46 (904) в продаже с 29 ноября 16+

Инновационное образование по-энергетически

15 ноября 2013

Казанский государственный энергетический университет получил лицензию на осуществление образовательной деятельности по программе бакалавриата «Прикладная информатика» и программе магистратуры «Информатика и вычислительная техника». Обучение по этим направлениям ведется в институте экономики и информационных технологий в составе энергоуниверситета. О том, чем подготовка специалистов здесь будет принципиально отличаться от подготовки в других вузах, почему выпускники этого вуза не имеют проблем с трудоустройством и как добиться интеграции учебного и производственного процессов, в интервью рассказал проректор КГЭУ по информатизации, директор института экономики и информационных технологий Юрий Смирнов.

- Юрий Николаевич, институт экономики и информационных технологий был основан совсем недавно – в январе 2013 года, но в нем уже существует 9 направлений бакалавриата, 4 направлений магистратуры и аспирантуры. Институт готовит экономистов, IT-специалистов. Но рынок уже насыщен в частности, экономистами. Имеют ли ваши выпускники конкурентное преимущество? Чем образовательные программы КГЭУ отличаются от программ других вузов?

 - Мы очень часто слышим, что в России вузы выпускают слишком много экономистов. Но относительно общего числа выпускников доля экономистов не больше, чем в любой развитой стране. Проблема не в количестве выпускников, а в системе образования, в отсутствии качественной подготовки специалистов. У нас есть профессиональное право говорить, что наши учебные программы по этим специальностям отличаются от программ многих вузов. В нашем институте экономическое образование органично интегрировано в систему инженерного образования. Поэтому в составе института немало образовательных программ инженерно-экономического направления, в том числе с выдачей двойного диплома (инженерного и экономического). Институт экономики и информационных технологий не появился на пустом месте: он создан на базе института экономики и социальных технологий и кафедр по направлениям информационных технологий других институтов. Сейчас в состав института входят такие кафедры, как экономика и организация производства, менеджмент предприятия, инженерная кибернетика, информатика и информационно-управляющие системы, социология, философия, документоведение. Здесь обучаются более 1 тысячи студентов, работают высококвалифицированные преподаватели, более 70% из них кандидаты и доктора наук (профессора, доценты).

Надо учитывать, что отраслевая экономика существенно отличается от «классической» экономики. Знание отраслевых особенностей по управлению и организации деятельности, технологических основ отрасли являются ключевыми для эффективной работы на предприятиях в условиях современной конкурентной среды. Учетная политика предприятия, инвестиционная программа, механизмы формирования себестоимости продуктов, нормативная база, стандарты управления предприятиями и многое другое существенно зависят от отрасли. Можно утверждать, «классическая» экономика не умеет считать, например, себестоимость продуктов с высоким содержанием интеллектуального труда или себестоимость информационных продуктов или же не умеет управлять потоком создания стоимости. Между тем, именно на них держится вся инновационная экономика. Мы знаем, как это делать и можем научить своих студентов. Исходя из этих потребностей, мы поставили перед собой цель создать такую экономическую школу, которая бы не растворилась среди других школ и мы могли бы прийти на рынок образовательных услуг со своим лицом. Мы пошли на изменение самого содержания образовательных программ. Изучая особенности этого рынка образовательных услуг, мы пришли к выводу, что на сегодня ни один вуз нашего региона не готовит специалистов в области бизнес-процессов. Любое предприятие, тем более промышленное высокотехнологичное предприятие энергоотрасли, можно представить в виде совокупности взаимосвязанных очень сложных бизнес-процессов. И эффективное взаимодействие этих процессов является целевой системой и в менеджменте, и в самой экономике. Исходя из этого, мы думаем, что знание экономики бизнес-процессов, менеджмента бизнес-процессов, реинжиниринга бизнес-процессов предприятия (причем к бизнес-процессу мы относим не только основное производство, но и все другие процессы – организационно-управленческие и др.), позволит студенту быстро адаптироваться после окончания обучения в его практической деятельности. Кстати, понятие реинжиниринга бизнес-процессов было придумано именно IT-специалистами, однако образовательные программы по этой специальности трудно найти. Подавляющее большинство IT-выпускников не умеет проектировать информационную инфраструктуру компании. Между тем на основе реинжиниринга бизнес-процессов производится фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. Мы можем спроектировать инфраструктуру управления бизнес-процессами, а потом автоматизировать эти бизнес-процессы для реализации конкретных задач. Тут могут понадобиться специалисты, которые умеют использовать существующий программный продукт, а также те, кто сам создает этот инструментарий. Таких экономистов и «айтишников» мы и хотим выпускать. Надеюсь, выпускники ИЭИТ в будущем станут частью суперсовременного города IT-специалистов, города-спутника Казани «Иннополис».

- А как такие гуманитарные специальности, как социология, реклама и связи с общественностью вписываются в вашу концепцию инженерно-экономического образования?

 - Образование по гуманитарным направлениям ориентировано на все отрасли экономики, прежде всего на энергетику, на крупный, средний и малый бизнес, на государственный сектор деятельности. Умение продвигать имидж компании, ее услуги, разработки - это необходимость, без этого компания не может существовать. Поэтому специальность реклама и связи с общественностью связана с развитием энергоотрасли. Успешная компания – это симбиоз успешно взаимодействующих экономистов, инженеров, IT-специалистов и пиарщиков.

