40 (1042) в продаже с 2 декабря 16+

Власти Татарстана хотят «окольцевать» Казань за 20 млрд рублей

21 марта 2013

Правительство готово выделить лишь половину средств, запрашиваемых на строительство кольцевой железной дороги вокруг города.

Власти Татарстана подсчитали, сколько денег понадобится на строительство кольцевой железной дороги вокруг Казани в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Как сообщил «Известиям» источник в правительстве, в начале марта премьер-министр республики Ильдар Халиков направил доклад вице-премьеру Аркадию Дворковичу с расчетами по перепрофилированию грузовой железнодорожной ветки. Итоговая сумма составляет 19,9 млрд рублей. Минтранс готов включить проект в программу развития инфраструктуры к чемпионату мира, но сумма субсидий в 2013–2015 годах не превысит 10,76 млрд рублей.

Как следует из доклада региональных властей, протяженность дороги — 48 км, по ходу движения будет организовано 16 остановочных пунктов. Время в пути при средней скорости 40 км/ч составит около часа. Власти подчеркивают, что Казань обладает уникальной инфраструктурой, позволяющей организовывать систему наземного метро. Согласно докладу, кольцевая железнодорожная ветка пройдет через основные спальные районы и деловой центр города. В районах тяготения к кольцевой железнодорожной ветке проживают 60% населения Казани, которые должны стать «потенциальными зрителями футбольных матчей». «Станция Компрессорная наиболее близко расположена к объекту «Футбольный стадион на 45 тыс. зрителей» и находится в пешеходной доступности», — отмечается в отчете.

Дорогу планируется увязать с двумя радиальными линиями метро, которые будут закончены к 2018 году, одна из остановок совмещена с автостанцией. «Реализация проекта организации кольцевого движения будет способствовать мотивации населения к использованию общественного транспорта взамен личного автомобиля, что существенно разгрузит улично-дорожную сеть Казани и улучшит экологическую обстановку», — отмечает правительство в своем докладе.

Строительство предполагается провести в два этапа. На первом этапе кольцевое движение будет организовано в одну сторону по часовой стрелке со строительством двух новых железнодорожных съездов. Все станции предполагается оснастить автоматизированной системой контроля оплаты, которую планируется интегрировать с действующей системой безналичного расчета за проезд в муниципальном транспорте. Это позволит оплачивать проезд в электричке с помощью электронной транспортной карты. Тариф на услуги кольцевой железной дороги предлагается установить на уровне платы за проезд в городском транспорте — сейчас это 14–19 рублей.

На втором этапе движение будет организовано в обоих направлениях. Планируется провести работы по строительству вторых и третьих путей на наиболее загруженных участках трассы, искусственных сооружениях, в том числе мосте через реку Казанка. Проект будет полностью реализован к началу чемпионата мира 2018 года.
Ранее Минтранс не поддерживал проекта, так как не видел достаточной инициативы со стороны властей Татарстана и долгое время не мог получить от региональных чиновников расчет стоимости, данных о пассажиропотоке и источниках финансирования железнодорожной ветки. О необходимости оплатить проект из госбюджета ранее говорили представители РЖД.

Теперь казанский проект целесообразно рассматривать в комплексе с мероприятиями концепции модернизации и развития инфраструктуры к чемпионату мира, полагают в Минтрансе.

— Кольцевая железная дорога включена в перечень первоочередных мероприятий, претендующих на получение средств государственной поддержки в 2013–2015 годах. Сумма ассигнований может составить 10,76 млрд рублей, — заявили «Известиям» в ведомстве.

В Минтрансе Татарстана на запрос «Известий» не ответили. Доклад региональных чиновников лишь называет сумму, необходимую на реализацию проекта, но не содержит данных о предполагаемом пассажиропотоке, нет в нем и предложений по источникам финансирования. Таким образом, если из федерального бюджета на кольцевую дорогу будет выделено чуть более необходимой сметы, Татарстану придется искать дополнительные источники для привлечения финансирования.

В настоящее время Горьковская железная дорога, «Нижегороджелдорпроект» и Минтранс Татарстана продолжают работу по формированию концепции проекта, говорит представитель РЖД.

Планы по организации кольцевого железнодорожного движения, охватывающего весь пригород Казани, появились еще в 2011 году. Тогда министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин пояснял, что сочетание наземного и железнодорожного транспорта со станциями метро позволит организовать крупные транспортные узлы и мотивировать людей пересаживаться на общественный транспорт. Сейчас вокруг Казани проложены железнодорожные пути, но по ним ходят грузовые поезда — для пассажирского движения они не приспособлены. Требуются коррекция траектории маршрута (закругления) и постройка платформ и прочей пассажирской инфраструктуры.

— Без расчета пассажиропотока сложно оценивать проект, так как его эффективность определяется тем, сколько люди сэкономят времени или в каких местах сократятся пробки, — отмечает директор по стратегическому развитию Международной ассоциации предприятий горэлектротранспорта Александр Морозов. — Дорога должна быть максимально интегрирована в систему городского транспорта. Успешный мировой опыт есть, например, в Вене, где кольцевая железнодорожная ветка была преобразована в метро и эффективно работает. Также необходим единый билет с метро и другими видами транспорта — если при каждой пересадке берутся деньги, привлекательность резко падает.

Эффективность проекта нужно измерять не по доходу от билетов, а исходя из сравнительного анализа затрат на развитие других видов транспорта, строительство дорог, считает эксперт. При этом он полагает, что источником финансирования дороги в любом случае будет госбюджет.

— Обычно доходов не хватает даже на эксплуатацию и зарплату машинистов — их платит государство, — отмечает Морозов.

Мария Киселева

 

источник: izvestia.ru

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
7 декабря
6 декабря