Целых 3 дня провели легендарные «ДДТ» в Казани. В первый день, 14 декабря они устроили пресс-конференцию, 15 декабря осматривали достопримечательности, а 16-го дали большой концерт в «Татнефть-арене».
Против шерсти
На пресс-конференции лидера «ДДТ» спросили о его отношении к выборам, он ответил однозначно: «Если наше правительство не сделает выводы – очень быстро проиграет. Выросло поколением людей с чувством собственного достоинства, и им не нравится, когда кто-то похлопывает по холку и делает из них плешивое стадо, электорат. Народ - не быдло и эти митинги это показали. Сейчас всё зависит от того, произойдёт ли этот диалог между правительством и новым только что зарождающимся на наших глазах гражданским обществом или не произойдёт. И вот дальше будут последствия уже другие».
В 1982 году Шевчук приезжал с квартирником в Казань, причём приехал автостопом, на КАМАЗе. По ориентировке волосатых Гоблин, духа и Светлого (в те временам это верный признак, что человек свой) добрался до места концерта. В ремонтируемого флигеле КГУ его ждали 100 хипарей, свечи, портвейн, шляпа по кругу.
Шевчук не из тех, кто критикует современную молодёжь, он считает, что недовольны вечно те, кто стар душой, а молодые люди должны напрягать сердце, душу, чаще думать и задавать себе вопросы, чтобы «размотать клубок» для всей страны.
«Иначе» - это последний альбом группы, по стопам которого они дают 2 программы: акустическую и электрическое шоу, доставшееся Казани и другим крупным городам.
В коридорах продавали мерч с группой: футболки, значки, диски, кепки разлетелись так, словно в Казани сроду не продавали «ДДТ» -шную атрибутику, ну вот такой фирменной не было точно.
Визуально
Ближе к 8 часам зал ещё не был заполнен и через 10 минут на сцене, наконец, появился Шевчук, и извинился за задержку. Пояснив, что зрители, конечно, ещё прибывают, но те, кто уже пришёл, в этом не виноваты и нельзя заставлять их ждать. Пообщавшись несколько минут, музыкант ушёл. Свет снова погас, заблестели слепящим светом фонарики – это музыканты, кто держа в руке, кто прицепив на голову, вышли на сцену.
Видеосопровождение у ребят и правда, впечатляющее, Казань стала одним из немногих городов, который смог вместить всю аппаратуру, которую накануне расставляли 50 человек. Это качественные фотографии, видео и много-много эффектов: падающий вниз дом, открывающиеся и закрывающиеся кулисы, природные пейзажи, открытый космос с кучей рассыпанных вещей и космонавтом, копошащиеся черви, леденцы в муравейнике, медленно умирающий в траве сотовый телефон, главный актёр то пытается переплыть утопающую и разрушающуюся на глазах страну, то разбивает стекло битой, то меняет несколько десятков костюмов – логически связанные ролики со смысловой нагрузкой и гармоничным продолжением в виде сбивающих с ног своей честностью треков-криков души.
Сначала господствующая на танцполе неформально-творческая молодёжь с недоумением косилась на гламурных девиц, которые фальшивыми голосками кричали наизусть песни «ДДТ», но потом привыкли - если сам Шевчук принимает любого зрителя, то куда уж его фанам сопротивляться такой всетерпимости.
За тобой пришли
Программа, которую привезли обновлённые «ДДТ» (в группе сменились бас-гитарист, тромбонист и ударник) поразила своей глубиной и жёсткостью. На пресс-конференции не случайно шла речь о группах Faith no more и тяжёлой зарубежной музыке, готовая пластинка слабо похожа на то, что раньше выпускали флагманы отечественного рока, разве что есть параллель с рок-боевиком «В бой». Тут, если проводить аналогию с фильмами и арт-хаус, и документальное кино, и кино, от которого хочется плакать, потому что - это реальнее жизни. Новая Россия по Шевчуку не так безнадёжна, она полна сил и разума: «Происходят серьёзные вещи в стране. Как пел Цой, она ждёт перемен. И это ясно и ежу уже сейчас. Все ждут перемен, вот эта политика вертикали, стабильности, когда один мозг думает за всю страну вместе с одной партией, карманной – мы устали от этой модели цивилизации. Должно быть разномыслие, в стране светлых умов очень много, честных людей очень много, замечательных сердец, сопереживающих. И мне кажется, надо их слушать».
