10 дней прошло после трагедии, потрясшей жителей нашей страны. Жизни 50 человек, а это и россияне, и иностранные граждане, оборвались в Казани в результате крушения на территории международного аэропорта «Боинга 737». Выполнивший последний рейс лайнер принадлежал авиакомпании «Татарстан». Трагедия такого масштаба, безусловно, остается темой для обсуждения многочисленных экспертов и тех, кто претендует на этот статус. Не остаются в стороне и пользователи социальных сетей, авторы интернет-изданий, которые в поисках первопричины обращаются к истории развития авиакомпании «Татарстан». Муссируются при этом и разного рода данные о взаимоотношениях этой авиакомпании и Международного аэропорта «Казань» с некоторыми партнерами. В связи с этим ИА «Татар-информ» решило получить комментарии, что называется из первых уст, не прибегая к случайным и не подтвержденным кем-либо данным.
Сразу оговоримся, что в нашей беседе с министром транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленаром Сафиным мы намеренно не стали останавливаться на всевозможных версиях недавно случившейся авиакатастрофы с самолетом авиакомпании «Татарстан». Полагаем, что до официальных выводов специально работающей правительственной комиссии, как минимум некорректно и непрофессионально делать какие-либо умозаключения даже людям, которых можно отнести к разряду специалистов и экспертов. А потому в центре нашего разговора с министром были исключительно вопросы истории взаимоотношений Международного аэропорта «Казань» (МАК) и авиакомпании «Татарстан» с рядом их партнеров.
Как давно была начата работа по привлечению в республику инвесторов для развития отрасли пассажирских авиаперевозок?
Л.С.: Работа по привлечению стратегического инвестора для модернизации ОАО «Международный аэропорт «Казань» в Татарстане началась с 2004 года. Из-за негативных тенденций намечающегося мирового экономического кризиса многие потенциальные инвесторы отказались от своих планов по участию в развитии авиационной отрасли Татарстана.
И когда удалось найти партнеров после вынужденной паузы?
Л.С.: В сентябре 2007 года состоялась деловая поездка делегации Республики Татарстан в составе представителей органов государственной власти и авиапредприятий РТ в Болгарию. Там, в частности, прошла встреча с руководством компании «Химимпорт», управлявшей реконструкцией аэропортов в Софии и Варне и имевшей опыт по развитию авиакомпании «Булгария Эйр», в том числе и по обновлению флота иностранными воздушными судами. В феврале 2008 года состоялся ответный визит делегации АО «Химимпорт» в РТ. В марте 2008 года приняты основные положения по реализации сотрудничества по проектам реконструкции МАК и развития авиакомпании «Татарстан». Для реализации этих проектов была создана межведомственная рабочая комиссия из представителей авиапредприятий (ОАО «Международный аэропорт «Казань», ОАО «Авиакомпания «Татарстан», ООО «Авиакомпания «Тулпар») и органов государственной и муниципальной власти РТ.
Кстати, в ряде СМИ и в соцсетях обсуждается информация о якобы особой роли некоторых высокопоставленных чиновников РФ в сделках по сотрудничеству нашей авиакомпании с болгарскими партнерами. В частности, звучит имя бывшего министра природных ресурсов Юрия Трутнева. Какое участие он принимал в привлечении болгарских инвесторов?
Л.С.: Тут ответ простой – никакого! У истоков этих взаимоотношений, конечно, стояли конкретные лица, но уверяю вас, среди них не было ни федеральных, ни республиканских чиновников. Инициативы исходили исключительно от бизнес-сообщества.
А какова была роль сына Трутнева?
Л.С.: Дмитрий Трутнев никакого отношения к сделкам по проектам развития авиационной отрасли в Татарстане не имел.
Если говорить об аэропорте «Казань», то были ли исполнены обязательства партнерами?
Л.С.: По реконструкции аэропорта, исходя из условий паритетного финансирования, болгарские партнеры выполнили свои обязательства в полном объеме.
В СМИ появилась информация, что лизинг «Боингов» был предоставлен на кабальных условиях. Правда ли это?
Л.С.: Дело в том, что в 2008 году авиакомпания «Татарстан» осуществляла мероприятия по переходу на эксплуатацию судов иностранного производства. Стоимость лизинга лайнера «Боинг 737» составляла от 140 до 160 тысяч долларов в зависимости от модификации: 500 – от 140 тысяч долларов, 300 – 160 тысяч. На тот момент это среднерыночная стоимость. И потом надо учесть, что это был сублизинг, а значит, стоимость договора повышается. С февраля 2013 года действует договор прямого лизинга с более приемлемыми ценами. Также снижение стоимости лизинга обусловлено получением АКТ сертификата IOSA.
15 августа 2008 года был заключен договор с ООО «Домодедово-техник» №ДМТ-Т/08 на выполнение технического обслуживания «Боингов» и оказания услуг. В 2009 году получено одобрение на организацию линейной станции «Булгария Эйр» в казанском аэропорту. А с декабря 2008 года авиакомпания начала брать в лизинг «Боинги».
Ввиду возрастной структуры парка «Боингов» мы планировали в 2014 году вывести их из эксплуатации.
Что удалось сделать из запланированного с болгарскими партнерами авиакомпании «Татарстан»?
Л.С.: Что касается авиакомпании «Татарстан», то совместно с болгарами был реализован первый этап стратегии развития компании – заменены отечественные воздушные суда на Аirbus 319 и 320, Boeing 737. Также проведена переподготовка персонала, внедрена система менеджмента качества. Увеличена экономическая эффективность использования воздушных судов. В 2010 г. авиакомпания «Татарстан» успешно прошла процедуру международного аудита эксплуатационной безопасности и стала 14-й компанией в РФ, получившей сертификат IOSA (IATA Operational Safety Audit).
Где и на каком именно участке работы случились роковые сбои, приведшие к трагедии 17.11.2013, полагаю, будет корректно говорить после официальных выводов специальной комиссии, и уже руководствуясь абсолютно точными данными делать выводы по предотвращению каких-либо воздушных инцидентов и трагедий и по наказанию виновных. Здесь не место эмоциям и домыслам. В этом вопросе нужно опираться только на точные данные.