40 (1042) в продаже с 2 декабря 16+

Кино не для всех

14 марта 2008

Если вам надоели коммерческие фильмы в кинотеатрах и толпы с попкорном, значит, вам на Future Shorts – фестиваль короткометражных анимационных фильмов, что традиционно навещают Казань весной. Это единственный в России фестиваль, который регулярно знакомит зрителей с лучшими образцами мировых достижений в области анимационного киноискусства.

Анимационные фильмы – это пристальный взгляд на человека снаружи и изнутри. Здесь нет слов, только движения, цвета-символы, кричащие или молчаливые образы. Жизнь – на миг вспышки фотоаппарата (длина фильма  5 – 10 минут). Весенний букет японских короткометражных фильмов и анимации в новой программе киногурманам представил кинотеатр «Мир» при помощи галереи «Аврора 1991». Истосковавшиеся по качественному авторскому кино, зрители были в восторге от постановочной документалистики, инновационной мультипликации и отличной стилизации. Кроме того, мастера японского кино представили остроумную пародию над жанрами, чем немало потешили взыскательную публику. В программе мартовского фестиваля оказались работы известных японских мастеров. Например, режиссер фильма «Фитнесс от Марико Такахаши» Наги Нода – одна из самых известных клипмейкеров Японии, делавшая рекламу для «Соса-Соlа» и «Nike». Ее фильм – сатирическая пародия на многочисленные видеокурсы «домашней аэробики», сделанная в рамках олимпийского проекта компании «Panasonic» в 2004 году. Или, например, режиссерская работа Йоди Койама, также известного как Woof Wan-Bau, - рисованная история с эротическим уклоном, рассказывающая о любви к квадратным арбузам. Самая знаменитая из работ Койамы, лауреата British Animation Awards, снимавшего клипы для Mogway и ColdCut.

Future Shorts – это маленькое зеркало современности со всеми ее пороками, глобализацией и технократией. Красная  нить почти всех фильмов – трагическое одиночество человека в мире денег. Такова, например, история жизни обычного служащего гигантской корпорации (фильм «Менеджер», «Salaryman»). В какой-то момент молодой мужчина обнаруживает у себя ретроградную амнезию и начинает носить с собой автоматическую камеру, которая фотографирует его каждые несколько часов. Проглядев спустя четыре дня результаты, он приходит в ужас. Оказывается,  каждый его день напоминает предыдущий, и сводится к одному маршруту: офис – магазин – дом. Человек, ожидая хоть какого-то нарушения обычного ритма событий, уже сам готов к подрыву реальности. Правда, знакомо? Идейно с «Менеджером» перекликается работа Косае Секине («Всему свое место», «Right PLASE»). Главный герой, продавец супермаркета, – ярый приверженец порядка и правильности. Все бы хорошо, но даже полезная привычка может стать манией. Парень буквально сходит с ума, сутками пытаясь убрать на место сдвинутые покупателями товары. Лишившись этой работы, он становится костоправом. Вот уж где пригодятся его способности. Бесспорно, самая яркая и актуальная работа фестиваля – фильм «Голова-гора» («Mount Head»), рассказанная, если так можно выразиться, в духе традиционных японских притч. Это поучительная история о человеке, который от жадности ел вишни с косточками. Результатом такого поведения стало вишневое дерево, выросшее у него на голове, и, как можете догадаться, доставившее носителю массу неудобств. Думается, не зря фильм получил номинацию на «Оскар».

Анимационное кино действительно заставляет задуматься. По-отдельности все фильмы – песчинки, ускользающие с широких экранов кинотеатров, а вместе – уникальная жемчужина. Такие разные, объ­единенные коротким метром и присутствующей практически во всех фильмах нарочитой словесной немотой героев, порой более выразительной, чем слова, они, благодаря Future Shorts, перекликаются между собой, составляя тем самым индивидуальность каждой из работ. Сеть «Future Shorts» работает сейчас в 40 кинотеатрах мира: в программу фестиваля входят лучшие короткометражные игровые, документальные, анимационные фильмы и видеоклипы последних пяти лет, прошедшие отбор в Лондоне. Британская пресса назвала этот гастролирующий фестиваль «захватывающей программой просматривания чертовски не­обычных короткометражек».

А вот в Казани, к сожалению, ситуация  с показом немейнстрима – аховая. Если в 70 – 80-е годы до Казани доходил весь спектр мирового кинематографа, то сейчас кино, изначально ориентированного не на коммерческий успех, в столице не показывают. Наверно, поэтому  у казанской публики, уставшей от конвейерных блокбастеров, так высок интерес к «ручной работе». Однако даже притом, что Future Shorts выступает как один из флагманов инновационного кинопроизводства во всем мире, остается только сожалеть о его исключительности и надеяться на то, что накопленный фестивалем опыт не останется автономным.

