2 (1047) в продаже с 27 января 16+

«Личности Миллигана», или находки современного танца

8 ноября 2022

Что такое свобода в балете? Свобода в поисках новых форм, новых движений, стилей, способов визуального выражения чувств и эмоций. Представьте, что каждое движение способно стать танцем, что через танец можно говорить на любые темы, экспериментировать с пространством и многое другое. Возможно ли это в классическом балете? Нет, все-таки классическое искусство создает некие рамки, которые необходимо соблюдать, в России особенно в силу менталитета и прочных традиций. Так что все эксперименты в балете происходят в современной хореографии. Именно она дает безграничный простор для творчества.

Не только за границей, но и в нашей стране проводятся фестивали, связанные с этим направлением искусства, и проходят они при аншлаге. Например, Международный фестиваль балета Dance Open, который представляет и классические, и современные направления. Или Международный фестиваль современной хореографии Context Дианы Вишневой. А для татарстанцев ярким  культурным событием, в первую очередь, является Фестиваль современного балета #StagePlatforma под руководством премьера Татарского академического государственного театра оперы и балета (ТАГТОиБ) им. М. Джалиля, заслуженного артиста Татарстана Олега Ивенко и при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

В этом году фестиваль проводился в пятый раз, он был наполнен сюрпризами, множеством оригинальных хореографических композиций, и самой впечатляющей «находкой» - мировой премьерой одноактного балета «Билли Миллиган». Приятно отметить, что с каждым годом Олег Ивенко со своими единомышленниками делает все возможное для того, чтобы фестиваль становился лучше, разнообразнее, интереснее, и даже вызывал дискуссии. В этом большая заслуга также художественного руководителя балета Татарского академического государственного театра оперы и балета (ТАГТОиБ) им. М. Джалиля Владимира Яковлева и директора  театра Рауфаля Мухаметзянова.

В балете «Личности Миллигана» Олег Ивенко исполнил главную роль. Для тех, кто не в курсе, Билли Миллиган - психопат, страдающий расстройством личности, так что можно представить, как непросто было воплощать его образ даже такому профессионалу, как Олег Ивенко.

- В балете, конечно, не показана вся биография Миллигана, речь идет всего лишь о небольшой части из жизни героя. Но зрители смогут понять через язык кинобалета, что здесь наглядно показана тема дискриминации, сложных взаимоотношений с отцом, тема того, как важно своему ребенку дарить любовь, - рассказывает Олег Ивенко, - зритель сможет заглянуть в подсознание героя и задуматься над важными для себя вещами, в первую очередь, о своем отношении к родным людям. Мне как танцовщику в данном случае непросто, потому что главный герой в безвыходной ситуации, он не ответственен за свои решения, у него постоянное раздвоение личности. И мне фактически пришлось танцевать несколько разных людей, олицетворявших образ главного героя. Хочу выразить большую признательность Олегу Габышеву, который создал достойное либретто к спектаклю, и композитору Эльмиру Низамову, который написал потрясающую музыку. Что касается меня, то по поводу воплощения на сцене образа Миллигана я советовался с Рэйфом Файнсом и он дал мне пару ценных советов. Он сказал, что это смелое решение – примерить на себя образ скандальной личности с тяжелой судьбой, но сейчас такое непростое время, что на эту тему уже и сериалы начинают снимать. То есть социум волнуют такие темы, их надо поднимать. А у нас получился именно кинобалет – то есть своеобразный триллер с обилием лейтмотивов, темами, тембрами-персонажами, с полным погружением в историю.

Кинобалет, действительно, получился захватывающим, что доказывает и реакция зрителей. В целом, надо отдать должное Олегу Ивенко, который сумел  за несколько лет добиться того, что фестиваль современной хореографии стал яркой визитной карточкой Казани. Ведь начинать было совсем не просто. В первые годы площадками для этого события стали Дом актера и уличное пространство на территории Казанского Кремля. И только на третий год фестиваль стал проводиться в Татарском академическом государственном театре оперы и балета (ТАГТОиБ) им. М. Джалиля. То есть и в Министерстве культуры РТ и в самом театре, и в Президентском Фонде культурных инициатив на тот момент признали, что это мероприятие достойно представлять Татарстан как один из центров, где развивается современная хореография.

На вопрос главного редактора «Известий Татарстана» о том, как специалисты и зрители относятся к постоянным  революционным идеям Олега Ивенко, связанным с современной  хореографией, знаменитый танцовщик ответил: «Я просто хочу, чтобы развивался как классический балет, так и современный танец. Понимаю, что труппа нашего театра к этому не готова, вернее, не совсем готова, но жизнь танцовщика – в развитии, в движении. Современная хореография открывает новые возможности для танцовщиков, продлевает им карьеру. Ведь в классическом балете в 35 лет уже не можешь делать то, что делал в 25. А Диана Вишнева, например, как раз продлила себе творческий путь в этом смысле именно благодаря возможностям современной хореографии. Я не революционер, я просто за развитие, за новые идеи, методы, движения».

Эти новые идеи, без сомнения, приносят свои достойные плоды. Гармоничное слияние музыки, хореографии и мастерства танцовщиков позволяют создавать впечатляющие шедевры на сцене, что и доказал очередной фестиваль современного балета #StagePlatforma.

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
3 февраля
2 февраля