Сегодня утром в передаче «Эха Москвы» прозвучало интервью с Виктором Токаревым. Из него я узнал, что появилась некая рейтинговая комиссия, призванная определить лучшие и худшие из зданий, построенных за последние 20 лет.
Конечно, можно было бы выcтавить список на голосование жителей города, но и комиссия лучше, чем ничего, особенно? если учитывать, что в ней наверняка будут представлены многие казанские архитекторы, разделяющие с В. Токаревым ответственность за появление многих удачных и неудачных зданий в городе.
Здания, особенно исторические, очень важны для любого города, и в этом смысле очень печально, что и после 1000-летия города продолжает стоять в руинах гостиница «Казань», не завершено восстановление комплексов Пассажей на улице Кремлевской, не отреставрирован «дом Шамиля» и многие десятки памятников архитектуры.
Однако здания - это далеко не все и, возможно, даже не главное, главное – это пространство города, формируемое из соотношения ширины улиц и высоты зданий на них, плотности зеленых насаждений, наличия парков и скверов, использования природных особенностей рельефа и многого другого, о чем профессионал может написать, а рядовой гражданин просто чувствует.
Что произошло с Казанью в процессе «Сохранения и развития исторического центра Казани»???
По мнению очень многих горожан, исторический центр просто развалился. И главная причина в том, что органы архитектурного надзора не смогли или не захотели обуздать жадность инвесторов, стремившихся любой ценой втиснуть строения во дворы, придвинуть их вплотную к проезжей части, уничтожить зеленые насаждения, обратить памятники архитектуры в «неподлежащие восстановлению руины».
Отсутствие архитектурного контроля и все та же жадность привели к уничтожению части парка «Эрмитаж», к постепенному «сжатию» парка культуры им. Горького. При формировании стратегии развития Казани сотрудники «Леонтьевского центра» отмечали, что городские власти зачастую прямо вмешиваются в работу архитекторов, пририсовывая к зданиям башенки и купола. Где же были наши архитектурные власти, когда многоэтажные дома с предприятиями сферы обслуживания на первых этажах ставились чуть не в плотную к проезжей части (пример улица Бутлерова). В результате тротуары города превращаются в парковки.
В стратегии развития города Казани, принятой в 2003 году, одной из главных целей городских властей провозглашено создание «уютного города».
Чего-чего, а уюта «сохранение и развитие» не добавило. Сегодня старая политика в области архитектуры продолжается – это и понятно, поскольку реализуются старые проекты на уже выделенных участках.
Новая власть в Казани начала с генерального плана города. И это надо всячески приветствовать.
Для поворота к «уютному городу» осталось сделать еще два шага – донести основные идеи нового генплана до большинства горожан, и с помощью этих информированных горожан, знающих «как должно быть», обеспечивать соблюдение генплана, невзирая на любые соблазны и давление инвесторов.
АЛЕКСАНДР ТАРКАЕВ