Девяностые годы мы сейчас именуем не иначе как кризисными, с содроганием вспоминаем безработицу, безденежье, дефолт – и облегченно вздыхаем: уф, пережили! В последние годы нас настойчиво уверяют, что российская экономка в расцвете, народ (то есть мы) вроде бы даже зажил хорошо. И вот – нате вам: все СМИ снова заголосили о надвигающемся кризисе. Как, опять?!
Cудя по всему, да. И грянет он уже вот-вот: в 2009-м. Мировой ли финансовый кризис виноват, или война в Южной Осетии, подпортившая отношения России и западных стран, а может, то и другое вместе, да плюс еще что-нибудь эдакое – мало что понимая в причинах, мы дружно пугаемся следствия. Смутно осознавая, что снижение цен на нефть и сокращение объемов иностранных инвестиций – это не есть хорошо, народ боится зримого и осязаемого: сокращения рабочих мест и прогнозируемого снижения зарплат на фоне роста цен.
На самом деле все очень грустно: многие компании могут оказаться на грани закрытия, и, как следствие, их сотрудники останутся без работы. Что касается уровня заработной платы, то рост ее в среднем по России уже сейчас практически остановился. Учитывая, что ожидается новый всплеск инфляции и взлет цен, не повышать зарплату нельзя – что ж тогда есть-то будем? Но если ее повысить, это тоже не спасет, ведь инфляция все равно съест наши доходы… Выходит, как ни крути, а жить мы все равно станем хуже.
Пока экономисты и аналитики пытаются найти способ помочь стране выйти из надвигающегося кризиса, рядовые россияне тоже ломают голову над тем, как выстоять. Что делать? Набрать кредитов и ждать деноминации? Попытаться приобрести землю? А может, побыстрее уехать за границу – вдруг «железный занавес» снова опустят? Или лучше вообще ничего не делать, а просто по традиции надеяться – авось пронесет? И лиха не случится, ведь этого не может быть, потому что не может быть никогда…
АЛЛА ГЛЕБОВА, «ИТ»