5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Государственный подход к частному дому

26 декабря 2008

 КОНЪЮНКТУРА ШЕПЧЕТ...

Согласно статистике 90% жителей Казани проживают в квартирах, однако 53% из них, то есть большинство, предпочли бы жить в собственном доме. Не в последнюю очередь на такой выбор повлияли и европейские туры наших соотечественников, где они смогли воочию убедиться в преимуществах индивидуального коттеджа.

В самой Казани строить свой дом практически уже негде. Но это скорее положительный фактор. Городская скученность и экологическая неблагополучность – весомые доводы, чтобы жить на природе, хотя бы во внерабочее время. Весомые, но отнюдь не достаточные. Чтобы реализовать их, нужен определенный достаток, или, иначе, капитал. Впрочем, кроме капитала, нужна решимость пустить его в дело.

В любые времена самым перспективным объектом для вложения была недвижимость. Для большинства так называемого среднего класса – это собственное жилье, а конкретнее, согласно той же статистике, свой дом. Конечно, степень выгоды вложения зависит от конъюнктуры. Если еще в начале года цены на жилье и стройматериалы росли, то сегодня – самое оно. Многоэтажное городское строительство сбавило темпы. Оборотные деньги на продолжение строительства стали слишком дороги, а стройматериалы надо сбывать… Если перефразировать народное изречение «Погода шепчет: займи, но выпей» на конструктивный современный лад, то оно звучало бы примерно так - «Конъюнктура шепчет: вкладывай деньги в свой дом». Но сделать это надо с умом.

Cудя по тому, что коттеджи растут вокруг городов, как грибы после дождя, народ за конъюнктурой следит. Довольно ютиться в плотно застроенных городах. Не хочется ссылаться лишний раз на Запад, но все-таки прибегну к этому опостылевшему приему. Там, за бугром, от 70 до 90% жилфонда приходится на частные дома, а в России все наоборот.

Для желающих обособиться есть уже готовые предложения, в том числе и под Казанью. Среди них – первенец нового стандарта проживания поселок Ореховка. На разных стадиях готовности уже десяток поселков. Но лишь в двух из них дома эконом-класса. А спрос на премиум-класс оказался гораздо ниже предложения, несмотря на то, что фирмы-застройщики снижают цены на уже готовое жилье. Так делают в Москве и Подмосковье. Согласно прогнозу специалистов Аналитического центра GED Analytics, в течение полугода цены на рынке жилья Москвы могут снизиться более чем 20%. То же происходит и по всей стране.

Спокойное отношение к премиум-классу даже у состоятельных людей легко объяснимо. Порой элитный или премиальный класс – лишь рекламная замануха, позволяющая продать товар подороже. На деле – все тот же эконом. Кроме того, почти стандартные коттеджы в поселке – это, конечно, не борокко. Такой стиль можно назвать «барака». Уж больно они напоминают барачные поселения. И стиль один, и цвет один. Конечно, уровень исполнения много выше, но в целом архитектурное восприятие всего комплекса близко к привычному. В результате состоятельные казанцы предпочитают строиться по индивидуальным проектам, исходя из своих вкусов и возможностей.

МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ

Задумавшись о собственном доме, озадачиваешься проблемой – где бы почерпнуть вдохновения для возведения этого стратегического объекта. В России глаз натыкается преимущественно на объекты, которые учат тому, как делать не стоит.

Общая российская боль - «хрущобы», которые сейчас идут на снос. Чему они могут нас научить? Идея поточного строительства панельных домов была здравой во время послевоенной разрухи, переполненных коммуналок и бараков. Но сами панели ни к черту не годились. И все из-за экономии, ведь жилье должно быть дешевым. Хотя военный строитель генерал Константин Башлай, который получил Сталинскую премию за панельные многоэтажки, проектировал панели с керамзитовой термоизоляцией и звукопоглотителем. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Технология производства панелей и сборки домов претерпела на практике такие изменения, что в итоге вышли «хрущобы». Правда, тогда на безрыбье - и рак рыба. Это принесло некоторое облегчение, но проблемы не решило, поскольку любая времянка проблемы не решает. Сегодня вновь надо расселять жителей хрущевок. Это, как минимум, новые затраты. В общем, задумываясь о собственном доме, стоит озадачиться – как избавить своих потомков от проблем, связанных с его перестройкой, в лучшем случае, или от сноса – в худшем.

