5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Искандар Мухаметзянов, ректор Академии социального образования: «Стратегическое планирование кадров возможно только при плановой экономике»

20 декабря 2013

Времена, когда студенты могли планировать карьеру на несколько лет вперед, а у выпускников не было проблемы с трудоустройством, канули в Лету. Сегодня молодежь озабочена не столько тем, как и где получить образование, сколько тем, как продать на рынке труда знания, полученные в высших учебных заведениях. При этом у современных выпускников перед старшим поколением есть и неоспоримые преимущества, и очевидные проблемы.

В «Академии социального образования» (Казань) состоялся Всероссийский научно-практический форум «Трудоустройство выпускников вуза: реалии и перспективы», организованный Министерством образования и науки, Минтруда, Академией наук РТ, ЧОУ ВПО «Академия социального образования», ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» и центрами занятости Казани. Форум собрал представителей докторантов, аспирантов, соискателей, студентов, преподавателей, научных работников вузов, работодателей и социальных партнеров не только из Татарстана, но и Москвы, Башкортостана, Удмуртии, Ульяновской, Самарской областей и ряда других регионов России. Выступления участников конференции на научно-практическом семинаре, круглых столах, секциях, прошедших в рамках форума, свидетельствовали об идентичности проблем востребованности выпускников вузов по всей России. Это говорит о необходимости разработки общей методологической платформы, практико-ориентированной стратегии и тактики подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в вузах при тесном сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами, а также центрами труда и занятости. Участники форума единодушно отметили, что для успешного решения проблем трудоустройства необходимо преодолеть рассогласование спроса и предложения, как в количественном, так и в качественном отношении. При этом проблемы трудоустройства выпускников, по мнению собравшихся, целесообразнее решать на основе единой кадровой политики. На совещании в Альметьевске по вопросам кадрового обеспечения отраслей экономики республики Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил: «Вопрос кадров во многом определяет успех предприятия. Кадровый потенциал должен быть эффективным и инновационным. В настоящее время республике чувствуется острый недостаток квалифицированных специалистов в строительном комплексе, обрабатывающей промышленности, сфере общепита». И добавил, что нужны инженеры, рабочие и специалисты технических специальностей. Проблемам повышения эффективности вузовской се-ти, ее оптимизации, изменения структуры подготовки вузов, с учетом потребности рынков труда, а также необходимости участия работодателей в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и кадров среднего звена было посвящено выступление заместителя премьера министра РТ, министра образования и науки РТ Фаттахова Энгеля Наваповича.

По данным Казанского центра занятости, наибольшие проблемы в трудоустройстве испытывают выпускники гуманитарных вузов. При этом ни один выпускник Академии социального образования по данным того же источника, не зарегистрирован на бирже труда.

 Поделиться мыслями о путях решения проблем трудоустройства и, возможно, даже секретами, мы попросили ректора АСО, доктора медицинских наук, профессора Искандара Мухаметзянова:

- Искандар Шамилевич, расскажите, пожалуйста, каковы сегодня основные тенденции на рынке труда и что сегодня работодатели ждут от выпускников вузов?

- В России высшее образование получают около 7,5 миллионов человек, из них около пяти миллионов – на внебюджетной основе. Хотим мы или нет, но в России, так же, как и во всем мире – кризис, то есть количество рабочих мест уменьшается. Социальная политика нашего государства отличается от социальной политики других стран. Если, допустим, взять ту же скандинавскую модель, где пособие по безработице превышает минимальную заработную плату, то на Западе выгоднее не работать. В России такого нет. К сожалению, в настоящее время образование, каким бы оно ни было качественным само по себе, ценностью не является. Потому что важно, в первую очередь, способность реализации и, во-вторых, наличие места, где его можно реализовать. Допустим, если брать инженерные специальности, то у нас количество мест, где их можно реализовать, постепенно уменьшается. Кроме того, мы говорим о том, что мы переходим из индустриального общества в постиндустриальное. Соответственно, там сама специальность сама по себе большого значения не имеет. Имеет значение способность адаптации человека к изменяющимся условиям и способность постоянного получения нового знания.

