28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Когда песня идет от сердца

1 июля 2022

Время неумолимо и безжалостно забирает с собой гигантов культуры Татарстана. Давно нет с нами наших прославленных композиторов Э.Бакирова, Р.Белялова, Л.Любовского, актеров Р. Мифтахова, Ш. Биктемирова и режиссера М. Салимжанова, певцов В. Гизатуллиной, Н.Василовой, Т.Якупова, Р. Вагапова, Г.Ильясова и Х.Бигичева, драматурга Т. Миннуллина, режиссеров Н.Даутова, Ш. Сарымсакова, П. Исанбета, Д. Сиразиева. Вот и имя народной артистки Татарстана Нажии Теркуловой навсегда вписано золотыми буквами в историю татарской культуры.

Уроженка Астрахани, она всю свою жизнь отдала Казани и Татарстану. Из окон дома певицы вся столица была как на ладони, отсюда видны и величественные стены Кремля, и потоки машин на улице Чистопольской.

У певицы были необыкновенная память и превосходный дар рассказчицы, застенчивая улыбка, проницательный взгляд и совершенно очаровательная скромность. Нажия Теркулова не оглядывалась назад и не строила грандиозных планов на будущее, ибо открыла для себя счастье в настоящем. Радиоприемник, всегда настроенный у актрисы на волну «Татарстана», давал ей возможность знать о ситуации в республике, о музыкальных новинках, о людях, которых она хорошо знала и любила.

Певица всегда была окружена единомышленниками, с которыми сотрудничала долгие годы. Иногда, чтобы проснулось вдохновение, ей просто надо было почувствовать себя в особой атмосфере. Музыкальность Нажие Абдрахмановне генетически передалась от отца. В семье все пели, дома было пианино, купленное дедом, отец играл на мандолине и обладал изумительным тенором. В Астрахани перед войной располагался татарский театр «Вулкан», в котором исполнялись музыкальные драмы Салиха Сайдашева. Арии из них постоянно исполняли дома и знали наизусть. Безусловно, что первым учителем музыки в те годы было… радио, по которому передавали классическую музыку, оперы и оперетты в лучшем исполнении. Имена И.О.Дунаевского, И.С.Козловского, С.Я.Лемешева, В.В.Барсовой были у всех на слуху.

Юная Нажия Теркулова училась только на «отлично», ежегодно получала похвальные грамоты, любила рисовать, посещала хоровой и драматический кружки при Астраханском доме пионеров. После школы мечтала поступить в институт, но из-за тяжелых материальных условий семьи некоторое время работала лаборанткой на рыбоконсервном заводе. Позднее поступила сразу на второй курс музыкального училища. Ей повезло с педагогами. Более того, после училища ей дали направление на продолжение учебы в консерватории.

Отец погиб на войне, мать не хотела отпускать дочь далеко, но стремление получить высшее образование в консерватории поддержала бабушка. В Московской консерватории в те годы существовал факультет национальной музыки народов СССР, на который и поехала поступать юная Нажия Теркулова. Москва влекла размахом, афишами, великими именами, красивыми улицами и памятниками истории. На вступительном экзамене певица заслужила похвалу комиссии, спев партию Снегурочки из одноименной оперы. Девушку приняли в Московскую консерваторию, где она проучилась полгода, поскольку факультет национальной музыки расформировали, и доучивалась актриса уже в Казанской консерватории, куда ее перевели из Москвы.

Музыкальная жизнь Татарстана в 1950-1960-е годы концентрировалась вокруг радиокомитета, здесь собиралась вся музыкальная элита. Уже со второго курса Нажию Теркулову приглашали на радио, ее голос хорошо ложился на пленку. Тесно общаясь с Дж. Файзи, М. Музафаровым, Р.Яхиным и И.Шакировым, певица постигала особенности музыкальных традиций татарского народа, которые колоссально обогатили ее духовный мир. Теркулова тянулась к классике, мечтала петь в оперных спектаклях, но в театр ее не взял Назиб Жиганов из-за маленького роста. В те годы Москва отбирала для Всесоюзного радио записи в фонды музыки народов СССР. Нажия Абдрахмановна спела с оркестром песню М. Музафарова для всесоюзного радио (в фондах хранятся многие ее записи).

Певицу пригласили в Татарскую государственную филармонию, и она в бригаде артистов поехала с концертами в Среднюю Азию. Все заговорили о природном даре Теркуловой. В Алма-Ате втайне от группы она прослушалась в оперном театре и позднее получила приглашение туда на работу. Актрисе сразу доверили спеть партию Джильды из «Риголетто», здесь она проработала два года. Потом вернулась в Казань.

В Татгосфилармонии по-прежнему шла активная концертная жизнь, бригады ездили по всему СССР. Однажды Нажия Абдрахмановна даже побывала в экзотической Монголии. Правда, за рубеж в те годы часто не ездили, поэтому Теркулова в основном гастролировала по стране. В 1982 году на фирме «Мелодия» вышел диск – гигант с песнями в ее исполнении, чуть позже ее удостоили высокого звания народной артистки Татарстана.

Замысел песни, говорила Нажия Теркулова, - это дверь во внутренний мир исполнителя. Поэтому творческая энергия должна быть свободной, ибо дух творчества не знает дисциплины. Певица изучила «изнутри» все нюансы вокала, общаясь с Г. Рахимкуловым, Р. Вагаповым, Э. Заляльдиновым, И.Шакировым. Ее влекли отточенная техника и «равновесие» стиля, волновала яркая и образная поэзия Сибгата Хакима, Зульфата, Мустафы Ногмана, Рената Хариса. Поэты вдохновляли Нажию Абдрахмановну на рождение образов кротких, страдающих, нежных, пленительных героинь. В ее песнях всё направлено в высоту, в звук оркестра или отдельного инструмента, в необъятные просторы ее волжской души. Все творчество Нажии Теркуловой - это уникальный «золотой» фонд татарского искусства, который мы обязаны сберечь для будущих поколений.

Марат Шакирзянов

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

15 августа