Своё отношение Юрий Юлианович высказал и по поводу парламента. «Любой порядок заканчивается холокостом и концлагерями. А наш парламент называют бардаком, если там ругаются, спорят, доказывают свою точку зрения, идеологию. Некоторые бардаки заканчиваются любовью».
«За тобой пришли», «Кризис», «Новая Россия», « Песня о времени» - в новом альбоме концепция настолько прозрачна и одновременно тонка, что язык не повернётся назвать «ДДТ» роком прошлого – это рок, под который плачешь от нежности, кричишь от бессилия и смеёшься от той неизмеримой радости от осознания, что ещё живой, которая согревает и заставляет идти дальше. Как оказалось, к другим жанрам музыкант тоже относится с уважением: «Рэп - это сейчас улица и космос».
Это истории о том, как люди потеряли страну, проспали свободу, не услышали друг друга и шли туда, куда им сказали, но это и гимны тем, кто умеет думать, кто проснулся, снял с себя цепи и кто готов сражаться, а главное для тех, кто свободен душой:
«Свобода, свобода, так много, так мало,
Ты нам рассказала, какого мы рода,
Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься,
Как небо под сердцем в тоске моей бьешься...»
Не жадность
В плане содержания Шевчук ничуть не уступает современным панк-группам, которые раздают себя без остатка, решая общественные проблемы под качовые рифы. Это исповедь человека, который знает так много, что просто не может больше молчать. Шевчук сам может учить философии музыкального панка, но есть один момент, ему это просто не нужно. В Самаре в рамках этого тура плохо расходились билеты, и музыканты расплатились за свет, звук, экраны, технологии, а самим на зарплату не хватило 500 билетов. И ничего, жизнь продолжается. «Искусство требует жертв - пояснил своё отношение такой проблеме Шевчук, - не ходите на наши концерты, идите в свои бары, пейте своё пиво, смотрите свой Дом-2, новости по 1-каналу, живите спокойно и не ходите на наш концерт».
На песне «Эй, ты, кто ты» охрана пропустила длинную цепочку людей, которые танцуя и подпрыгивая, прошагали из одного края сцены в другой, попутно пожав руки Шевчуку.
Когда кончилась первая часть концерта, музыканты ушли за кулисы, возвращение на бис закончилось более чем получасовым подарком из старых хитов, которые, несмотря на все рассказы Юрия о том, что ему надоело играть одно и тоже, были исполнены так же эмоционально и душевно, как и новый материал.
«Рок-музыку просто в какой-то момент загнали в подвалы, клубы. Рок перестал быть такой родниковой энергетической точкой, где сходились все силовые поля времени. Это разделение на «мы - за», «они - против» существовало 20 лет назад. Мы играли на 3 колонках, на самопальных гитарах. Бились люди за свободу слова, свободу личности, свободу выражения» рассказал борец за свободу души о любимом жанре.
«Осень» под Новый Год
К огромному удивлению и восторгу зрителей прозвучали целых 3 «осени»: «Осень», «Что такое осень» и «В последнюю осень». Ну, думали мы все, чем ещё зарядят по возбуждённым от хитов сердцам и получали снова и снова что-то не забытое и болезненно-ностальгическое. После каждой песни Шевчук спрашивал, сыграть ли ещё и, слыша одобрительные вопли, с удовольствием брался за гитару. Свои аплодисменты получила своеобразно-патриотичная «Родина» и волшебная «Пропавший без вести», на фоне которой по экрану бежали бесчисленные цифры, как количество тех, кто когда-то не вернулся, в том числе и духовно. Весь зал пел «Ветер», «Метель». Кстати, последнюю, он посвятил присутствующим в зале монахам из Свияжского монастыря, который посетил накануне. Вальс был посвящён скончавшемуся в конце октября режиссёру Сергею Говорухину, сыну казанской актрисы Юноны Караевой и сценариста, кинорежиссёра и актера Станислава Говорухина. Незнакомой поначалу песней, в этот раз для фронтовиков, оказалась своеобразная версия «Просвистела». Передав привет от питерских «хиппанов» казанским, Шевчук исполнил одноимённую композицию, под которую отплясывали и собравшиеся на танцполе металлисты.
