Архив
В начале 2007 года лауреат Всесоюзного и Всероссийского конкурсов, лауреат международного Карфагенского фестиваля фольклора в Тунисе, интернационального фестиваля во Франции Государственный ансамбль песни и танца РТ отметит свое семидесятилетие. Сегодня о прошлом, настоящем и будущем коллектива, связанном с фольклорными традициями татарского народа, размышляет главный балетмейстер Раиля Гарипова, отдавшая искусству танца почти сорок лет творческой жизни.
- В скрижалях истории Государственного ансамбля песни и танца ваше имя занимает не последнее место. Знание национального танцевального фольклора и высокий художественный вкус помогают создавать яркие самобытные постановки, ставшие основой многих программ ансамбля. Что из того, что создано, близко сейчас?
- Например, танец казанских девушек или «Танец с шалями» мне дорог. Он «живет» на сцене уже тридцать лет. И до сих пор востребован зрителями. В основе его лежит татарский фольклор, олицетворение образа татарской девушки. Или взять танец в прекрасной постановке Гая Тагирова «Гости Казани». Почти пятьдесят лет мы его ставим на разных сценах, в том числе и зарубежных, и люди откликаются на каждое движение танцоров. Вспоминаются и танец «Пять пар», полный юношеского заряда и оптимизма, и композиция «Аулак ой» в постановке Файзи Гаскарова, рассказывающая о старинном татарском обряде, когда родители уезжали в гости, а молодежь собиралась дома и устраивала посиделки; «Мензелинская плясовая» и вокально-хореографическая постановка «Гармонь, гармонь» на музыку Ключарева, а «Танец девушек» на музыку Музафарова олицетворяет новый женский образ и выдержан в аристократическом стиле. Отдельной строкой можно провести программу, посвященную 1000-летию города - «Сказ о Казани» в постановке Бориса Ляпаева. Большой вклад в программу внесли музыкальный оформитель Рашид Мустафин, исполнитель и музыкант Ренат Валеев, композитор Марс Макаров, хормейстеры Венера Гараева и Нияз Гараев и художник программы Людмила Волкова. Конечно, есть одноразовые постановки на то или иное событие. Все, как в самой жизни. Хочу сказать о композиции «Гости Сабантуя», в которой в единую сюиту сплетены мордовский, марийский, башкирский, чувашский и русский танцы. Эту и другие танцевальные постановки хорошо встречают в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Турции, Финляндии. 2 июля ансамбль едет на Сабантуй в Казахстан.
- Любой творческий коллектив – это живой организм, подверженный взлетам и падениям. Что давало стимул воскреснуть после неудач, если таковые имели место?
- Неудач, падений по определению не было. Было время, когда мы оказались невыездными, и это было связано с общей экономической ситуацией 90-х. Хотя до этого времени наш ансамбль гремел не только по стране, но и за рубежом. В 1986 году, например, Государственный ансамбль песни и танца РТ занял первое место среди всех творческих коллективов России. Были гастроли в Японии, Италии, Англии, Финляндии, Венгрии, Польше и в других странах. И главное, был опыт общения и обмен творческими идеями с другими известными коллективами. Тогда существовали конкурсы, которые помогали творческим людям и коллективам развиваться, двигаться вперед. Были курсы повышения квалификации на базе института Гнесиных, ГИТИСа. Сейчас можно говорить о возрождении традиций. Три года назад Академия культуры и искусства РФ возродила международный фестиваль национальных искусств. Кстати, этот фестиваль уже шествует по регионам. Осенью в Нижнем Новгороде мы примем в нем участие, а на следующий год в рамках 70-летия Государственного ансамбля песни и танца РТ международный фестиваль национальных искусств будет проходить в Казани. Произошла инвентаризация творческих коллективов. Приятно видеть известные и новые творческие коллективы, но, к большому сожалению, отдельные не выдержали экзамен времени и прекратили существование. Безусловно, возрождение истории и национальной культуры будет продолжено. Один пример подтвердит мою мысль – в Москве ежегодно проходит всемирный форум фольклористов. И это зерно, кладезь национального богатства, национальной культуры, не будет потеряно никогда.
- Действительно, ансамбль смог адаптироваться к переменам. Каким образом творческий коллектив «вписался» в канву современной культуры и не растерял традиций?
- В 1995 - 1996 годах руководство ансамбля начинает заниматься продвижением творчества Государственного ансамбля самостоятельно. Выходит на организаторов различных фестивалей и продюсерские центры других стран. Восстанавливается сетка гастролей. Первая поездка в Ирак дала стимул и стала большой подпиткой для коллектива. А поездка во Францию в 2000 году! На фестивале в Дижоне мы стали лауреатами.
