37 (796) в продаже с 22 сентября 16+

Педагогическая тема Надежды Кисиль

5 октября 2012

В который раз, встречаясь с героинями проекта, ловлю себя на мысли: насколько удивительные создания женщины. Вот и сегодняшняя собеседница, героиня проекта «Мир современной женщины», - Надежда Кисиль, руководитель Раифского специального профессионального училища №1 закрытого типа, руководитель высшей категории, отличник народного просвещения. В ней гармонично сочетаются такие противоположные, на первый взгляд, черты, как сила духа и женское обаяние, такт и лидерские качества. А в душе соседствуют радость и грусть.

Она может быть строгой и в тоже время по-матерински мягкой и безгранично любящей не за что-то, а, как говорят,  вопреки чему-то. Она могла бы добиться определенных успехов на госслужбе, но выбрала работу с детьми из неблагополучной социальной среды, 24-часовой рабочий день, титаническую ответственность за то дело, которое иначе как на «отлично» выполнить не способна.       

18 лет Надежда Петровна посвятила организаторской работе, будучи главным специалистом, начальником отдела воспитания и дополнительного образования управления образования администрации г. Набережные Челны, за это время стала автором и координатором инновационных проектов, результативность которых подтверждена экспертизой государственных служб Российской Федерации и Республики Татарстан. В ее биографии есть такие этапы, как работа в составе ВНИК при Академии образования РФ по проблемам развития социальной педагогики, преподавательская практика на кафедре управления Института непрерывного педагогического образования и Института развития образования РТ.

kicil1

Вот уже 5 лет она возглавляет коллектив Раифского специального профессионального училища №1 закрытого типа. Добилась сближения училища и социума, училище закрытого типа стало «открытым» для педагогического воздействия на подростков. Сюда «потянулись» спонсоры, ответственные партнеры и просто заинтересованные в судьбе подростков люди. Но главное – у воспитанников училища появились новые возможности найти себя в жизни. Несмотря на огромный объем работы, главным остается участие в судьбе каждого воспитанника, его личностный успешный рост.  

Нет плохих детей, есть недолюбленные

- С чем идут к директору дети?

- С разным. Кто-то пожаловаться на жизнь («родители не могут приехать», «никто не пишет»), кто-то попросит каких-либо благ (увольнительная, новый телевизор в отделение, поездка в цирк, театр), кто-то – за прощением, если что-то натворил. Всех нужно выслушать. Ребята, конечно, могут опустить свое послание в специальный почтовый ящик «для директора», но чаще им хочется сказать свое слово «глаза в глаза».   

- Все-таки женское ли это дело – руководить таким учреждением?

- Женское. Да, де юро моя задача «создание условия для….». Но де факто (во многом благодаря сильной команде заместителей, которым могу делегировать решение ряда задач) не первый план выходят детские проблемы. У каждого – непростая судьба. Некоторым в свои 14-16 лет пришлось столкнуться с недетскими проблемами. 30% наших воспитанников – сироты. Если в течение дня я не поговорила с детьми, не посмотрела им в глаза, считаю, что этот рабочий будет неполноценным. Сейчас, когда в училище идет первый за 75 лет масштабный ремонт, необходимо постоянно быть в тесном контакте со строителями, дизайнерами, решать хозяйственные вопросы. Мне катастрофически не хватает времени на живое общение с детьми.   

Если сегодня ребенок не подошел и не сказал «здравствуйте», значит, не знаю, чем он живет в этот день. Иногда спрашиваю: «Что глаза такие грустные и почему не улыбаешься?» Вчера, например, приехала, одно отделение докладывает, что уже 11 дней без замечаний живут, два воспитанника хвастают новой улыбкой (ребята хорошие, и мы изыскали средства, чтобы провести им зубопротезирование). В общем, и зубы надо посмотреть, и лоб потрогать, и в глаза вглядеться, и выслушать, и поругать, а если разрешат, то и в душу заглянуть.

В идеале хотелось бы оставаться стратегом. У меня 11 структурных подразделений, 123 сотрудника, огромное - 75 гектаров земли - хозяйство, более 20 единиц транспорта, 2 газовых котельных, скважина и многое другое. Это серьезная ответственность перед службами государственного надзора. Но как оставаться стратегом, не видя  «объекта педагогического воздействия» - ребенка, его чувств, переживаний.

