Желающих «сеять разумное, доброе, вечное» в нашем обществе, да простят меня оптимисты, еще до обидного мало. Может, потому что живем мы в ту самую эпоху перемен, жить в которой восточные мудрецы настоятельно не рекомендовали. Особенно туго приходится современной молодежи - на кого ориентироваться, в какие идеалы верить? Когда в 2010 году в Казани стараниями нескольких неравнодушных людей родился Молодежный театр на Булаке, это стало пусть небольшой, но знаменательной в истории города датой. Появилось место, куда можно прийти и отдохнуть душой и сердцем, почувствовав себя в абсолютно домашней атмосфере. Детям и взрослым.
Театр состоит из двух площадок: на втором этаже камерный, академический зал, на первом – пространство для молодежи, где проводятся шоу и представления. В холле и коридорах удобные диванчики. А буфет, обшитый гипсокартоном, очень похож на кухню-гостиную, где собираются старые друзья.
…«Мы в какой-то степени тоже врачи», - рассуждает Рустам Фаткуллин, режиссер театра на Булаке, «выкроив» немного времени до вечерней репетиции на беседу со мной. Главная его мысль очевидна: современный театр, конечно, не медицина, но тоже на многое способен. «Театральная энергетика дает возможность возродить тот человеческий оазис души, который сегодня находится на грани гибели в силу многих житейских обстоятельств и конфликтов. Театр помогает человеку жить», - уверен Рустам Мулланурович.
И ему веришь. А как еще? На днях талантливому режиссеру Фаткуллину исполняется 55 лет, 35 из которых он посвятил творческой деятельности. Преподавал в Казанском театральном училище, работал по профессии. В проект «Молодежный театр на Булаке» его пригласили основатель Евгений Аладинский, прародитель фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» и руководитель Виктор Степанцов.
Вышло совсем необычно. В 2010-м Рустам Мулланурович выпускал группу, которой руководил в Театральном училище Казани. Ребята последовали за учителем. Получилось, что режиссер ненароком подготовил труппу для воплощения своих замыслов и развития нового театра. Тогда пришло разу несколько мастеров со своими коллективами и спектаклями. Но в итоге лишь его труппа да коллектив театра Михаила Галицкого «Сдвиг по фазе» стали «последними из могикан», оставшихся здесь после некоторого времени работы.
«Такой театр рано или поздно должен был возникнуть в Казани! Было время, когда люди искали, как себя реализовать, как найти базу, которая позволит осуществить творческие стремления, даст стабильность в бешено меняющемся ритме жизни. Мы восполняем те ресурсы, которые необходимы молодежи. Она не только наш зритель, но и наш актер, - открывает Фаткуллин «тайну» молодежного театра. - Театр должен искать ответ на многие вопросы, а наш - в особенности. Он обладает важными качествами. Мы исповедуем правдивый, импровизационный театр, театр-дом, театр-семью, чтобы зрителю здесь было комфортно, удобно. Это в полной мере соответствует Театру на Булаке».
И репертуар здесь, благодаря стараниям опытного режиссера, руководителя и основателя театра – не «затертый до дыр». Есть классика – спектакли по произведениям Бернарда Шоу, Антона Павловича Чехова. Присутствует и «театр абсурда». Особый «пласт» – пьесы 60-70- годов. По мнению режиссера, они современному человеку необходимы сегодня, как воздух. По житейским и гражданским соображениям. Из кладезя забытых библиотек режиссер явил на свет пьесу Александра Хмелика о тимуровце Лаптеве, которая, кстати, имеет у зрителей огромный успех.
Впрочем, у каждого спектакля в современном театре на Булаке - своя особенность. Выбирая то или иное произведение для постановки, режиссер Фаткуллин стремится разнообразить репертуар. Делать так, чтобы произведение соответствовало времени, но притом не стало «очередным».
- Не только зритель (в особенности ребенок), но и каждый наш молодой актер (а все они в основном выходцы Казанского театрального училища), находят себя как главный компонент спектакля, - приоткрывает занавес современной театральной «кухни» режиссер Фаткуллин. - В нашем театре у каждого актера есть роль. Главная или просто значимая, но всегда дающая возможность человеку по-настоящему раскрыться. В этом наша особенность. Мы считаем, что все актеры талантливы, со своей «изюминкой» и огромным потенциалом, все умеют «держать» зал. По сути, мы единая семья, монолит, внутри театра есть понимание внутреннего баланса, который нельзя разрушать. Есть прецедент, когда менеджеры и генеральные директоры фирм, когда-то окончившие обычную театральную школу и мечтавшие играть на сцене, исполнили эту свою мечту. Скажу больше – они собирают аншлаги! Театр – это центр развития, реализации. Вы спрашиваете о моде на молодежные театры? Я бы не сказал, что это не мода, а скорее, необходимость времени. Мы живем в запутанном гламурном мире, а театр – это некое сочетание необходимых человеку эстетических начал…
- Лучшая награда для нас – это когда к нам приходят родители и говорят, что ребенок «заставил» влюбиться в наш театр. Заявил, что не будет ходить ни в консерваторию, ни в другие театры, только к нам, - вступает в разговор Виктор Степанцов, руководитель Молодежного театра на Булаке. – Поэтому я всегда говорю: возникли проблемы с ребенком – приведите его или весь класс, в котором он учится, в театр. И вы заметите изменения к лучшему! Здесь актеры говорят на понятном детям языке. Знаете, как в «Маугли»: «Мы с тобой одной крови – я и ты!». Когда мы предложили специальной комиссии вместе со школьниками, кадетами посмотреть спектакль «Зима» о профилактики наркомании, знаете, что сказала комиссия? «Мы в ходе всего спектакля наблюдали за реакцией детей. Они плакали, смеялись, хлопали в ладоши. Этого уже достаточно, большего не надо». А после спектакля девочка из зала задала одному из актеров вопрос: «Вы все говорите «курить хочу», значит, рекламируете сигареты? Как вы относитесь к девушкам, которые курят?». Ответ был короткий: «Зайдите на мою страничку ВКонтакте, там написано, что я не люблю девушек, которые курят». Вот и все: объяснились на понятном для молодежи языке. И уже не надо занудных фраз о вреде курения. Вот почему дети любят к нам приходить, почему многие из них, посмотрев спектакль, обращаются к книге-первоисточнику. Родители и педагоги по-хорошему «не узнают» своих детей.
Виктор Алексеевич Степанцов, руководитель молодежного театра, знает что говорит. До недавнего времени он, предприниматель, был далек от театра. До тех пор, пока его давний знакомый Евгений Аладинский, известный по фестивалю «Созвездие-Йолдызлык», давно мечтавший об открытии театра, не заговорил с Виктором Степанцовым о его создании. Теперь всякий раз, выступая перед ребятами, пришедшими на спектакль, Виктор Алексеевич чувствует огромную эмоциональную отдачу и нисколько не жалеет о своем решении:
- Как обычно выглядит поход школьников в театр? Знаете, да? После уроков вваливаются гурьбой, кричат, галдят. Одним словом, местный Армагеддон. Но достаточно буквально нескольких фраз – и случается чудо. Много детей вообще не знают, как себя вести в театре, и не они в том виноваты, а родители, общество. И приклеенная на стул жвачка, и ведро попкорна – кто скажет, что это неправильно? У нас эти «атрибуты псевдокультуры» запрещены. И я объясняю детям почему. Здесь все вживую, нет халтуры. Мы говорим словами зрителей. Одна дама, не досмотрев спектакль, потому что опаздывала на рейс самолета, выбежала из зала восторженная: «Это какая-то машина времени!». Еще одна зрительница после спектакля, не скрывая, так делилась своими ощущениями: «Сначала подумала, что это какая-то самодеятельность, но вижу на сцене солдата – и верю, вот показывают этого солдата в детстве – и я верю. Все верю!». Люди у нас плачут или радуются. Молодежь меняется в лучшую сторону. Часто спрашивают, как можно записаться в школу актерского мастерства. Это замечательные порывы, и мы их всячески будем поддерживать.