Первые «Future Shorts» появились в Казани всего пару лет назад, и сразу привлекли к себе интерес. Реакция, действительно, оказалась бурной. Так, в 2007 году Казани в рамках проектов «Future Shorts – Россия» состоялся международный фестиваль короткометражного кино «Это Я». Об этих фестивалях стали говорить, а так как рекламы подобных показов не проводится, мероприятия тут же приняли анде­граундный статус. У организаторов нет даже постоянного места, где можно было бы устраивать подобные просмотры. Зато есть преданные зрители, которые узнают о времени очередных «шортов» через друзей, знакомых, Интернет. Кстати, в марте – апреле в Казани состоится Большой фестиваль мульфильмов, мастер-классы и выставки графических работ ведущих российских аниматоров. Кроме того, желающие смогут увидеть мультфильмы Максимова, Кузнецова, Алдашина.

Дабы лучше представить культуру самой загадочной страны мира, в рамках фестиваля зрители могли отведать уникальную выставку япон­ской фотографии конца XIX – начала XX вв.

Закрытая для внешних контактов до 1859 года, эта страна  сохранила уникальную самобытную цивилизацию, постичь которую стало возможно, в том числе, с помощью искусства фотографии.

Первая фотографическая камера появилась в Японии в 40-е годы XIX века. В 1860 – 70-х годах фотографии о Японии появляются в туристических альбомах английских путешественников. Первыми профессиональными фотографами, основавшими собственные студии в Японии, были Феличе Беато, барон Раймонд фон Штильфрид-Райтениц и А. Фарсари. Их работы публиковались и в японской, и в европейской прессе, оказав огромное влияние на привлечение иностранных туристов в Японию. Феличе Беато стал первым западным фотографом, осевшим в Японии. На выставке, что проходит в кинотеатре «МИР»,  представлены работы учеников и последователей Феличе Беато. Это были, возможно, первые образцы рекламной фотографии, показывающей волшебную природу и уникальный уклад жизни Японии. Любопытно, что острая конкуренция на рынке «Туристической фотографии» уже в 1887 году привела к созданию авторского права, предполагающего регистрацию негативов в министерстве внутренних дел и выдачу лицензии на фотографирование тех или иных сюжетов. Виртуозная техника исполнения обеспечила отличную сохранность старинных фотографий до наших дней. Сегодня работы таких известных мастеров, как Феличе Беато, барон Раймонд фон Штильфрид-Райтениц, Тамамура, и множества безымянных фотографов находятся в крупнейших государственных и частных собраниях по всему миру.

А совсем скоро – 14 – 16 марта в музее им. М. Горького состоится еще один маленький праздник для киногурманов – Фестиваль французского документального кино. В программе – фильмы-призеры крупнейших кинофестивалей во Франции. Например, номинант Каннского фестиваля  – «Путешествие в тональности соль-мажор», повествует о французе, который прочитал все справочники, скупил все карты и подробно изучил все заметки путешественников. Он 40 лет планировал поехать в Марокко! Сейчас ему 92 года, и со своим внуком, режиссером и фотографом, он туда едет. Во время поездки он говорит о своих потерях, упущенных возможностях и уроках, которые преподнесла ему жизнь, рассказывает о жене. Очаровательное путешествие, полное счастья, потерь и надежд на будущее. Режиссер следующего шедевра, фильма «К Матильде», - Claire Denis, одна из ведущих режиссеров Франции. Ее последние известные фильмы: «Шоколад» (1988), «Us go home» (1994), «Я не могу заснуть» (1994), «Проблемы каждый день» (2001), «Intruder» (2003). «К Матильде» – кино о тихой встрече двух креативных женщин. Режиссер снимает тела, их язык, хочет тщательно исследовать магию движения: «Я хочу понять, что происходит с телом, когда оно начинает двигаться. Попробовать ухватить язык тела в динамике». Зрелище обещает быть интересным для любителей импрессионизма на экране. А завершит программу драма «Дочь судьи» – история маленькой девочки, живущей в мире смертей, телохранителей и следователей. Ее режиссер, William Karel, с 1981 г. занимается фотографией, работал фотожурналистом для таких агентств, как «Гамма» и «Сигма» в течение 10 лет. Его опыт в создании снимков привел к работе в документальном кино, посвященном злободневным проблемам XX века и современного мира.

ЭЛЬВИРА КИВЕЛЬ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
7 декабря
6 декабря