31 (790) в продаже с 11 августа 16+

Юридическая консультация

18 декабря 2009

Сегодня, в рамках трудовых отношений, достаточно частым явлением представляются злоупотребления со стороны работодателя. Между тем, законодателем особо охраняются трудовые права работников. Немаловажным подтверждением тому служит закрепление такого принципа,  как «право на труд», в основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации. Нарушение его неизменно влечет  к применению по отношению к правонарушителю мер государственного воздействия, которые, в частности, находят свое отражение в таких нормативно правовых актах, как Трудовой кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи хотелось бы более детально ознакомить наших читателей с конкретными санкциями, применимыми к работодателям, на случай их недобросовестности.

 

Статьей 362 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, работодатель привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера нарушения трудовых прав работника, степени тяжести нарушений и некоторых других обстоятельств. Поэтому за нарушение трудового законодательства предусмотрены различные виды юридической ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная (статья 419 Трудового кодекса Российской Федерации).

В настоящее время наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Хотелось бы особо обратить внимание наших читателей на упомянутых выше нормах, и рассмотреть этот вопрос в полной мере.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда. Органами Федеральной инспекции труда Российской Федерации в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права. Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами. Прежде всего, речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация. Частью 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет, которая назначается судом. Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ст. 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут.

В соответствии со статьей 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (часть 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (статья 5.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Непредставление работодателем в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (статья 5.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 5.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (статья 5.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от двух тысяч до четырех тысяч рублей (статья 5.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей (статья 5.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28–5.34, 5.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со статьями 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Так, в соответствии со статьей 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения им или его представителем.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
22 августа
21 августа
17 августа

Опрос
При каком из правителей, руководивших Россией за последние сто лет, вы хотели бы жить? ?