- Как это, специальность не имеет значения?

- Она не имеет значения, потому что сейчас практически все делается на стыке каких-то областей. Речь идет о конвергенции – объединении, взаимопроникновении наук и технологий, которое базируется на так называемых НБИК-технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии... И здесь встает вопрос, что какой бы замечательный ни был вуз, какой бы качественное образование он не давал, рано или поздно человек должен это образование реализовывать. Вся проблема современного мира в том, что реализовать свои знания надо практически с момента поступления в вуз.

Если сравнивать систему образования в США и в России, то в Америке очень большой процент студентов учится как минимум один лишний год. Почему? Потому что они поступают, один-два семестра учатся и понимают, что они поступили не туда. В нашем государстве этой ментальности нет. По-старинке у нас считается, что диплом высшего учебного заведения автоматически дает выпускнику уважение, престижную, высокооплачиваемую работу и высокую должность. Поэтому когда мы поступили в вуз, то нравится нам это или нет – учимся до конца. Молодой человек остается верным данному учебному заведению, даже если не представляет, где в дальнейшем сможет применить полученные знания, а при выборе учебного заведения руководствовался советами и финансовыми возможностями родителей, территориальным расположением вуза и другими факторами, далекими от его истинных способностей и даже желаний.

С другой стороны, современные реалии таковы, что за пределами точных наук и медицины у нас практически не важно, какое у выпускника образование, и работодатели лишь в исключительных случаях в числе предпочтений называет диплом конкретного вуза. При этом спрос на специалистов государственных и коммерческих вузов выравнивается. Диплом сегодня является лишь пропуском в профессиональный мир. А наличие пропуска и возможность работать – это совершено разные вещи. Третье: мы говорили о том, что у россиян – собственная ментальность. Да, мы все до сих пор живем в Советском Союзе. У нас считается, что рабочие места есть, и поэтому возродилась идея отправлять выпускников на работу по распределению, как это было в советские годы. Напомню - из семи с половиной миллионов только два с половиной миллиона обучаются на бюджетной основе, все остальные – на внебюджетной, и никуда вы их не направите! И обязать работать их никто не имеет право, потому что человек заказал и оплатил услугу, он ее получил, при этом получение услуги не подразумевает обязанность ее «отрабатывать».

- Говорят, если тебя не берут на работу – создай себе рабочее место сам. Но сейчас выпускники получили возможность открыть свой бизнес, о чем в прежние годы нельзя было даже подумать. Чем не перспективы для молодежи?

- Да, мы все говорим – «идите в бизнес». Но по статистике, людей, способных к бизнесу (в зависимости от национальных, религиозных и других особенностей) – лишь 10-15 процентов. То есть все заниматься бизнесом не могут. Но эти 10-15 процентов нужно выявить и дать им стартовый капитал - как в ставшем крылатым выражении «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Выявлять способных студентов можно и нужно уже на первых курсах вуза.

Кроме того, к сожалению, в настоящее время потенциальный работодатель планирует свой бизнес в пределах одного, максимум двух лет, поэтому он не в состоянии дать заказ на каких-то специалистов. Причем это относится даже к крупным предприятиям и где есть трехлетний бюджет с перспективой для данного завода на три года, соответственно, планировать прием молодых специалистов в настоящее время не может никто. Стратегическое планирование кадров даже в масштабах государства возможно только при плановой экономике. Там, где нет стратегического планирования экономики возможно только тактическое планирование кадров – от шести месяцев до одного года. Наглядным тому примером является Универсиада: перед ее проведением была бешеная потребность в строителях (их искали, приглашали из других регионов, прибегали к услугам трудовых мигрантов), а теперь потребность в них резко снизилась.

 – Существует ли вашей Академии действенная система помощи в  трудоустройстве  выпускнику?

