Врач общей практики – быть или не быть? Видные ученые, заслуженные врачи и чиновники долго ломали копья в спорах. Зачем изобретать велосипед: как терапевта ни назови, он все равно как был «стрелочником» от медицины, так и останется, убеждены одни. Семейная медицина – залог возрождения здравоохранения, гарант повышения качества жизни населения, не соглашаются другие, и не отбирает врач общей практики ни у кого хлеб – ни у педиатров, ни у врачей поликлиник.
Пока в одних регионах России спорят, в других – действуют. Врачи общей практики уже работают в Самарской, Томской, Свердловской, Тульской, Белгородской областях, в Чувашии. Надо сказать, результаты впечатляют.
Функции участкового врача и врача общей практики в городах мало отличаются, поэтому для городских жителей эта программа не является жизненно важной. А для села, тем более, когда стали закрываться участковые больницы, семейный врач стал необходим. Приказ Министерства здравоохранения России 1992 года о внедрении в РФ врача общей практики дал регионам возможность обеспечения сельских жителей доступной медицинской помощью. Например, в Самарской области принята областная программа на 2006 - 2007 гг., выделено на эти цели 688 миллионов рублей. Заработная плата врачей общей практики от 15 до 55 тысяч рублей в месяц, а медсестер от 7 до 30 тысяч. В Белгородской области для этих же целей принята губернаторская программа «Качество жизни». В Свердловской области принята губернаторская программа, она действует с 2002 года. Благодаря этой программе в 2004 г. были организованы 50 офисов общеврачебной практики на территориях районов области. В 2005 - 2006 гг. открыли еще 250. Там врачи могут провести гинекологическое, кардиологическое, офтальмологическое, оториноларингологическое и другие обследования. Компьютеризация на уровне. Созданы банки данных по всем пациентам, которых курирует доктор.
В Томской области офисы врачей общей практики оснащают по максимуму: аппаратура для ультразвуковой диагностики, комплект лабораторного оборудования, ЭКГ-аппарат, комплект лабораторного оборудования, хороший набор медикаментов.
Не зря 2-й съезд врачей общей практики провели в Чувашии. Там принята комплексная республиканская программа «Развитие села». Благодаря этой программе все вопросы, касающиеся села, решаются комплексно: газификация, качественная питьевая вода, модельные библиотеки, кстати, каждая библиотека подключена к Интернету, строительство жилья, строительство дорог (в 2008 г. Чувашия планирует закончить строительство дорог в селах).
На открытие каждого офиса необходимо от 2 - 3 млн. руб. (помещение, оборудование, транспорт, связь и т.д. и еще текущее содержание). Поэтому во всех регионах, где эта работа организована по-человечески и дает положительные результаты, приняты государственные программы. Как же в этих регионах решили проблему кадров? Высокая заработная плата и жилье. Нормативные правовые акты, принятые в последнее время, позволяли передачу ресурсов здравоохранения на частичное или полное фондодержание лечебным учреждениям, врачам общей практики. Если врач работает хорошо, то есть у него на участке уменьшается количество вызовов «скорой помощи», количество людей попадающих в стационар, количество запущенных форм онкологических болезней, инсультов и инфарктов и т.д., то он и получает хорошую зарплату. То есть появился механизм, который обеспечивает качественную работу врача.
Формально существуют офисы врачей общей практики и в Татарстане. Но вообще-то, если говорить честно, в нашей республике предпочли занять выжидательную позицию. Мы где-то посередине, между регионами, которые с энтузиазмом взялись внедрять общую врачебную практику, и теми, кто придерживаются категоричного мнения: нам этого не нужно. Возможно, в осторожности нет ничего плохого - посмотрим, как другие работают, поучимся на чужих ошибках, учтем опыт соседей. А вдруг это очередной бросок в никуда, ведь опасаться есть чего: можно сказать, что здравоохранение – самая подверженная реформированию область. На какую бы коллегию Минздрава вы не попали, обязательно прозвучат слова о происходящих либо грядущих реформах. Вот только с итогами сложнее. На бумаге все, как правило, выглядит оптимистично, заболеваемость же и инвалидизация населения вопреки преобразованиям продолжают расти. А вера населения в качественную медицинскую помощь – снижаться.
Особенно критическая ситуация сложилась сейчас в сельской местности, где проблема доступности медицинской помощи всегда стояла очень остро. А ведь на селе, по статистике, проживает каждый третий россиянин. По словам врача-юриста, руководителя Общественной организации РТ «Центр правового обеспечения медицинской деятельности» Сурии Усмановой, несмотря на то, что демографические показатели в районах республики просто катастрофичны – рождаемость уменьшается год от года, а смертность растет, в последние годы было сокращено более 7500 круглосуточных коек. Не имея возможности обратиться к сельскому врачу (по причине отсутствия такового!), редко обращаясь в районные больницы, куда сложно добраться по бездорожью, многие люди попадают в больницы уже в тяжелом, запущенном состоянии. Отсюда - рост смертности.
