40 (1042) в продаже с 2 декабря 16+

Что делать, если случайно разбил бутылку в магазине?

15 марта 2013

Случается иногда в магазине досадная неприятность: то тележкой край стеллажа заденешь на повороте, а то и хуже – вслед за нужной банкой на пол валятся «соседи» по полке. Что делать, если администрация магазина требует оплатить, скажем, разбитую бутылку дорогого алкоголя? И без покупки ведь останешься и без денег.

Представьте, идете вы по магазину, пробираясь между стеллажами, задеваете сумкой или тележкой стоящую посреди прохода пирамиду из бутылок. По неопытности и по незнанию многие готовы в растерянности заплатить магазину любую сумму. Тем не менее, специалисты в области прав потребителей считают, что есть способ защитить свой кошелек от подобных недоразумений.

Итак, что нужно запомнить в первую очередь – это номер статьи 1064 Гражданского кодекса РФ
«О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети». А главное, именно тот пункт, в котором написано: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».

«Это значит, что в случае, если покупатель поскользнулся на мокром полу и свалил бутылки с полок, то виноват будет не он, а работница магазина, намочившая излишне шваброй пол. Или если хрупкий товар упал с транспортной ленты по дороге к кассе. Повалившиеся с полки на пол банки тоже не вина покупателя, а недоработка мерчендайзера. Ибо товары должны быть устойчиво расставлены и закреплены на полках, и это его работа, за что он, собственно, и получает зарплату», - комментирует руководитель правового отдела Союза потребителей РТ Марат Мазитов.

По мнению эксперта, главная задача покупателя - доказать, что у него не было умысла. У продавца должен быть резерв, который предусмотрен на случай неумышленного повреждения имущества. В этом случае покупатель не платит за поврежденный товар. Его стоимость покрывается данным резервом.

Следующий помощник в таких делах ГОСТ 51773-2001 («Розничная торговля. Классификация предприятий»). Согласно этому ГОСТу, а также СНиПу 2.08.02–89 («Общественные здания и сооружения»), расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра. Причем чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками:
1,4 м — при торговой площади до 100 м2;
1,6 м — при торговой площади от 100 до 150 м2;
2 м — при торговой площади от 150 до 400 м2;
2,5 м — при торговой площади от 400 м2.


«Это значит, что пирамида товара, расположенная между стеллажами, делала проход уже положенной ширины, тем самым затрудняла движение покупательского потока. К тому же товар был недостаточно зафиксирован», - говорит Марат Мазитов.

Ну и наконец, третья истина - 203 статья Уголовного кодекса РФ. Она поможет покупателю, если в дело решит ввязаться охранник магазина. Если он начнет грубить, угрожать, хватать за локти, одежду, стоит напомнить ему о 203 статье УК РФ. А статья эта значит, что его действия в адрес покупателя караются лишением свободы на срок до 7 лет, ибо это превышение полномочий служащего частного охранного предприятия (ЧОП).

«Сотрудник охраны магазина не имеет права на личный досмотр, так как данный вид полномочий предусматривает Закон РФ «О полиции». В соответствии с данным законом, сотрудник полиции имеет право проводить личный досмотр физических лиц. Охранник осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ «О частной охранной и детективной деятельности». Должен иметь лицензию на осуществление данной деятельности», - говорит Марат Мазитов.

По закону, диалог с охранником должен выглядеть примерно следующим образом:
Он: Извините, товарищ. Собираетесь ли вы оплачивать то, что разбили?
Покупатель: Конечно, собираюсь, как только мою вину докажут в судебном порядке, в тот же день и оплачу!
Он: Что ж, звучит разумно. Всего вам хорошего, удачного дня.

Иными словами, если произошла неприятность, и покупатель разбил товар, он должен заявить о своей невиновности и, если администратор пойдет на конфликт, потребовать жалобную книгу. В ней следует подробно описать случившееся, включая время инцидента, свидетелей (они могут понадобиться, если дело дойдет до суда), и основных участников конфликта.

Также необходимо потребовать составления акта о порче товара, в котором обязательно должны быть зафиксированы все сопутствующие обстоятельства: скользкий пол, узкие проходы между стеллажами и пр.

Скорее всего, конфликт будет исчерпан еще на этапе требования жалобной книги. Если же администрация магазина на этом не успокоится, покупатель должен предложить сам подать на него в суд, поскольку иного законного способа заставить оплатить разбитую посуду, нет. Скорее всего, перспективы судебных издержек и неизбежных визитов проверяющих инспекций сделают свое доброе дело.

Ну и напоследок: есть несколько заветных фраз, тоже хорошо действующих на администрации магазинов. «У вас тут скользкий пол/неустойчивое расположение товаров на полке! Я буду жаловаться в Роспотребнадзор!», «У вас узкие проходы/коробки между стеллажами! Я напишу в государственный пожарный надзор!»…

А если на скользком полу или из-за прозрачных дверей пострадал не товар, а сам покупатель? «По вопросу приобретения физических повреждений, возникших в результате нарушения правил безопасности на объектах торговли, необходимо обратиться в прокуратуру, либо в Роспотребнадзор с целью установления нарушений, и привлечения продавца его совершившего к административной ответственности. После этого, физические повреждения необходимо зафиксировать, путем судебно-медицинского исследования, и обратиться в суд с целью компенсации ущерба, нанесенного жизни и здоровью гражданина», - отвечает Марат Мазитов.

Виктория ОСИНИНА

источник: ati-times.tatar-inform.ru

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
7 декабря
6 декабря