Мне очень повезло с коллективом. Для тех, кто здесь трудится более 30 лет уже целыми династиями, училище – это не работа, а диагноз. Молодежь, которая к нам приходит (я очень ее люблю), стремится стать частью этой семьи, понимая, что в училище нужно не просто работать, надо этим жить. Благо, при новой системе оплаты труда у нас есть возможность выбирать и поощрять кадры. Мне нравится, когда к нам приходят работать семьями, тогда людей объединяют общие интересы, им легче понять занятость друг друга, ведь рабочий день воспитателя, например, до 22 часов, сотрудника службы безопасности – сутки.

- Чисто по-матерински привязываетесь к воспитанникам?

- Конечно, и не только я. В первую очередь, мальчишки тяготеют к сотрудникам, которые научили их тому, чего они раньше не знали. Они поголовно «влюблены» в наших успешных сотрудников-мужчин, занимающихся с ними спортом и военно-прикладными видами. Ведь эти ребята до того, как попали в училище, не умели прыгать с парашютом, не знали, что такое рукопашный бой, их не обучали стрельбе в тире, они не выходили рано утром на марш-бросок в 16 км. У парней появляются мужские занятия, как и положено изначально. За 5 лет работы с детьми в Раифском спецучилище я не изменила своего мнения: нет плохих детей, есть недолюбленные в семье и нераскрытые в школе (да простят меня педагоги, сама в этом году отмечаю 33 года педагогического стажа).

kicil4

- Вы с таким воодушевлением рассказываете о детях. Такое ощущение, что вы живете их проблемами…

- По-другому не получается. У меня есть подруга – директор детского дома. Когда я еще работала чиновником, не понимала, как она может часами рассказывать о своей работе, о детях. Не о семье, не о своих заботах и проблемах, а только о детях. А сейчас ловлю себя на мысли, что становлюсь такой же. Наверное, это неправильно. Кто-то скажет «негармонично». Но когда любишь дело, коллектив, детей, когда трудно провести грань между работой и личной жизнью, как-то само собой все складывается в гармонию души. По крайней мере, у меня так.

Главное, на мой взгляд, чтобы и дети, и сотрудники чувствовали себя успешными людьми. Стараюсь изо всех сил внедрить в них «вирус отсутствия боязни» перед неизвестным. Глубоко в сознании некоторых сидит неуверенность в собственных силах. Мы очень много ездим на соревнования, и я всегда настраиваю ребят, что лучше их никто не выступит. Лучшие слесари - это вы, лучшие токари – вы, лучшее военно-патриотическое объединение - вы. Вы бы видели, как они «рубятся» в хоккей, с какой гордостью получают кубки! Так с девизом «Никто кроме нас» и побеждаем.

«Быть тебе настоятельницей, матушкой Софьей»

- Как судьба вывела вас на спецучилище? Тем более из должности чиновника.

- Вообще, я окончила истфак КГУ и по идее должна быть материалистом и стала им, будучи еще и мистиком по натуре! Когда была моложе, одна очень известная коллега, доктор наук, занимавшаяся духовными практиками, сказала, что ничего в жизни не бывает случайно. Все здесь закономерно: и нужный человек, и нужная книга, и информация придут только когда ты к этому готов. Мысль открыть подобную школу витала в моем сознании лет с 27. Мой супруг занимался бизнесом и достаточно успешно. Дочь просила: «Пап, давай откроем приют для собак», позже мечтала об открытии дельфинария. Муж все время говорил: вот закончишь школу - обязательно откроем. Мы тогда жили в Набережных Челнах. А я ему всегда предлагала: давай соберу всех трудных детей по школам города, мы в Боровецком лесу построим для них школу. Он не отказывал, но всякий раз говорил, что это не совсем выгодное предприятие и в него придется вкладывать постоянно. Видимо, тогда я еще не совсем «созрела» для этой мечты. Поэтому-то и не настояла на своем желании.

По жизни я организатор. И считаю, что состоялась, выросла в педагога и руководителя именно в Челнах. Здесь остались мои наставники, друзья и коллеги. Люблю этот город его безграничным творчеством и неутомимым ритмом. Когда проезжаю мимо здания челнинской администрации, работе в которой посвятила 18 лет, вспоминаю, сколько нужно было приложить сил и энергии, чтобы во вверенной мне области все работало, как часы. Даже мои близкие не могли просто гулять по городу. Возвращались домой через три комплекса, а потом «отчитывались», что на хоккейном корте или стадионе все нормально - свет горит, музыка играет, катание на площадке идет. Во время городских праздников мы с мужем дежурили в парках, патрулировали места отдыха школьников. В общем,  вся семья была «приставлена» к моей работе. Из Челнов я уехала в Казань. 