В нашей республике тоже была принята программа «Общеврачебная (семейная) практика» на 2003-2006 гг., но отдельного финансирования программы не было. В основном вся программа свелась к закупке сумок-укладов для врачей и подготовки кадров. 26 ноября 2007 года состоялось заседание комитета Госсовета по социальной политике, посвященного совершенствованию первичной медицинской помощи. Там с докладом о развитии института врача общей практики в РТ выступил заместитель министра здравоохранения А.А.Гильманов. Приводим выдержку из выступления:
«Требуется оснащение центров общеврачебной практики переносным оборудованием, автотранспортом. Врачи общей практики должны управлять объемами госпитализации прикрепленного населения. Необходимо повышать качество оказания специализированной помощи врачами общей практики. Для дальнейшего развития общеврачебной практики в Республике Татарстан считаем приоритетными следующие направления деятельности: необходимо рассмотреть вопрос о передаче ресурсов здравоохранения на частичное или полное фондодержание, отработка механизма взаиморасчетов через общеврачебную практику. Это позволит повысить материальную заинтересованность врачей общей практики в качестве медицинской помощи и достижении положительных результатов здоровья населения, расширении своих полномочий по ведению больных. Также это позволит в дальнейшем перейти на модель юридической самостоятельности ВОП».
Как видим, речь по-прежнему идет о планах… Может быть, пришло время не просто с опаской приглядываться к тому, что происходит у соседей, но и активно учиться у них? Еще раз приведем в качестве примера Чувашию – бедную, как мы привыкли считать, республику, во многих отношениях отстающую от нашей. Со слов академика РАМН А. Чучалина, в чувашской глубинке за последние два года не было смертей от инсульта и инфаркта миокарда, как не было и случаев запущенных онкологических заболеваний. Все дело в том, что врачи общей практики занимаются профилактикой (плановые осмотры, прививки, флюорографическое обследование и т.д.) не для отписки – заинтересованно! Схема в упрощенном виде выглядит так: чем здоровее люди, тем выше зарплата врача.
- Заработная плата врача должна напрямую зависеть от качества его работы, - убеждена Сурия Усманова. - До недавнего времени регионы сами разрабатывали критерии оценки эффективности врача общей практики, а приказом № 325 от 11.05.07 г. «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики» эти критерии утверждены на федеральном уровне. Это снижение показателей заболеваемости, смертности, инвалидности, увеличение посещений с профилактической целью, диспансерное наблюдение, охват вакцинацией и т.д.
Но оставим пока соседние регионы в покое. В последнее время мы привыкли равняться на Запад - так вот, в Великобритании около 90% болезней лечат врачи общей практики. Или обратимся к истории. В сущности, врач общей практики – это возвращение порядком подзабытого старого. Вспомните чеховских и булгаковских уездных докторов, которые «пользовали» всех от мала до велика, могли и роды принять, и рану зашить, и зуб удалить, и лихорадку вылечить. Подчеркнем еще раз, мы говорим о внедрении офисов врачей общей практики в сельской местности – именно здесь они, без преувеличения, жизненно необходимы.
А пока здравоохранение в нашей республике активно реформируется – но не совсем в ту сторону. В докладах и выступлениях об изменениях, происходящих в этой сфере, мы привыкли слышать о строящихся оснащенных современным оборудованием медицинских центрах. Этими дворцами повышенной комфортности, нашпигованными техникой и электроникой, этими святилищами медицинской науки, где работают лучшие из лучших, как щитом прикрываются чиновники всех рангов, когда речь заходит о плачевной ситуации в медицине. Но суть реформ – отнюдь не в строительстве медцентров.
- Ни один самый лучший центр не сможет подменить собой скромного сельского врача – у них просто разные задачи, - поясняет Сурия Азгатовна. – У «скорой помощи» свои функции, у врача общей практики – свои, у медицинского центра – тоже. Они не взаимозаменяемы! Основная задача первичного звена – вовремя обнаружить, а лучше – предупредить заболевание. Сделать это можно только при условии доступности медицинской помощи населению, а пока этого не случится, сколько бы денег не вкладывалось в строительство многопрофильных центров, эти средства будут выброшены на ветер. Мало того, что строительство и оснащение стоят огромных денег, так еще и лечение больных в тяжелом состоянии чрезвычайно дорогое. Чем выше уровень развития первичного звена, тем менее затратна и востребованна стационарная медицинская помощь – это давно поняли во всем мире. По данным Чувашии, в год один врач общей практики дает экономический эффект в 300 тысяч рублей! Мы же идем от обратного: сначала доводим больного до инвалидности, не сумев обеспечить ему доступную и качественную врачебную помощь, а потом усиленно, но зачастую безрезультатно, лечим… Наши сельские жители каждый год собирают миллионы тонн зерна, производят продукцию, работая с утра до ночи. Неужели они недостойны той медицинской помощи, какую обеспечивают в других регионах? Неужели нефтяная республика не может принять программу, по примеру тех, что действуют в других регионах?
АЛЛА ГЛЕБОВА