- Люди, занимающиеся хореографией, должны подходить к своей работе не с позиции обязанностей, как-то подметили вы в разговоре. «Слепые» исполнители вам неинтересны. Значит ли это, что происходит естественный отбор в коллективе?
- Касаясь творческого цеха, могу сказать, что Набережночелнинское училище искусств готовит профессионалов. С прошлого года нас радует Казанское хореографическое училище: из первого выпуска народного отделения в наш коллектив влились три человека, а в этом году еще два. Молодых специалистов «подкидывает» и Казанский государственный институт культуры. В числе ярких солистов я бы назвала Елену Любименко, Марселя Кучимова, Романа Спиридонова, Руслана Хамидуллина, Регину Хамидуллину, Альбину Максумову. Всегда идет общий творческий процесс. Я учитываю как внешние данные, технические характеристики артиста, так и исполнительские возможности и актерское мастерство. Важно, чувствовать, знать, что люди - не марионетки. Я ценю идеи. Наша обязанность - давать развитие традициям, сценическому образу через синтез песни, танца, музыки. В 1982 году по инициативе Лимы Кустабаевой и директора музыкального училища №3 Ильдуса Алмазова была создана студия «Юлдаш». В 2006 году она стала базовой школой при ансамбле и перешла под крыло Министерства культуры РТ. Кстати, сейчас руководителями студии являются мои ученицы Ляйсан Хаметова и Лилия Сорокина. И еще – наши дети участвуют и побеждают в международных, всероссийских и республиканских конкурсах.
- Получается такая «сладкая» картина из жизни творческого человека. Есть ли потайной смысл в ваших словах? Неужели творчество без проблем?
- Да, мы любим искусство и, наверное, многим жертвуем. При мизерной зарплате фантастически любим свою музу. Хотя Минкульт и правительство нас не обижают: выделяют средства на оборудование и пошив костюмов, но труд исполнителей по-прежнему не ценится. К сожалению, осталось в далеком прошлом чувство гордости за нашу культуру у наших не бедных соотечественников. Мы же не лично для себя просим. Хотя сейчас уже перестали просить. Знаете, раньше (в течение десяти лет) был хороший альянс Государственного ансамбля и Татнефти. Концерты ансамбля ждали в нефтяных районах республики. Сейчас традиции меценатства утеряны. Однако простого зрителя мы не забываем. Открыв новый сезон в Казани, на следующий день мы показали программу в Набережных Челнах вместе с карельским ансамблем «Кантеле». Сложились добрые отношения с администрацией этого города.
Кстати, по инициативе художественного руководителя ансамбля Айрата Хаметова и директора Юрия Жукова мы приглашаем другие творческие коллективы для совместных выступлений. В частности, в этом году пригласили калмыцкий ансамбль песни и танца «Тюльпан».
Стыдно, но у нас нет постоянной концертной площадки. Закрытие сезона обычно проходит в концертном зале филармонии. К сожалению, для такого большого коллектива, как наш ансамбль, отсутствие собственной площадки ведет к тому, что широкий зритель хоть и слышал о нас, но не видел. Прискорбно. А ведь мы даем запоминающиеся концерты. Смотрю программы по ТВ, вижу развлекательные программы, сулящие большие выигрыши, «дешевую» эстраду и думаю, кто же выпустил этого горе-солиста на экран. Ощущения пренеприятные. Нам постоянно приходится арендовать площадки оперного театра или театра Камала. На наше здание жаловаться грех, но проводить порой сводные репетиции в миниатюрных залах очень трудно. Учтите, что у нас очень богатый гардероб – это почти целый этаж. И, конечно же, существует проблема вселенская - это жилье. Приглашая выпускников работать у нас, мы не можем обеспечить их элементарной комнатой. Раньше было общежитие филармонии, а сейчас наши исполнители скитаются по квартирам. А для творческих людей, сами понимаете, это недопустимо.
Хочу добавить, и мои коллеги меня поддержат – Государственный ансамбль песни и танца РТ является визитной карточкой республики. Ансамбль - творческое, народное лицо Татарстана, особенно в зарубежных гастролях (кстати, едем обычно в усеченном варианте). Мы можем выступать целую неделю, не повторяясь в композициях.
Мне кажется, что внимание к нашей персоне - Государственному ансамблю песни и танца РТ - будет определено календарем 2007 года, то есть нашим юбилеем.
Беседовала Римма ШАКИРОВА
16 – 22 июня 2006 года. № 24 (230)