«Это всё» красиво
Последней молитвой, которую пела «Татнефть Арена», стала песня «Это всё». «Как красиво» - заметил Шевчук и махнул рукой в сторону зала: темнота и сотни свечей, фонариков, блестящих экранов телефонов мелодично раскачиваются в танце деревьев на ветру. Где-то над головой слышится странное потрескивание – это самый главный фанат «ДДТ» в Казани протащил коробку бенгальских огней и дал команду зажечь. Народ идею воспринял на ура и тут же заискрил, как под Новый Год, рассыпая горящие огоньки по сторонам.
Заслужили
Спустя почти час после концерта Шевчука окружили замёрзшие фанаты. Он спокойно и добродушно подписал всё, что попросили, сказав: «Ребята же ждали, мёрзли». «Эй, очкарик, иди сюда!» - весело позвал рокер паренька на общую фотографию. Ну вот такой он, человек говорящий «на одном уровне с бомжом и президентом», вот такие они, «ДДТ», вместо корпоративщиков предпочитающие отдыхать на собственных концертах, дающие надежду там, где она равнозначна глотку воздуха: «Родившимся этой ночью,
«Мы оставляем Землю.
Не смогли мир сделать добрее,
Любовью не стала ты.
Но до конца этого света
Не одному еще дышать поколенью.
Пока горят поминальные свечи
Еще годы до темноты»…
Катарсис, благодать
Может, мы действительно, слишком долго спали, так что научились прощать то, что прощать нельзя, а когда погибающий век возвестил о последнем дне, вдруг подскочили и, стоим, одни, со свежепостиранной душой-пижамой, окруженные со всех сторон врагами и собственной ленью, осознав, что работаем «дверью в мире, где нету стен» и, может, наши слова и поступки ещё могут что-то изменить как «взломают асфальт цветы», и есть вероятность, что всё происходящее-дурной сон и что «Серый боров», которого так боготворит пресса – не больше чем Шалтай-балтай, которого можно разбить, нет, нет, не сон, а это значит, мы можем действительно что-то изменить, потому что под нами нет тёплой простыни, удобной подушки и над совестью не покоится мирно пуховое одеяло, у нас его нет, потому что «Мы, к счастью, на них непохожи» - на тех, у кого будильник только физический. Свой духовный мы уже завели и точно сможем прокричать «Нет, не рабы мы!»
О том, что такое ДДТ лучше Шевчука никто не знает, он умеет сказать так, что всё, без вопросов:
«Мы не пляшем на столах среди пьяного быдла. Мы не играем там, где люди жрут. Мы не для развлечения, а для сопереживания. А что такое сопереживание? Это когда ты приходишь на концерт или смотришь кино и тебе ужасно плохо, тебе плохо, потому что там люди страдают. Над ними измываются, ты видишь несправедливость, твоя душа горит, и ты думаешь: «Нафиг я вообще сюда пришёл, у меня самого-то жизнь каторга и ещё это. А с другой стороны, когда ты после этих пьес Шекспира или этих фильмов Тарковского, Шукшина, вдруг, вот несмотря на всю эту тяжесть твоего сопереживания, муку твоего нахождения в культурном пространстве, это куска искусства, у тебя наступает катарсис. Наступает такая благодать и ты, обливаясь слезами, настрадавшись…на твоей душе что-то рождается. Настолько светлое и позитивное, что никакая попса вам этого не подарит. И мы забыли, для чего служит искусство - для этого очищения души, грешной, грязной, ленивой, грубой, жаждущей только наслаждения. Катарсис, благодать».
Кристина Гизатулина, «ИТ»
Фото: Саша Стрельникова