2 (957) в продаже с 22 января 16+

Мадина Маликова: «Главное для меня - признание народа»

6 апреля 2007

В истории немного женщин-писательниц, сумевших совместить женскую миссию с писательским призванием и общественной деятельностью. Заслуженный работник культуры Татарстана и России, лауреат республиканской премии журналистов имени Хусаина Ямашева Мадина Маликова, выдвинутая на самую высокую в татарской литературе награду - соискание премии имени Габдуллы Тукая за 2007 год, является одной из таких немногочисленных писательниц.

- Мадина Габдулхаковна, чем обусловлен ваш выбор профессии - по зову сердца или просто случайностью?

-  Наверное, сама жизнь заставила меня выбрать эту профессию. Первые стихи я написала в третьем или четвертом классе. Помню, их часто размещали в школьной стенгазете. Видимо, сама еще не понимая, умело цепляла за живое, потому что некоторые стихотворения одноклассники помнят по сей день. После окончания школы я поступила в Мензелинское педагогические училище, потом окончила с красным дипломом историко-педагогический факультет педагогического института. Студентов во все времена преследовала одна беда – нехватка денег. А нас, выходцев из деревни, она мучила особенно сильно. Поэтому я обратилась в оргкомитет комсомола с просьбой, чтобы мне помогли найти работу. Оттуда меня совершенно случайно направили в молодежную газету, и я получила задание написать о студенческой жизни. Теперь я не помню содержания статьи, но хорошо запомнила, сколько я получила за нее – ровно 25 рублей. Тогда студенческий обед стоил три рубля. Вы представляете, за счет этой статьи я целую неделю нормально питалась! Потом начала работать в газете «Комсомол Татарии». Это стало для меня хорошей школой жизни. После окончания института работала корректором в журнале «Чаян», затем - ответственным секретарем. Позже занимала должность ответственного секретаря в журнале «Азат хатын», заместителя председателя Союза писателей Татарстана. В 1993 году стала президентом общества «Красный полумесяц».

Началом серьезной творческой жизни я считаю детский рассказ, написанный для закрытого конкурса. Именно победа и публикация этого рассказа дали мне вдохновение, желание творить дальше и уверенность в себе. Потом были рассказы, повесть, напечатанная в журнале «Советская литература». Через некоторое время вышли две книги, в результате чего меня приняли в Союз писателей, а через два года избрали членом правления, где я состояла двадцать пять лет.  Мне пришлось услышать немало критики в свой адрес, но я всегда спокойно и с глубоким уважением относилась к чужому мнению. Ведь в свое время еще Атилла Расих сказал: «Если тебя критикует твой враг, прислушайся к его мнению, потому что он обратит внимание на твои самые слабые и уязвимые стороны». У меня есть свой читатель, который всегда с нетерпением ждет моих произведений. Главное для меня - признание народа.

- Вы - первая женщина-романист татарской литературы. Говорят, необязательно быть лучшим, важно быть первым…  

- Да, я первая женщина-писательница, которая написала объемное произведение на татарском языке. Роман «Милосердие» написан довольно давно, но он до сих пор востребован среди читателей и продолжает оставаться одним из самых лучших моих произведений. Роман посвящен  врачам-гинекологам, представителям профессии, требующей огромных душевных и физических сил. Он вошел в школьную программу. К тому же его изучают в медицинских колледжах как учебник-пособие по врачебной этике. 

- Вы – многожанровый писатель, ваше творчество охватывает, казалось бы, несовместимые темы. Как вам это удается?

- Я вам открою одну тайну. Да, я пишу на различные, казалось бы, несовместимые темы. Но, если вы обратили внимание, я никогда не вникаю в суть темы. Например, произведение детективного жанра «Вихрь». Да, в романе присутствует преступление как обязательный элемент детективного жанра и следователь, который расследует преступление. Но меня, как автора, не интересует, как именно он расследует преступление, эта сюжетная линия присутствует только как необходимый элемент детектива. Суть произведения заключается не в раскрытии преступления, а в решении сложных  нравственных проблем. Мне важны герои, их взаимоотношения, чувства.

- В свое время Аяз Гилязев назвал вас интеллигентным писателем.

- Для меня это является очень высокой оценкой. Но не могу сказать, что полностью разделяю это мнение. Да, в основном моими героями являются представители интеллигенции:  архитекторы, художники, врачи и педагоги. К простым людям я отношусь с большим уважением, но все же считаю, что миром правят образованные, деятельные и активные личности. Согласна, у каждого человека свое призвание, и никого не призываю заниматься общественной работой. Я просто хочу донести до читателей, заложить в подсознание людей чувство нравственности и доброты. Тогда буду считать, что моя миссия на этой земле выполнена.  

- Какое произведение является для вас наиболее ценным?

- Я не хочу и не могу выделить какое-либо отдельно взятое произведение, как самое ценное. Но некоторые творения написаны с чувством глубокого потрясения. Например,  «Красный цветок». Идея этого произведения появилась после трансляции по телевидению сюжета о сыне «серого кардинала» Третьего рейха Мартина Бормана, нациста номер два. Да, на совести его отца лежит кровь миллионов людей, но его сын не виноват в этом. Дети ни в коем случае не должны расплачиваться за грехи и дурную славу своих предков. А реальность такова, что очень часто детям приходится платить за ошибки родителей. К великому сожалению, советский период отечественной истории изуродовал бесчисленное количество жизней. За непростительные ошибки тех лет мы заплатили слишком дорогую цену. В основу романа «Красный цветок» и легла трагическая судьба молодой девушки, которая стала жертвой беспощадной советской машины. Она сама уже давно перешла в мир иной, но трагические события ее жизни теперь негативно отражаются в судьбе сына. Суть произведения заключается в том, что детям не суждено узнать тайны своих родителях, да это и не нужно. У каждого свой удел, и каждый с достоинством должен пройти свой путь. 

- Мадина Габдулхаковна, охарактеризируйте, пожалуйста, современную татарскую литературу.

- На мой взгляд, современная проза застопорилась, мы не вошли в современный ритм, не почувствовали дыхание времени. Многим произведениям не хватает широты мысли, творческой высоты и гражданских мотивов. Вообще, я считаю, что современному искусству присуща эгоистичность. Человеческая,  общественно-гражданская линия затерялась. А что касается современной татарской литературы, она страдает от дешевизны.     Сегодня деятельность татарских писателей не оценивается по достоинству, не уважается и, не считая жалких гонораров, не оплачивается. Я очень сомневаюсь, что человек, озабоченный обеспечением семьи, способен создать шедевр.

ГЮЗЕЛЬ ШАГИМАРДАНОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

22 января

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?