш пыл. Однако мы были настойчивы, и после короткой борьбы в платье облачиться удалось (размер, кстати, был в самую точку). Сколько при этом боли и страдания читалось на лицах продавщиц! Шутка ли: мало того, что отвлекли занятых людей от приятной беседы, так еще платье у них прими, обратно на манекен надень…
Никто не бросился, ломая ноги, к потенциальным покупательницам и в «Парижском Доме Д,Эль». В первом отделе все силы продавцов были брошены на то, чтобы оттеснить непрошенных гостей в сторону выхода. Это им не удалось, и все, что хотели, мы померили, сопровождаемые красноречивыми взглядами и унылыми замечаниями с затаенной надеждой: «А у нас еще два отдела есть. Может, там посмотрите?» Мы, конечно, и там посмотрели – чего ж не посмотреть? В одном из них нас встретили, в общем-то, даже приветливо, все показали – рассказали, в другом же наше появление опять-таки прошло незамеченным. Но тут у продавцов была веская причина: все пятеро с энтузиазмом подтаскивали одежду к примерочной, где женщина средних лет и явно страшно дорогого вида готовилась сделать покупку. Клиент клиенту рознь, а мы увешанной драгметаллом упакованной даме не чета, вздохнули мы и отправились восвояси.
Прогулявшись по улице Баумана, отдохнув и попив водички перед очередным марш-броском, мы отправились в «Кольцо». К тому, что на посетителей в магазинах не очень-то обращают внимание, мы уже привыкли, а потому не удивлялись. Решив, что просто изрядно отстали от жизни – в самых дорогих бутиках нынче самообслуживание, как в супермаркете, мы безропотно тягали с плечиков шубки и платья и примеряли перед зеркалом. Больше всех досталось от нашего щенячьего восторженного энтузиазма продавщице «Fur Ever». И ладно бы назойливые посетительницы ограничились тем, что висит на вешалках, – так ведь им подавай то, что на манекенах!
- Эта шуба вам будет длинна! – вяло отбивалась несчастная.
- Я так не думаю – вы дайте, я примерю! – нас так просто с толку не собьешь.
- Это размер 42 - 44.
- Я как раз его и ношу.
- Она дорогая! – но и в ответ на этот убийственный аргумент мы не дрогнули, и продавщице пришлось раздеть манекен, оторвать ему руку и снять красивую шубу, отделанную мехом рыси. По виду девушки было совершенно ясно, что этой самой пластмассовой рукой она охотно нанесла бы опостылевшим клиенткам травму легкой, а то и средней тяжести. Когда в итоге мы покинули ее бутик, она не нашла в себе сил выдавить из себя хоть что-нибудь в ответ на наше улыбчивое «Спасибо, до свидания». Через полчаса, окончательно обнаглев, мы еще и вернулись, попросив разрешения сфотографироваться в шубке, якобы мужу показать. Устраивать «фотосессию» она не разрешила, но запечатлеть манекен все же позволила.
Уже покидая «Кольцо», мы заглянули в магазин одежды из Германии «Christ». Примерив меховую куртку ценою почти в семьдесят тысяч, долго допытывались у продавцов, из какого меха она сшита, как долго носится и насколько теплая. За исключением происхождения меха – ягненок, остальными сведениями продавцы почему-то не располагали. Хотя вообще-то не мешало бы знать, что ты пытаешься продать.
- Ну, ноская она… – неуверенно тянет консультант.
- Вот енот самый ноский, кролик – наоборот. По этой шкале где находится мех ягненка?
- Наверное, посередине примерно…
- Хорошо, а это мех рожденного ягненка или нерожденного?
- А что и такое бывает? – искренне удивляется продавщица.
- Бывает, – уверяем мы, восполняя пробел в образовании работников магазина, – называется каракульча.
Предоставив столь ценные сведения продавцам – вдруг пригодятся – мы наконец-то оставляем продавцов и дальше скучать в одиночестве.
«Апофигеем» нашего похода стало посещение «Сувар-Плазы». При взгляде на продавцов бутика «Luisa Spagnoli» буквально холодела спина и отнимались ноги – взором примораживают к месту, дальше порога магазина не пройдешь. Не то что рискнуть попросить померить – спросить о цене понравившейся кофты было страшно, это надо видеть (и слышать), с каким видом она тянет: «Двенадцать». Суммы на ценниках, что ли, им так на голову давят? Или, может быть, симпатичные девушки всю эту красоту не просто продают, но сами разрабатывают и производят, а фамилии у всех – не меньше, чем Карден и Шанель? А иначе откуда столько царственного презрения к непосвященным? Ни за что не подумаешь, что эта дива приехала на работу на обычном автобусе и работает за обычную зарплату. Чувствуя себя чужими на этом празднике жизни, мы побыстрее ретировались, дабы не подвергать чувствительную психику новым испытаниям. Ей-богу, стрессов и так вполне хватает, чтобы еще получать новые порции в магазинах.
Реставрировать изрядно потрепанную самооценку нам удалось в магазине «Ювелирная мода». Там продавец с приветливой улыбкой по первой просьбе открыла витрину с эксклюзивными украшениями и дала примерить кольцо с жемчугом и двадцатью бриллиантами и миленький бриллиантовый же перстенек с изумрудом. Полегчало – все-таки бриллианты и правда лучшие друзья девушек.
Шопинг совершали Альбина НУРИСЛАМОВА, Ольга ПАНФИЛОВА, «ИТ»