5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

«Улицы Лагранжа» - это огромная человеческая культура

30 сентября 2022

Окунуться в черно-белый мир Владимира Лагранжа, классика советской фотографии, увидеть наше, не такое уж и далекое прошлое, поразмышлять, поудивляться, полюбоваться… Такая возможность представилась казанцам в Национальной художественной галерее «Хазинэ», где вчера состоялось открытие фотовыставки Владимира Лагранжа.

В рамках региональной программы Галереи Люмьер и Фонда Still Art в Казань привезено более ста работ автора, начиная с 1960-х и заканчивая 1990-ми годами. Ретроспектива охватывает около сорока лет творчества Лагранжа и знакомит нас с самыми яркими кадрами времен оттепели.

«Выставка под названием «Улицы Лагранжа» - это большой ретроспективный проект фотографа, человека, который был признан уже в 60е -70е годы, когда он только начал заниматься творчеством, - рассказывает Александра Анисимова, куратор Галереи Люмьер.- Мы делаем разные акценты в нашей экспозиции, которые могут по-настоящему удивить современного зрителя. Это не только классические работы Владимира Лагранжа, среди которых известные всем «Бабуля», «Вратарь», «Голуби мира», «Юные балерины». Но также мы представляем и тематические блоки. Среди них первая заграничная поездка автора, что было недоступно в те годы многим советским гражданам. Это и блог про 90-е, и проживание в коммуналках. Поскольку мы в комплексе занимаемся еще и издательской деятельностью, то привезли и каталоги, которые отдадим в дар библиотекам и университетам Казани. Хотелось бы обратить внимание и на название самой выставки. Почему «Улицы Лагранжа»?  Ведь казалось бы, здесь мы видим не только сюжеты, связанные с уличной фотографией. На самом деле, это такая очень емкая и выразительная метафора того творческого пути, через который этот автор прошел. То есть тот временной диапазон, те самые улицы, на которые его забрасывала судьба, на разных территориях нашего государства и в зарубежных поездках - все то, что символично вписывается в эти улицы Лагранжа. Потому что на его жизненном пути их было так много, что он действительно является таким своеобразным собирателем событий, которые происходили в истории нашей страны, их рассказчиком в рамках каких-то конкретных сюжетов, фотоочерков и фотоэссе.

Владимир Лагранж с самого детства был увлечен фотографией – снимал своих школьных товарищей и пейзажи курортного Крыма. В 1959 году он пришел в Фотохронику ТАСС в качестве ученика, и вскоре стал штатным фотографом. В 60-е годы у фотографов уже появилась возможность обладать мобильной репортерской фотокамерой, которая позволила, наконец, отказаться массивных фотоаппаратов с треногой. Поэтому Лагранж снимал и на Кодак, и на ФЭД, и на Лейку. В зависимости от того, какую аппаратуры ему предоставляла редакция. Я хорошо помню, что Владимир с горечью говорил, что у него никогда не было своего фотоаппарата. Так вышло, что весь творческий путь он так или иначе работал на какое-то из издательств. И, соответственно, каждый раз, когда он работал на ту или иную редакцию, ему выдавалась фототехника, которую не приходилось выбирать. С появлением широкоугольной техники, а потом и первых телеобъективов у Лагранжа появляется возможность по-новому раскрыть свое творчество. Появляются еще более необычные сюжеты и необычные способы съемки, больше технической возможности реализовывать какие-то свои задумки. Владимир закончил снимать 95-м году и вернулся к съемке уже в начале нулевых. Этот период простоя отчасти связан, с невозможностью преодолеть тот рубеж, который произошел с нашей страной в 90-е годы. Разруха, бедность, очереди, коммунальные проживание, пустые прилавки довольно трудно дались оттепельному фотографу в плане эмоциональных проживаний.

Ему не хотелось снимать чернуху, как ее называли тогда в прессе, и в какой-то момент он понимает, что больше не хочет снимать. Когда он вернулся к фотографии, то, скорее, как любитель, которому впервые в руки попалась цифровая фототехника. Он увлекается макросъемкой и начинает фотографировать цветы, буквально первые доступные, что есть у него на даче в ближайшем доступе. Напитавшись всем этим мраком, которые принесли перемены 90 х годов, он, видимо, на каком-то интуитивном уровне, начинает в первую очередь обращаться к цвету, а именно к съемке цветов, каких- то насекомых. То есть какая-то активность, она, конечно, угасла. И вот он сосредоточился на каких-то более простых сюжетах.

Практически одновременно в Казани открывается и выставка работ Александра Родченко. Почему эти две выставки существуют в тандеме? На самом деле это такая очень удачная связка, поскольку оба автора транслируют два важных витка в развитии советского фото - авангард 20-30-х годов и оттепель 60-х. Лагранжа в своем творчестве как бы трансформирует те композиционные приемы, которые стали новаторскими при Александре Родченко».

Центр фотографии Люмьер работал с архивом Лагранжа почти 15 лет. Выставка, которую сейчас могут видеть казанцы, делалась несколько лет и произведена галереей Люмьер вместе с Владимиром Лагранжем. Впервые ее показали два года назад в Москве, и по словам директора галереи Люмьер Натальи Григорьевой- Литвинской, еще один город, в котором Лагранж действительно хотел, чтобы увидели его выставку, была Казань. Выставка проехала уже несколько городов и везде была встречена с искренним интересом.

 «Это не просто очередная выставка. Это выставка уникального фотографа, сказал на открытии Фарит Губаев, известный татарстанский фотограф, заслуженный деятель искусств Республки Татарстан. - Фактически это энциклопедия фотографического образования. Потому что это редкость, когда один человек владел всеми жанрами - портрет, пейзаж, натюрморт, то есть Владимиру было все по плечу. Он был не просто профессионал, а человек высочайшей культуры, хорошо знавший мировую культуру, живопись, музыку.  Чтобы сделать такие работы недостаточно одного понимания, куда нажать. Работая в таком пропагандистском журнале, как «Советский Союз», можно было запросто скатиться в рекламную картинку. От нас, профессионалов тогда требовали возить с собой белые платочки и надевать их на голову дояркам, чтобы все было классно, иначе не пропустят снимок в газете или журнале.  Владимир остался художником, который не сломался и именно поэтому здесь, на вставке вы практически не найдете ни одной постановочной фотографии. Я хочу, чтобы все молодые фотографы внимательно изучали каждую работу Лагранжа, потому что эти снимки сделаны не на лету. В них огромная человеческая культура».

Выставка будет открыта до 27 ноября.

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость