33 (1035) в продаже с 16 сентября 16+

«Татар жыры» - перспективы развития еще впереди

26 декабря 2008

На прошлой неделе завершился IX Международный эстрадный фестиваль татарской песни «Татар жыры-2008». Ежегодное, ставшее уже традиционным, музыкальное событие, как обычно, привлекло к себе внимание большого количества татарской публики. Три дня за происходящим на сцене КРК «Пирамида» следил весь татарский бомонд – писатели, поэты, политические, театральные, общественные деятели и просто дорогие гости из районов республики и даже соседних регионов. Заслуживало ли происходящее такого внимания, судить не нам, постараемся лишь объективно передать увиденное собственными глазами.

Этот фестиваль девятый, а значит, предъюбилейный, в каком-то плане  его можно назвать и подготовительно-репетиционным. Поэтому и случившиеся огрехи, помарки, недочеты можно со спокойной душой списать на этот факт.

В первый день фестиваля состоялся финал проекта «Йолдызлар фабрикасы - 2008» («Фабрика звезд-2008»). Надо сказать, проект пользуется особой популярностью у молодежи. Так, в этом году в отборочном этапе приняло участие более 600 человек. Однако в финал смогли пройти только 12 лучших из них. В течение трех месяцев начинающие артисты готовились, чтобы с достоинством выступить на фестивале «Татар жыры», с ними проводились мастер-классы по хореографии, вокалу, сценическим движениям, актерскому мастерству. Надо справедливо отметить, не всем, но многим удалось выдержать главное испытание – на сцене «Пирамиды» они исполнили по одной песне соло и в дуэте с самыми яркими звездами татарской эстрады – Венерой Ганеевой, Салаватом Фатхутдиновым, Резедой Шарафиевой, Зуфаром Хайрутдиновым, Алсу Абульхановой, Зуфаром Билаловым и другими. «Почему не всем?» – спросите вы. Потому что во время выступления отдельных исполнителей возникало непреодолимое желание прикрыть уши руками, кто-то держался на сцене не совсем уверенно, что, в общем-то, можно отнести на волнение перед громадной публикой. Но что никак не подлежит оправданию – исполнение песни без души. Смысл песни теряется, когда исполнитель просто твердит заученный текст под музыку. Я не буду оригинальна, и повторю всем известные слова: «Харизма нужна! И еще раз харизма! Без этого на сцену никак!»

А вот второй день фестиваля порадовал зрителя и принес истинное наслаждение, которое получаешь только от исполненной вживую музыки и песни. Это событие стало уникальным в своем роде, так как за девятилетнюю историю фестиваля «живые» инструменты и «живой» вокал звучали впервые. Наряду с голосами уже сложившихся звезд не менее сильно и благородно звучали голоса таких молодых исполнителей, как Ильвина, Раяз Фасихов, Алина Шарибжанова. У всех троих он исключительно красивый, звучный и мощный. К этому божьему дару добавьте умение держаться на сцене, способность прочувствовать песню и донести заложенный смысл до сердца каждого сидящего в зале. Их объединяет профессионализм, но в то же время каждый из них – это яркая индивидуальность, голос и манеру исполнения которого нельзя спутать ни с кем другим. Присутствие известного оркестра «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой на фестивале говорит лишь о высоком уровне последнего.

«Татар жыры-2008» завершился гала-концертом. В этот день состоялась торжественная церемония награждения лауреатов. Всего номинаций было 14: «Лучший певец и певица года», «Открытие года», «Прорыв года», «Лучший альбом года» и так далее. Не сказать, что борьба была напряженной. Скорее потому, что имена победителей были очевидны.

Впрочем, интрига – это не главное для организаторов. В первую очередь в этом году они поставили для себя более глобальную задачу – наглядно показать зрителю, что все этапы развития татарской эстрады взаимосвязаны. Артисты всех поколений тесно сотрудничают между собой – молодежь учится у старших мастерству, а старшие заряжаются от молодых энергетикой и тягой к музыкальным экспериментам. В результате попсовые мотивы, гитарные ритмы и мощные басы успешно соседствовали с камерной музыкой, а компьютерные аранжировки с «живым» аккомпанементом.

Что же думает по этому поводу старшее поколение? За компетентным мнением профессионала мы обратились к Зиле Сунгатуллиной Народной артистке России, Татарстана и Каракалпакии, лауреату Государственной премии РТ им. Г. Тукая:

- Надо приучать молодежь к живой музыке. Прыгать по сцене и открывать рот под фонограмму – это одно. Живое исполнение всегда требует большой самоотдачи. Те, кто с непривычки исполнял вживую, было заметно, как сковывались их движения, лица покрывались пятнами. Над этим надо работать, чтобы певец на сцене мог показать и свой голос и умел двигаться. А самое главное, умел донести до зрителя мелодику и уникальность татарской песни, а не американизированную наигранную попсу. Ведь если взять, к примеру, другие тюркские народы - узбеков, азербайджанцев – они никогда не будут петь на родном языке на европейский лад. Но нельзя сказать, что все так плохо. Лед тронулся – это уже хорошо. И публика была только рада услышать живые голоса исполнителей. В то же время идет и воспитание публики, она уже будет выбирать и думать, стоит ли покупать билет на фанерную музыку.

Зиля Даяновна также справедливо отметила, что у нас есть еще нетронутый золотой фонд татарской музыки, который можно смело использовать молодым исполнителям, не изощряясь с современными, не всегда смысловыми текстами.

В завершение хочется пожелать следующему, юбилейному фестивалю, чтобы он прошел на самом высоком уровне. Ведь организаторы претендуют на шоу, а оно должно продолжаться. Затраты фестиваля немаленькие, поэтому хочется, чтобы и результат был наилучшим.    

ФАРИДА ГИБАДУЛЛИНА, «ИТ»

Фото: ШАМИЛЬ АБДЮШЕВ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

23 сентября
22 сентября