2 (1047) в продаже с 27 января 16+

Айгуль Гайсина-Гилд: «Наш мир - корабль»

3 октября 2022

Известная российско-австралийская балерина и хореограф Айгуль Гайсина-Гилд принадлежит к легендарному поколению деятелей культуры. Это про Айгуль и ее товарищей, с которыми она училась в легендарной Мариинке и танцевала на многих сценах мира (про Нуреева, Барышникова, Годунова) рассказал Юрий Визбор в 1964 году песенными строками, ставшими неформальным гимном СССР: «Зато мы делаем ракеты, и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». Как и все эти танцовщики, слава и гордость русского и мирового балета - Айгуль оказалась на Западе в то же самое время, что и ее партнеры по сцене. Но пути, определенные ей Господом Богом, были иными. Впрочем, обо всем по порядку.

Айгуль Гайсина родилась в 1946 году в Казани в семье Кабира Закировича и Амины Шакировны Гайсиных. В 1956-1965 годах училась в Ленинградском хореографическом училище имени А.Я.Вагановой (ныне Академия русского балета в Санкт-Петербурге) в классе легендарной танцовщицы Наймы Валеевны Балтачеевой. По возвращении после учебы в Казань ей попалось в газете объявление о конкурсном приеме в балетную компанию в Москве. На дворе стоял 1967 год. По распределению в Казани необходимо было отработать в театре оперы и балета еще два года, но, обладая стальной, по собственному признанию, татарской волей к победе, она поехала в столицу.

Приехав в первопрестольную, танцовщица оказалась среди четырех сотен конкурсантов. Оказалось, что организатор мероприятия - ансамбль молодого тогда Игоря Моисеева, которому властями было поручено создать профессиональную балетную труппу, дабы гастролировать на Западе и добывать для страны твердую валюту. Такая маленькая компания была бы гораздо менее затратной и более прибыльной, чем организация гастролей Большого или Кировского балетов. Плюс артистам отводилась роль народной дипломатии при первых пробных приоткрытиях «железного занавеса», отделявшего СССР от всего остального мира. Гайсина прошла по конкурсу в эту компанию. Возникли трудности с Татарстаном, но через Министерство культуры СССР их удалось преодолеть. С помощью министра Екатерины Фурцевой и по ходатайству Ирины Тихомировой, художественного руководителя ансамбля Игоря Моисеева и супруги балетмейстера Асафа Мессерера, Казанский театр ее отпустил.

Компания была поначалу крохотной – семь человек. Их подготовкой занимались знаменитые Асаф и Суламифь Мессереры. В 1969 году все были готовы гастролировать. Первая поездка состоялась в Австралию. Российскую балетную компанию назвали «40 звезд русского балета». В Австралии советскими артистами занимался наследственный импресарио Майкл Эджли, серьезный человек, уровня легендарного Соломона Юрока. Его отец в свое время работал с советскими артистами, привозил даже советский цирк и Краснознаменный ансамбль песни и пляски. Перед гастролями советских артистов в 1968 году, Эджли приехал в Москву на смотрины вместе со своей сестрой, матерью и помощником Эндрю Гилдом. В зале имени Чайковского молодые российские таланты сделали для них полную программу, гостям очень понравилось. Они пошли в Министерство культуры и подписали контракт. Гастроли в Австралии были невероятно успешными.

Айгуль Гайсина влюбилась в Эндрю Гилда, у нее начала складываться успешная личная жизнь. Однако после гастролей Айгуль Кабировна вернулась в СССР, а Гилд остался.

Айгуль работала в Москве в Музы­кальном театре имени Станислав­ского и Немировича-Данченко. Интерес­ный факт: на сайте «Балет А.Годунова» сказано, что Айгуль Гайсина на премьере балета «Гаянэ» исполнила партию Нунэ. После чего след балерины теряется»… А он и не думал теряться, потому что к моменту их бракосочетания в Москве в 1972 году Эндрю Гилд много раз навещал в столице возлюбленную со всем сопутствующим тогдашнему времени антуражем: неотлучным «хвостом» из КГБ, мужчинами в черном, общим ощущением чего-то чрезвычайно опасного и недозволенного. Эндрю сделал предложение, и девушка его приняла. Свадьбу сыграли в Москве, но перед этим пришлось преодолевать бюрократическую волокиту. То печать не та, то бумаги не так оформлены, то еще что-нибудь. Эндрю бегал то в свое посольство, то вообще летал обратно в Австралию за недостающими документами. Полгода Айгуль Кабировна ждала визу на выезд. В итоге все препоны были преодолены, и она благополучно улетела в 1973 году в Австралию к мужу. Стала работать с австралийским балетом, правда, недолго. К 1978 году, когда ей было за тридцать, она закончила танцевальную карьеру, потому что просто захотела быть женой и матерью. Эндрю понял и поддержал, хотя первое время не мог поверить, что любимая Айгуль сможет оставить сцену. Она оставила сцену на целых шесть лет, родила детей и с упоением занималась ими.

В 1982 году госпожу Гайсину-Гилд пригласил мельнбурнский «Виктория Колледж оф Артс», а через год она перешла на работу в балетную школу «Дэйм Маргарет Скотт», где проработала 10 лет. Потом работала с австралийской балетной компанией как приглашенный педагог и репетитор. Работала в Дании, Гонконге, на Филиппинах, позже в 2009 году в Хьюстоне (США) репетировала «Баядерку», а в 2011 году поставила там же «Жизель» по приглашению директора балетной компании Стэнтона Уэлша. Премьера была, по отзывам американской прессы, прорывом, которым грезят все балетоманы мира.

Сегодня наша славная землячка Айгуль Гайсина-Гилд продолжает радовать мир новыми яркими постановками, демонстрируя удивительную красоту и традиции одухотворенного классического танца.

Марат Шакирзянов

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
27 января
23 января