8 (963) в продаже с 5 марта 16+

Непоседы

15 января 2010

С гиперактивностью детей надо считаться

Если ваш ребенок не может усидеть на месте, мешает окружающим и приносит в дневнике замечания за плохое поведение, не спешите его наказывать. Возможно, дело здесь совсем не в воспитании. Приглядитесь внимательнее к своему ребенку. Он легко отвлекается на посторонние звуки, не может дождаться очереди в коллективных играх, отвечает на вопросы, не дослушав их до конца? Он болтлив, часто теряет вещи и не умеет концентрироваться? Эти тревожные симптомы указывают на то, что ваш ребенок гиперактивен. У этих детей проблемы с обучением, их недолюбливают учителя и товарищи.

Я нахожусь в психолого-педагогическом центре «Сердеш». Педагог-психолог Ев-гения Михайлова ведет занятие с тремя мальчиками. Мальчики пытаются сбить кегли, у двоих через некоторое время получается справиться с заданием. Третий, самый младший, старается бросить как можно сильнее, но мяч все время летит не в ту сторону. Когда бросают его товарищи, Рамиль постоянно разговаривает, кувыркается и бегает по залу на четвереньках. Он мешает остальным, часто ему говорят: «Отстань, отойди». Быстро устав, Рамиль садится на скамейку. Сбить кегли ему помогает Евгения Игоревна, спокойно объяснив, что нужно делать.

Затихает Рамиль ненадолго. Как только Евгения Игоревна предлагает порисовать, он тут же берется за дело. «Нам нужна вода»,- говорит один из мальчиков. «Нам нужен огонь!» - возражает Рамиль. Рисует он, лежа на полу, размахивая ногами в воздухе.

Что же такое гиперактивность? Врожденное отклонение от нормы, или такое поведение вырабатывается вследствие воспитания?

- Под классической гиперактивностью понимают врожденные отклонения, минимальную мозговую дисфункцию (ММД), - говорит Евгения Михайлова, которая занимается с такими детьми и помогает им развиваться. - Это патология нервной системы, ее ставит врач-невропатолог. В жизни разное детское поведение внешне может выглядеть как гиперактивное. К нему относят тревожность и другие проблематичные моменты в здоровье и внутрисемейной атмосфере. Отклонения от нормы поведения становятся заметны в шесть-семь лет и в начальных классах, во время адаптационного периода.

Евгения Михайлова считает, что семья - это микрокосмос. Если семья здоровая, ее члены все время подстраиваются под нужды ребенка, временные проявления могут пройти. Если семья не функциональная, родители в разводе или все время на работе, то поведенческие вещи у детей закрепляются. Необходимо заниматься с таким ребенком, уделять ему особое внимание и корректировать его поведение. Учить владеть собой и своим телом.

- Родительское спокойствие, - считает Евгения Михайлова, - идеальный вариант для таких детей. Для них важен режим дня, важно разбивать нагрузку. В этом случае к подростковому возрасту нейрофизиологические проявления проходят. Если за ребенком не следить, ситуация усугубится. Ребенок повесит на себя ярлык «я невнимательный, у меня плохая память, я агрессивный». У ребенка упадет самооценка.

Однако обеспечить особое обращение с такими детьми могут не все родители. Одна из причин - мамы и папы не хотят признавать своего ребенка не таким, как остальные. А, между тем, это действительно так.

- В психике человека заложены компенсаторные возможности. У гиперактивных детей регистрируют интеллект выше обычного, - рассказывает Евгения. - Примеры: Черчилль, Эдисон. Черчиллю разрешалось во время урока обежать вокруг школы. В современных условиях обучения можно и нужно проводить физкультминутки. Эта проблема - показатель не совсем здорового общества. Через поколение мы можем получить еще больший процент детей с подобными проблемами. Например, в дворян-ских семьях воспитанию и развитию детей уделяли большее внимание. Их обучали на дому. Сейчас общение с детьми заменяется походом в магазин с игрушками.

А, между тем, решение проблемы лежит на поверхности. Нам нужно перестать быть равнодушными к своим детям. В качестве варианта можно предложить проводить лекции для учителей и родителей по обращению с такими детьми. Ведь если создать ребенку условия для развития, из него может вырасти гений. В противоположном случае нужно иметь в виду, что гиперактивные дети больше чем остальные склонны к алкогольной и наркотической зависимости.

Что касается травматичных родов (а мы уже говорили, что врожденные отклонения, в том числе, порождают гиперактивность у детей), то в России эта цифра подходит к 90%.

В Татарстане показатели примерно такие же. На республиканском уровне ситуация с проблемными детьми не рассматривается, Минздрав Татарстана такой проблемой не занимается. А улучшить условия родов пока можно лишь одним способом: заплатить за роды в отдельной палате больницы. К слову, лучшим роддомом в Татарстане считается родильное отделение ДРКБ. Так что, проблема гиперактивных детей на сегодняшний день – это проблема родителей.

МАРИЯ МАКСИМОВА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

9 марта
4 марта

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?