Сегодняшняя альтернатива «хрущобам» - малоэтажное индивидуальное строительство, оформленное во многих частях России в масштабные программы. Программы хороши, но, глядя на возводимое в рамках их реализации жилье, порой задумываешься, а не меняем ли мы шило на мыло. Не придется ли через несколько десятков лет вновь сносить ныне возводимые малоэтажки и сочинять очередную государственную программу для обеспечения крышей обитателей этих малоэтажек.

В частности, из-за кажущейся дешевизны растет популярность строительства каркасных домиков из фанеры. В некоторых регионах фанерные домики стали даже частью программы  доступного жилья. Такую технологию называют «канадской». Однако в Канаде из фанеры традиционно строят временное жилье. В него заселяют переселенцев, иммигрантов, пока они не найдут работу, а также используют в качестве бытовок. Такого жилья хватит, дай бог, на одну жизнь. А потомкам придется начинать сначала. И помните: фанера не принадлежит к экологически чистым материалам. Особенно китайская. В той же Канаде на импорт ее минувшей осенью было наложено табу.

Куда большей популярностью пользуются у нас монолитно-каркасные конструкции, которые сегодня преобладают (около 70%) в многоэтажном строительстве. Но для коттеджей эта технология накладна. А если еще использовать ламинированную фанеру для опалубки, особенно широко распространенную китайскую, то еще и небезопасна. Уже есть множественные примеры обрушений бетонных конструкций, возведенных по такой технологии. Эта фанера плоха не только по своим физико-механическим показателям, но у нее еще отмечен чрезмерно высокий уровень эмиссии формальдегида, который вредит не только здоровью, но и окружающей среде. Если опалубка еще и несъемная, то это долгоиграющий онкологический провокатор.

ИТАК. ИЗ ЧЕГО ЖЕ СТРОИТЬСЯ?

Из прежних времен сохранился в памяти задорный стишок: «Камень на камень, кирпич на кирпич, умер наш Ленин Владимир Ильич». Сегодня первая часть этих строк, касающаяся строительных материалов, особенно для индивидуальных коттеджей, весьма актуальна. Да и Владимир Ильич для Казани не чужой. Здесь он начинал свою революционную деятельность. Правда, за всю истории государства, которое он основал, особых достижений в области строительного камня и кирпича не случилось, поэтому жители наших городов и весей в большинстве своем до сих пор не имеют приличного жилья. То есть такого, которое не протекает, не промерзает, не пропускает звук, не аккумулирует всякие вредности из городской атмосферы, не фонит (бывает и такое), в общем, такого, которое по-нынешнему называется экологически чистым и комфортным.

Надо признать, что в 90-х Россия пережила настоящий кирпичный бум. Пригороды крупных городов заросли пафосными кирпичными громадинами. Но безликие крепости из красного кирпича, покрытые ныне белыми разводами, а порой и трещинами, тоже наводят на грустные мысли.

Впрочем, не будем торопиться списывать кирпич со счетов. Все ж таки за всю историю человечества ничего лучше кирпича придумано так и не было. Он применялся еще в неолите, шесть тысяч лет назад. Но за это время, увы, на нашей территории его так и не научились как следует делать, а используют разный суррогат, например силикатный кирпич, который по своим свойствам только на коровники годится. Да и керамический кирпич, тот самый, который покрывается разводами и трескается, у нас, к сожалению, не высокого качества. Достойный строительный кирпич в России производят, а вот приличного облицовочного кирпича нет. А облицовка - это и лицо дома, и его защитные латы.