- Виктор Алексеевич, ну а в чем секрет постановок в вашем театре? Почему столько искренности, чувств они вызывают и у подростков, и у взрослых? В чем отличия от классического театра? – пытаясь докопаться до сути, я «засыпаю» вопросами руководителя.
- Все просто. Пока ребенок маленький, лет до 10 лет, он послушно принимает все, что ему дают. А лет с 11 и до 17 мы, взрослые, как правило, живем с ним в разных плоскостях. Любая неосторожно сказанная взрослым фраза воспринимается ребенком в штыки. В театре воспитание ненавязчиво, здесь нет нравоучений. И самая главная тайна, которую раскрыл наш мастер, режиссер Рустам Фаткуллин, - это форма подачи классических и современных вещей, понятная современному зрителю. Причем в большинстве своем наши спектакли не имеют ограничения по возрасту. Не спорю, в других театрах – замечательные, талантливые актеры! Но зачастую ребенок видит на сцене взрослых и не проецирует сыгранные ситуации на свою жизнь, не верит…
По словам Степанцова, буквально в воскресенье на сцене молодежного шел спектакль про пионера-тимуровца Лаптева, и было несказанно приятно видеть в зале, на вечернем просмотре, пап и мам с детьми. Это, считает руководитель, говорит о том, что люди стали понимать: без прошлого нет будущего, дети должны видеть, каким было счастливое детство их родителей, о чем они мечтали, к каким целям стремились.
Интересно, что за столь небольшой срок жизни молодежного театра на Булаке он успел «обрасти» удивительными и трогательными историями. Одна из них связана с именем Евгения Гришковца, как говорят в театре, человека с огромной открытой душой. Вообще, надо отметить, что именитые актеры – частые гости театра. Так вот в первоапрельский день, «отработав» программу в Казанском театре оперы и балета, Гришковец приехал на Булак совершенно уставшим. Но показанный эпизод из спектакля и двухчасовое общение со зрителями буквально вернули ему силы. По его признанию, он не думал, что вольется в ту стихию, которая его когда-то заставляла жить, рассматривать свое творчество как самодеятельное искусство. Дело в том, что в 70-80 годах он плотно занимался пантомимой. А ребята молодежного театра владеют этим искусством и активно используют его элементы в спектаклях.
Актеру настолько понравилось общение с казанской публикой и актерами, что прежде чем поставить свой автограф на афише, он сделал подпись: «Хочу бросить здесь…» и нарисовал якорь. Стечением обстоятельств стал тот факт, что театр приготовил в подарок актеру капитанскую фуражку. Вот это совпадение!
Или вот еще был случай на гастролях в гостеприимном Казахстане. Актеры играли в великолепном старинном театре драмы им. Островского. Руководство встретило их радушно. Но население к возможностям «какого-то казанского театра» поначалу отнеслось скептически: «к нам многие приезжают». Тем более что актеры привезли спектакль «Зима», а снег в Казахстане бывает не так часто. Но уже через 1-2 дня после начала спектаклей люди узнавали актеров и руководителя на улицах, делились своими впечатлениями. Билеты были раскуплены на две недели вперед. Но самое интересное, после первого отыгранного спектакля «Зима» и ошеломительного успеха постановки никто не смог сразу выйти на улицу. Город Уральск замело снегом! Границы по такому случаю даже закрыли на двое суток.
Даже рассказывая об удивительных приключениях театра в Казани и на гастролях, его создатели не скрывают теплоты, с которой относятся к своему «детищу». Вот и Виктор Алексеевич, завершая нашу беседу о том самом «разумном, добром и вечном», еще раз напомнил:
- Все создается здесь для людей, для детей, режиссер выдерживает эстетическую линию без дополнительных «гаджетов», приспособлений, мы отдаем свой творчество на откуп зрителям. Остается пожелать нам терпения, крепкого здоровья и возможности творить. Кстати, на сегодня мы являемся единственным театром, который существует без всякой финансовой поддержки и дотаций со стороны государства.
Оксана Бирюкова