- Наряду с традиционными подходами - качественные практики и стажировки во время обучения, мониторинг актуальной информации о состоянии рынка труда и потребности в кадрах предприятий и организаций, юридическое, социально-психологическое просвещение студентов по проблемам трудоустройства, организация круглых столов, семинаров, конференций по проблемам  трудоустройства   с привлечением различ­ных общественных организаций и работодателей, включение в образовательные программы актуальных дисциплин, создание условий для студентов старших курсов, позволяющих им совмещать работу и учебу, мы постоянно ищем новые эффективные способы решения вопроса. Так, недавно вышли к потенциальным работодателям с таким предложением: если вы планируете свою работу на один год, то придите к нам в конце третьего курса, пообщайтесь с преподавателями, которые помогут определить перспективных студентов. Работодатели со своей стороны могут исходя из потребностей компании участвовать в разработке образовательных программ, «заказать» навыки, умения и знания, которые молодой человек должен дополнительно получить в период обучения на четвертом курсе, чтобы, когда выпускник пришел в компанию, им не пришлось его доучивать и переучивать. Правда, не со всеми удается найти точки соприкосновения, ведь бизнес пока не готов заключать договоры и соответственно, брать на себя соответствующие обязательства… Некоторые честно отвечают: нам легче и дешевле переманить нужные кадры, чем готовить их со студенческой скамьи.

Второе наше ноу-хау, которое мы развиваем – договоры с администрациями муниципальных районов о том, что темы дипломных работ – по экономике, истории, управлению, маркетингу и другие направлении прикладного характера определяются исходя из потребностей района. Студенты наших филиалов разрабатывают эти направления, а затем проводится двухэтапная защита дипломного проекта. Официальная защита, на основе которой выдается диплом о высшем образовании, мы проводим по прежней схеме в стенах нашей академии. А неофициальная публичная предзащита проводится в актовых залах районных администраций с приглашением потенциальных работодателей, родителей и земляков выпускника. Проходит некая презентация молодого специалиста, в ходе которой работодатель может получить представление о выпускнике и пригласить к себе на работу. У нас уже есть договоренность с рядом районов, которая уже в этом учебном году будет реализована.

- В вашей Академии готовят «белых воротничков», хотя, как говорили представители бирж труда на форуме, пальма первенства в списке самых нужных профессий принадлежит рабочим специальностям... При этом требования полярны – на одних предприятиях нужны рабочие низкой квалификации, которым предлагается зарплата в 5-6 тысяч рублей, на других нужны высококвалифицированные рабочие, в числе основных требований к которым предъявляется обязательное знание английского языка…

- Сегодня речь идет о промышленности постиндустриального общества: на современных предприятиях используется автоматика, и нужны высококвалифицированные специалисты как минимум с двумя дипломами – о среднем профессиональном и высшем образовании. 

Профориентация, к которой мы привыкли, умерла, так как была ориентирована на профессию, которой человек будет заниматься всю жизнь. Сейчас задача вузов, на мой взгляд, готовить не только специалистов, имеющих фундаментальные знания, но главное - способных осваивать новые технологии, владеющих коммуникативными навыками, обладающих высокой степенью гибкости, адаптации, умеющих работать с различными формами мотивации и многое другое. В настоящее время нами готовится проект реструктуризации наших филиалов с учетом потребностей территориальных рынков труда на основе создания сети учреждений СПО.

- Но рынок труда нынче предъявляет к выпускникам, на мой взг-ляд, невыполнимое требование - бизнесу нужно сразу получить опытного, но молодого, специалиста, а откуда опыт у вчерашнего студента?

- Опыт работы студент должен получить в рамках учебы. Есть такие понятия – «внеучебная деятельность», «производственная практика» и так далее. И если эта практика проходит на базе потенциального работодателя, то засчитывать это как опыт работы или нет – проблема работодателя. На мой взгляд, очное дневное образование, которое имеется на сегодня, это остатки классического университетского образования, которое на современном этапе развития общества устарело и не востребовано. Поэтому в рамках обучения в нашей Академии отталкиваемся от посыла, что на рынке труда сегодня востребован человек не только знающий, но и умеющий добывать и перерабатывать знания.

- И это, вам, похоже, неплохо удается. Спасибо за беседу.

Аниса Стрельцова

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость