Халяф Низамов как никто другой умел держать властную вертикаль в Татарстане, и по-настоящему политическое чутье подвело его всего однажды.
Вчера утром тихо и незаметно для широкой общественности ушел из жизни Халяф Низамов – один из самых могущественных чиновников Татарстана середины 90-х. Низамов, возглавлявший с 1991 по 1998 годы аппарат президента, был широко известен как «железная» правая рука Минтимера Шаймиева. Но его карьера прервалась на самом пике, после того как Халяф Низамов, пойдя против своего шефа, неожиданно выступил в роли организатора «путча глав». Политики, хорошо знавшие его, рассказали газете «БИЗНЕС Online» о том, каким был Халяф Низамов в жизни и в политике.
Виктория Руффо, Минтимер Шаймиев и Халяф Низамов
ПО КАРЬЕРНЫМ СТУПЕНЬКАМ
Земляка и, можно сказать, преданного друга Минтимера Шаймиева, одного из самых известных в конце прошлого века деятелей Татарстана Халяфа Низамова вполне можно назвать «железной рукой железного президента». Низамов, как вспоминают собеседники газеты «БИЗНЕС Online», был сильным организатором старой школы. В 90-е годы, когда все вокруг развалилось и трещало по швам, он держал под жестким контролем районы республики. Но именно преданный Шаймиеву глава его администрации попытался в мае 1998-го устроить «дворцовый переворот».
Кончина Низамова (он ушел на 72 году жизни после тяжелой болезни) произошла тихо и практически незаметно даже для властного Олимпа республики. Те, до кого удалось вчера, в воскресенье, дозвониться корреспонденту «БИЗНЕС Online», о печальной новости еще не слышали. Это не удивляет: с конца 90-х Низамов отошел – то есть был резко и решительно отодвинут – от государственных дел и уже не играл той, во многом определяющей, роли в Татарстане.
Халяф Низамов родился 20 октября 1941 года в деревне Кадырметьево Актанышского района Татарской АССР. Тогда, конечно, никто и не подозревал, насколько для его биографии будет важно место рождения. Ведь Актанышский район – тот, где родился и первый президент РТ Минтимер Шаймиев.
Биографию Низамова вполне можно назвать типичной для будущего советского и партийного деятеля: Елабужский пединститут, скромная работа учителем, а затем замдиректора сельской школы – опять же в родном Актанышском районе. Потом по карьерным ступенькам в Актанышском райкоме КПСС до должности первого секретаря, уже к этому времени он уже имел за плечами ВПШ (высшую партийную школу). В 1985-м – переезд в Казань, работа в одном из отделов совета министров ТАССР. И несомненный карьерный взлет в перестроечном 1989-м – до зав. орготделом Татарского обкома КПСС. Далее, в крутые 1990 - 1991 годы, – начальник секретариата Верховного Совета ТАССР. Вольно или невольно, но выбор сделан был верный: между обкомом уже рушащейся КПСС и пусть еще формальным, но имеющим шансы на неплохое будущее республиканским парламентом.
«ХАЛЯФАТ» В ТАТАРСТАНЕ
В 1991 году ставший президентом РТ Шаймиев пригласил своего земляка Низамова руководить аппаратом. Можно уверено сказать, что с работой на новой ответственной должности Низамов справился блестяще. Он четко проводил политику Шаймиева и, опираясь на его безусловную поддержку, крепко держал в кулаке районных глав и прочих начальников. «Всесильный Халяф», – говорили в кулуарах власти. По республике гулял запущенный журналистом Джаудатом Аминовым термин – «халяфат».
Резкий разрыв отношений между Шаймиевым и Низамовым оказался совершенно неожиданным для многих на властном Олимпе. Что интересно, причиной стал… бывший глава администрации Высокогорского района, в то время министр финансов РТ, будущий премьер, а затем и президент Татарстана Рустам Минниханов. Твердо руля одним из важнейших министерств республики и распоряжаясь финансовыми потоками, Минниханов вызвал крайнее неудовольствие (и это еще мягко сказано!) и ряда районных глав, и Низамова.
Тогда премьером РТ был Фарид Мухаметшин. И вот на очередной сессии Госсовета РТ его кандидатуру Шаймиев предложил на пост председателя парламента, вместо отбывшего (во многом вынужденно – в республике были те, кто его усиленно выдавливал из РТ) за границу Василия Лихачева. И ни для кого не было секретом, что в премьеры Шаймиев намерен предложить Минниханова. Среди глав, как считается, с подачи Низамова тогда возникла идея провести в спикеры Госсовета кого-то другого, оставив Мухаметшина премьером. Чтобы на это место не пришел Минниханов.
БУНТ ГЛАВ
Сессия Госсовета 27 мая 1998 года ожидалась вполне рядовой – мало кто знал о тайно готовящейся за кулисами сенсации. И Шаймиев тоже не знал! И когда, кроме Мухаметшина, на пост председателя была предложена кандидатура главы администрации Набережных Челнов Рафгата Алтынбаева, никто, например, из журналистов, не всполошился. Ну сейчас выйдет, скажет спасибо и возьмет самоотвод. И только когда мэр автограда не взял самоотвод, в зале парламента явственно запахло грозой… До этого никто из власть предержащих в РТ открыто против президента идти не осмеливался…
Уже гораздо позже одна за другой стали проявляться детали того сногсшибательного заседания парламента и голосования. Стало известно, что заговор готовился в одном из пригородных районов. Что возглавил этот «бунт глав» Низамов. Что еще одним организатором был министр МВД Искандер Галимов. Что за кулисами Госсовета с Алтынбаевым велись жесткие переговоры.
Положение спасли мобилизованные Шаймиевым «пожарные» – глава администрации Казани Камиль Исхаков и руководитель службы охраны президента Асгат Сафаров. Но даже их авторитета и ресурса едва хватило, чтобы выиграл выборы все-таки Мухаметшин. Но мог и проиграть: свои операции, в том числе тайные, Низамов всегда готовил очень тщательно.
Люди, близкие к казанскому Кремлю, тогда по секрету рассказывали, что Минтимер Шарипович был крайне удивлен и разочарован произошедшими событиями. В итоге после одна за другой полетели головы глав, участвовавших в заговоре. Алтынбаев вынужден был уехать в Москву и ушел в жесткую оппозицию к Шаймиеву. А главный вдохновить «бунта» Низамов лишился своего поста… Так в Татарстане закончился «халяфат»…
ПОШЛИ ПО ПУТИ «ДВОРЦОВОГО ПЕРЕВОРОТА»
На кончину Халяфа Низамова откликнулись эксперты газеты «БИЗНЕС Online».
Фандас Сафиуллин – экс-депутат Госсовета РТ, экс-депутат Госдумы РФ:
- Халяф Низамов был очень значительной фигурой внутренней жизни Татарстана. И в том, что у нас было, и даже в том, что происходит сегодня, его роль большая, и его заслуг немало. Что касается моих личных отношений, они были в основном добрые, человечные. С ним можно было легко общаться.
Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ, экс-советник первого президента РТ:
- Вообще-то я был с Халяфом Низамовым в конфликте. Но могу сказать, что как организатор старой школы он был сильным. А как глава аппарата президента Татарстана – почти всесильным. Он получил эту должность в трудные времена, когда все рассыпалось на глазах. А Низамов, и этого у него не отнимешь, все районы республики держал под контролем. Мог и премьеру сказать, как ему поступать. С тех пор таких сильных глав аппарата президента у нас больше не было. Но такая сила Халяфа Низамова оборачивалась и другой стороной. Он все пытался пропускать через себя, через свой фильтр. Правда, этим, по-моему, страдают все руководители аппарата…
Талгат Бареев – советник председателя исполкома Всемирного конгресса татар:
- Я самого хорошего мнения о Халяфе Мирзамухаметовиче. Он был очень чуткий и внимательный человек. В начале 90-х годов он мне очень помог. Я работал в газете, а потом остался без работы, можно сказать, на улице. И вдруг мне звонит президент академии наук Татарстана Мансур Хасанович Хасанов и приглашает на работу в академию. Потом я узнал, что ему меня рекомендовал Халяф Низамов. То есть он очень внимательно следил за кадрами. Как глава администрации президента Татарстана Низамов очень много сделал для республики. Он ведал кадрами в самые тяжелые годы, когда Татарстан провозгласил суверенитет, и у Низамова было чутье на кадры. Он всегда умел находить на нужное место нужных людей.
Александр Штанин – экс-депутат Госсовета Татарстана (трех созывов), лидер общественной организации РТ «Равноправие и законность»:
- Халяф Низамов известен у нас в Татарстане не только как экс-глава администрации президента, но и как организатор майского 1998 года «бунта глав». У меня своя точка зрения на то, почему возник этот бунт. Всегда нужна – в парламенте, в республике, в стране – оппозиция, нужна альтернатива. У нас в Татарстане демократическую оппозицию из парламента «вычистили» на выборах 1995 года и получили, так сказать, внутреннюю оппозицию, в самих властных структурах, внутри данной системы. И пошли, к сожалению, по пути «дворцового переворота». Хотя появление и такой оппозиции было фактически положительным моментом в жизни республики – был предложен альтернативный путь развития Татарстана. Но, к сожалению, он не реализовался.
Если говорить о самом Низамове, он был достаточно крупным организатором, который обладал способностью улаживать конфликты, умел разговаривать с довольно широким спектром людей, придерживающихся разных политических взглядов. Мог их выслушать и попытаться понять…
Елена Чернобровкина
Справка
Халяф Мирзамухаметович Низамов родился 20 октября 1941 года в деревне Кадырметьево Актанышского района Татарской АССР.
В 1964 году закончил Елабужский педагогический институт, в 1974 году – Московскую ВПШ.
В 1964 - 1968 годах он работал учителем, заместителем директора школы в селе Новые Бугады Актанышского района.
В 1968 - 1985 годах Низамов был заведующим отделом пропаганды, секретарем, вторым секретарем, первым секретарем Актанышского райкома КПСС.
В 1985 - 1989 годах он работал заведующим орготделом, заведующим отделом по работе исполнительных органов совета министров ТАССР.
В 1989 - 1990 годах был заведующим орготделом Татарского обкома КПСС, в 1990 - 1991 годах – начальником секретариата Верховного Совета ТАССР.
В 1991 - 1998 годах – глава администрации президента РТ.
Низамов был заслуженным работником культуры ТАССР, народным депутатом РТ.