Еще одно важное направление развивается в институте экономики и информационных технологий – документоведение и архивоведение. Вся система менеджмента предприятия построена на системе документооборота. Организационно-распорядительные документы являются механизмом запуска и реализации любых бизнес-процессов. Они входят в систему менеджмента качества предприятия. По этому направлению в Татарстане практически никто не готовит специалистов, поэтому у нас большое количество запросов от предприятий и госструктур.

Социология, на первый взгляд, абсолютно гуманитарное направление, изучающее проблемы развития общества. А по сути, для любой крупной компании социальные вопросы не менее значимы, чем производственные. Умение повышать творческий, инициативный потенциал коллектива может прийти только после изучения внутренних социальных механизмов. Мы убеждены, социологи должны работать во всех крупных компаниях. Подготовка социологов, которые способствовали бы развитию социальной инфраструктуры крупных энергетических компаний – тоже наша задача.

Для эффективной работы компании необходимы и специалисты, которые готовятся на наших профильных направлениях: информатика и вычислительная техника, прикладная информатика. Планируем открыть бизнес-информатику. В рамках этой программы можно обучать проектированию архитектуры предприятий, включая информационную инфраструктуру.

- А могут ли в вашем институте повысить свою квалификацию и получить второе высшее образование люди, уже работающие в каких-то производственных компаниях?

 - Сейчас у нас есть 3 магистерские программы. Но по мере усиления кадрового потенциала мы будем увеличивать количество этих программ. Здесь имеется огромный потенциал для повышения уровня образования всех специалистов энергетической отрасли. И сегодня второе высшее образование заключается не в получении второго диплома бакалавра. Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач. Диплом магистра по уровню ближе к кандидатской диссертации, поэтому к нему предъявляются более высокие требования. Он должен иметь научную новизну, быть полезным для деятельности компании. Многие руководители в энергетической области в свое время получили инженерное образование. Но им не помешало бы и второе высшее образование, к примеру, экономиста-менеджера. Люди, которые будут у нас заочно обучаться, в своей дипломной работе смогут системно разрабатывать проблемы, существующие на их предприятиях и в дальнейшем внедрять инновации в деятельность компании. Думаем, этот пласт мы еще не захватили. С будущего года эту программу мы будем реализовывать в рамках института.

 - Всегда остро стоит вопрос трудоустройства студентов после вуза. Как обстоят дела с этим у выпускников Казанского государственного энергетического университета?

 - Выпускники должны быть востребованы на рынке. Сейчас по такому показателю как трудоустройство выпускников Казанский государственный энергетический университет находится в лидерах среди технических и инженерных российских вузов. Наши выпускники работают в Сетевых и Генерирующих компаниях и других компаниях не только энергоотрасли. Наши образовательные программы интегрированы, с одной стороны, в науку, с другой - в практику деятельности предприятий. Для интеграции образовательных программ с наукой институт имеет прекрасный научный персонал, исследовательские лаборатории, периодически организуемые научные конференции, конкурсы. Интеграция образования и производства осуществляется на основе договоров с предприятиями, организациями, в том числе на целевую подготовку, которые определяют: базу производственной практики студентов, специализацию и индивидуализацию образовательной программы студентов, темы выпускных квалификационных работ и будущее трудоустройство выпускников.

- Какие еще инновации в образовательном процессе вы приготовили для своих студентов?

 - Очень повлияет на учебный процесс внедрение системы электронного обучения. В течение одного года мы хотим добиться того, чтобы подавляющее большинство учебных программ, дисциплин были укомплектованы электронными образовательными ресурсами. Чтобы в любой точке мира наш студент мог зайти в свой личный Интернет-кабинет, изучить электронные курсы, прочитать лекции, пройти тестирование, сделать лабораторную работу. Стандартная аудиторная нагрузка занимает до 40-50% учебного времени, а остальная часть должна быть самостоятельной работой. Но на самом деле в России самостоятельная работа организована крайне слабо. Неважно, учится ли студент на дневном, вечернем или заочном отделении. Он должен получить ту виртуальную среду, в которой он сможет найти весь теоретический и практический материал. Преподаватель сможет узнать, сколько времени студент занимался, какие темы он осваивал, какие тесты выполнял и с каким результатом. На основе объективного анализа работы студента преподаватель сможет более объективно оценить его знания и умения. Эту систему мы хотим распространить и при обучении иностранных студентов – у них высокий интерес к нашему университету.

Подобные образовательные технологии повышают статус энергетического университета. Мы работаем, конечно, в первую очередь на республику, но хотим готовить специалистов для всего Поволжско-Уральского региона. В России всего 3 энергетических вуза. При этом понятно, что в Московском энергетическом университете и Ивановском государственном энергетическом университете обучаются в большей степени жители Москвы, Подмосковья, близлежащих областей.

А за нами Урал, Сибирь и Дальний Восток. Свою миссию видим в расширении сфер своего влияния, распространении знаний наших преподавателей в этих регионах.

Евгения Морозова

источник:

Комментарии
Гость 12:27, 15 ноября 2013
Оказывается КГЭУ выпускает востребованных специалистов. Не знал об этом. Хотелось бы больше узнать об этом ВУЗе.
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
5 декабря

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?