И в какой-то момент захотелось чего-то другого. К слову сказать, в своей жизни я меняла работу дважды. И оба раза потому что мне нравится самой находить пути решения задачи, а не выполнять все по заданному алгоритму. Я не люблю доказывать, что можно ту же проблему решить более просто и рационально. К счастью, мне всегда попадались мудрые руководители, которые давали мне полный карт-бланш.

- Что произошло?

- За год до того, как стать директором училища, я привозила в Раифу делегацию всероссийского совещания. Но больше всего запомнилось другое. Разговор с отцом Всеволодом. Посмотрев на меня, он тогда неожиданно произнес: «Какие глаза строгие! Как у иконы. А в глубине доброта плещется. Будешь ты настоятельницей-матушкой Софьей». И ушел. Я потом плакала сутки, все думала, что же в моей жизни должно такого случиться, чтобы я поменяла свой образ жизни. 

Ответ дала жизнь. Узнала, что вот уже полгода Раифское спецучилище работает без руководителя, и предложила свою кандидатуру. В течение часа в министерстве мне с радостью подписали все документы. Удерживать чиновника, который фонтанирует идеями и регулярно предлагает какие-то проекты, при этом доказывает свою правоту, несмотря на высокие чины и ранги - это все равно, что сидеть на атомной бомбе, которая может взорваться в любой момент. У меня взрывной характер. Я «темповый» человек, терпеть не могу слова «завтра».

«Надо вкладывать в детство!»

- Надежда Петровна, как в таком напряженном рабочем ритме вы «успели стать» мамой?

- Между сессиями. Замуж вышла между педучилищем и университетом. Между первым и вторым курсом родила дочь. Недавно она подарила мне внука. Мне всегда хотелось иметь еще и сына. Я представляла его себе высоким, красивым, сильным, чтобы идти рядом с ним и чувствовать себя слабой. Это чувство обострилось, когда не стало мужа. Видно, Бог услышал мои молитвы и кроме одного-двух сыновей дал мне целую сотню мальчишек. Не зря говорят: бойтесь желаний своих, они могут исполниться. Я не боюсь.

Так случилось в моей жизни, что когда дочери Оксане было 11 лет, у нас в семье появилась еще одна девочка, доченька Марина. Всех удивляла разница в возрасте у детей – полгода. Как такое может быть? А потом стали шутить: «Вы что, Кисиль не знаете, она все всегда быстро делает!» Марина сейчас успешный юрист, живет со своей семьей в Ижевске. Там у меня две внучки.

Я очень жалею, что в детстве своим девочкам уделяла мало внимания. Собирал их в школу, заплетал им косы и кормил папа, а я, наверное, неправильно приоритеты расставляла, посвящая большую часть времени работе. Когда муж погиб, у меня была практически написана диссертация, представленная на съезде молодых ученых. Когда в 36 лет осталась вдовой, задумалась, на что я вообще вечера и ночи тратила? Надо было жить, а не давать распоряжения: «Приготовь, пожалуйста, поесть», «Уложи ребенка спасть, а я пока допишу доклад»… Поэтому после гибели супруга я закинула свои труды на антресоль. Решила жить! До сих пор не получается. Времени по-прежнему не хватает. Помните, как нас учили: «всестороннее развитие личности». Не получилось из меня «всесторонней»…

- Все мы родом из детства. А каким было ваше?

- Счастливое! Не знаю, почему ругают пионерию и комсомол. Это были удивительные времена. Я до сих пор помню, как в 4-м классе несу рапорт, какие на мне банты, вижу площадь районного центра. Ступала по ней, как по Красной площади! А комсомол с гитарами, походами – просто чудо. И в партию в 27 лет вступала осознанно. С гордостью поднималась по ступенькам райкома партии. Его сотрудники казались мне небожителями. Раз уж мне предложили вступить в партию, посчитав достойной, то там – люди, которые выше меня на четыре головы!

kicil3

И в казанский университет поступала с возвышенными мыслями. Спускаясь по центральной лестнице главного здания КГУ, думала: «А ведь за эти перила держался Ленин!» После 8 класса настроилась, что поеду в Москву поступать в Щукинское театральное училище. Но дома воспитывали строго. И быстро объяснили все про артистическую карьеру. В астраханское педагогическое училище (сама я родом из Астраханской области) пошла, чтобы доказать некоторым учителям, что они должны быть другими. В университет приехала поступать с красным дипломом училища. Твердо знала, что на вступительном у меня должна быть «пятерка». Как сейчас помню, зашла в аудиторию, села перед экзаменатором, завкафедрой и заявила: мне нужна пятерка. Откуда во мне это? «Хорошо, - согласился он, - ответите – будет «пятерка». И я получила «отлично». Выбежала из университета и сразу - на главпочтамт: отбить телеграмму с текстом «Ура, я студентка казанского университета!».

