Ровно год прошел с момента трагедии. Теплоход «Булгария» затонул 10 июля 2011 года в фарватере Куйбышевского водохранилища близ села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. Погибли 122 человека, из них – 28 детей.
Вчера, 10 июля, состоялась стихийная акция в память погибших при крушении теплохода. В Казанском речном порту собрались родственники погибших, а так же те, кто сопереживает горю.
Кто-то из присутствующих плачет, потом что горе прошло мимо него так близко. Одна пожилая женщина незаметно утирает слезы – год назад теплоход унес жизни четырех ее коллег, а она не поехала, почему-то отказалась с поселений момент; с другой стороны женщина вспоминает о том, как в день отплытия «Булгарии» ее дочь с внуками утром проспали и очень долго собирались… не успели.
Первыми почтили память погибших пассажиры пермского теплохода «Н.В.Гоголь», который стоял в том самом 12ом причале речного порта. Люди, которых эта беда не коснулась, не могли сдержать слезы, бросали в воду гвоздики, говорили слова утешения. Гудок, который теплоход дал при оправлении звучал не столько, как прощание, скорее, как «мы помним».
Возле импровизированной стены памяти, где год назад весели списки выживших, собрались сотни людей, которые, не скрывая слез, несли подарки, цветы, игрушки, свечи, сладости, даже мороженное… Люди стояли молча, даже дети, которые до этого капризничали, стояли и смотрели на рукотворный памятник скорее с непониманием и ужасом.
Далее возле 12-го причала речного порта состоялась минута молчания.
После присутствующие выпустили в воздух ровно 122 воздушных шара, по количеству погибших. Все они были разных цветов и с небольшой привязанной лентой с полным именем погибшего и датой рождения. Голубые и розовые шары – означали погибших детей, белые – взрослых, золотые – беременных женщин. Кто-то долго не мог отпустить шар с именем своих родных, одна женщина говорила слова на прощание, словно пытаясь сказать то, что не смогла сказать в тот день отправления.
С момента трагедии прошел год, дело о гибели теплохода «Булгарии» составляет 90 томов, суд наказывает виноватых, сотни жизней в корне изменилось после страшной трагедии. После акции, когда люди все еще шли и несли к стеле, речной порт продолжил свою работу: теплоходы прибывали, люди все так же продолжают плавать тем де речным транспортом, только молясь перед дорогой.
Капитан «Арабеллы» Роман Лизалин, его судно приняло на борт людей с потерпевшей крушение "Булгарии":
- Самое главное, на мой взгляд, сделал переоценка вещей относительно безопасности. Может быть я, конечно, законченный оптимист, но я верю, что рано или поздно мы поймем, что ТАК больше продолжаться не может, и мы увидим флот в новом качестве. Неужели ля этого нужны такие жертвы?
За последний год, конечно, ужесточились правила надзора контролирующих органов, ужесточились правила, которые связаны с безопасностью – я считаю, что это все-таки идет на благо. Другие дело, что на этом нельзя останавливаться: одними правилами проблему не решить, нужно проводить комплекс мероприятий: от подготовки кадров до строительства новых судов. Проблема глобальная, в масштабе всей страны, и самое важное, она касается не только речного транспорта, а безопасности транспорта вообще.
Сабина Вахитова