И здесь уместно, по-ленински остро, поставить вопрос: «Что делать?» И также по-ленински мудро ответить: «Есть такой кирпич! Но не у нас, а в Европе! И зовется он клинкерным!» Клинкерную технологию придумали голландцы. У них не было природного камня, и они решили сделать высокопрочный керамический камень из глины. Клинкерный кирпич обжигают при температуре 1300 градусов, в результате чего он становится прочнее бетона в 10 - 15 раз. Клинкер обладает отличными характеристиками сопротивления истиранию, перепадам температуры и морозостойкостью, благодаря чему может быть использован для облицовки как в помещении, так и вне него. Он не разрушается при воздействии агрессивных химических веществ, не проводит электрический ток, не поглощает воду, легко чистится. Не меняет своего цвета при воздействии солнечных лучей. И что еще любопытно: на клинкере, как было исследовано, не могут долго существовать микробы. Вот это экология!

В России нет пока разведанных запасов высококачественной глины. Их по-настоящему и не искали. Не до красоты и экологии было. Да и продвинутых технологий для производства клинкера нет. И потому к отечественному аналогу клинкерного кирпича надо подходить с осторожностью.

Старинные здания в Париже и Риме, которым уже не одна сотня лет, стоят, облицованные клинкером, свеженькие, словно после подписания акта об их приемке. Как блекнет традиционный в нашем отечестве разного рода облицовочный кирпич, можно удостовериться, взглянув на здание даже детского возраста. В принципе, и уродца, построенного невесть из чего, можно превратить в сказочного принца, если облицевать его клинкерным кирпичом и покрыть крышу керамической черепицей. Такой дом и потомкам не стыдно оставить.

Сказать, что в Казани ажиотажный спрос на клинкерный кирпич – нельзя. Впрочем, руководитель компании «Брикфорд», которая первой привезла этот продукт в наш город, утверждает, что самосознание граждан растет. «Наш основной клиент – это «частник» из числа обеспеченных, образованных людей среднего возраста, которым не раз доводилось бывать в Европе, - говорит Илья Бочаров, директор «Брикфорда». – Мы ожидали спада продаж, но его не происходит благодаря тем, кто понимает, что качественная, может быть, даже элитная недвижимость наиболее надежный объект для вложения свободных средств. Этому способствует ситуация, когда падают цены на материалы, услуги архитекторов и строителей. Впрочем, и для строительства собственного родового гнезда времени лучше, чем сейчас, наверное, уже не будет. При этом к нам начинают обращаться компании-застройщики, которые понимают смысл долгосрочных вложений и способны планировать свой бизнес на годы вперед, вопреки любым кризисам».

Рассуждая о том, стоит ли вкладывать свободные средства в недвижимость, имеет смысл перечитать сказку про трех поросят. Те, кто хотел построить побыстрей и подешевле, – оказался не удел. Следует понимать, что во время кризиса лишь долгосрочные инвестиции могут принести успех. Дом, построенный абы как, из некачественных материалов, уже через год-другой начнет проявлять свое плебейское происхождение. Вложения в такой дом хороши для тех, кто не планирует его «сбагрить», да побыстрей, не думая о том, каково придется покупателю этого дома. В нынешних условиях подобный инвестиционный проект, мягко говоря, обдуманным не назовешь. Дом же, построенный основательно, по хорошему проекту, из хороших материалов, будет радовать своих обитателей веками. В цене же со временем он только наберет. Это хороший инвестиционный проект как и для тех, кто строит для себя и потомков, так и для тех, кто в кладке этого дома планирует сохранить денежки, дабы приумноженными извлечь их оттуда через пару-тройку, а может быть, и десяток-другой, лет.

 ВАЛЕРИЙ ПАВЛИНОВ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
1 июня
31 мая
26 мая
25 мая
17 мая