- Есть то, что вы хотели бы изменить в современном обществе?

- Непростой вопрос. Категорически не приемлю непорядочность, а если к ней еще прилагается пусть маленькое, но должностное «кресло», то это, на мой взгляд, страшная угроза обществу. От таких людей я стараюсь себя оградить. Ценю в людях профессионализм и порядочность, всему остальному можно научиться. Мне кажется, нужно вкладываться в детей. Это долгосрочное вложение, общественный капитал. Кто-то подсчитал, что результаты воспитания можно получить через 140-280 лет, когда в семье ребенка появятся свои дети и внуки. 

- Как вы думаете, вы нашли свое место в профессиональном отношении или есть еще желание попробовать что-то новое?

- У меня были предложения, вновь по линии госслужбы. Но я не смогу ни на что променять благодарные лица воспитанников, успехи коллектива. И потом: я так воспитана, что если за что взялась, делаю это основательно. Меня так приучили в семье своим примером родители. Папа у меня с 35-го года, и в 12 лет пошел работать. Помогал на рыбном заводе. Вся его жизнь впоследствии  была связана с речным флотом: от моториста до капитана. Он человек высокой дисциплины: несмотря на свои 77, до сих пор встает часов в 5 утра, драит шваброй полы, как палубу на судне. Мама умерла в 45 лет, была медработником, всю жизнь трудилась в инфекционном отделении больницы. Уходя утром на работу, она всегда собирала гостинцев тем больным, к которым не приходили близкие. Именно мама сформировала у меня первые представления о русской истории, литературе. Стихи я люблю именно благодаря ей, и вообще милосердное отношение к людям сформировала во мне она, очень хотела, чтобы я стала медицинским работником.  Нет, Раифское спецучилище – это мое… Иногда говорю ребятам, что когда уйду на пенсию, останусь здесь воспитателем. Могу быть тренером детской спортивной команды (у меня по баскетболу второй разряд), я турист-водник. У меня диплом дирижерского хорового отделения.

- Есть ли у вас кредо в жизни?

- Знаете, с 6 класса до рождения ребенка я вела дневник. На обложке первого дневника были слова Толстого о том, что человек подобен дроби, в которой числитель – это то, что о нем думают окружающие, а знаменатель – то, что он думает о себе сам. Чем больше знаменатель, тем мельче дробь. Читаю сейчас и самой смешно, откуда такие философские размышления у подростка. Хотя и в студенчестве моими любимыми предметами были психология, философия и логика. Но всю свою жизнь руководставуюсь принципом, который поэт сформулировал так: «Во всем мне хочется дойти до сути - в работе, в поисках пути, в сердечной смуте». Все должно быть системно, глубоко, продуманно. 

Беседовала Оксана Бирюкова

Фотографии предоставлены фотостудией Fashion Box (www.fashion-box.ru).
Фотограф Эмилио Гансалес и визажист Ирина Ключарева

источник:

Комментарии
Гость 14:26, 5 октября 2012
Поздравляем Вас с Днем Учителя! Желаем Вам оставаться таким же успешным руководителем Раифского спецучилища №1, умной, сильной и красивой женщиной и хорошей матерью.
Д 21:47, 5 октября 2012
Я всегда считала её великим человеком, но сейчас она стала для меня героем
Матвеева Ольга 23:06, 8 октября 2012
Надежда-моя подруга на всю жизнь! Мы родом из детства, жили на одной улице, заканчивали одну школу. Она всегда была честной, открытой, порядочной. Горжусь ею! И весь наш поселок гордится! Здоровья, жизненных сил в твоем нелегком труде, Надюша!
ПАНТЕЛЕЕВА ГУЛЯ 12:53, 22 декабря 2012
поздравляем вас и ваш крепкий сплоченный коллектив с наступающим новым 2013 годом ! Желаем вам крепкого здоровья радости удачи и радостные лица ваших воспитаников!
Кирилл Кравцов 16:41, 26 августа 2016
СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЁ)))
Гость 4:09, 13 мая 2017
Большое спосибо всем воспитателям
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

25 сентября

Опрос
При каком из правителей, руководивших Россией за последние сто лет, вы хотели бы жить? ?