Знакомая ситуация: приходишь в банк, а тебе говорят, что ты должен застраховать заложенное имущество не в той страховой компании, которая удовлетворяет твоим условиям, а в той, которую тебе укажет кредитная организация. Не хочешь – вообще получишь отказ, причем без всякого обоснования.
Финансовый рынок Татарстана характеризуется высокой концентрацией, спектр предоставляемых финансовых услуг очень широкий: банковские, лизинговые, брокерские, страховые, управление ценными бумагами и прочее, прочее. Очевидно, конкурировать в таких условиях непросто, приходится идти на всяческие ухищрения. Известно, что в настоящее время между банками и страховыми компаниями заключается огромное количество соглашений о так называемом сотрудничестве. Также, к примеру, они заключаются с торговыми организациями, автосалонами или агентствами недвижимости. Очень часто подобные соглашения нарушают права как хозяйствующих субъектов и рядовых потребителей – зачастую их не информируют об условиях заключения договоров с кредитными организациями, так и отсекают других игроков, имеется в виду финансовых, что непременно ведет к ограничению конкуренции. Финансовые рынки, говорит заместитель руководителя Татарстанского УФАС Олег Булгаков, - это весьма сложный механизм, от нормального функционирования которого зависит состояние экономики в целом. Одним из направлений деятельности антимонопольщиков как раз и является выявление тех тенденций, которые влияют на конкурентную среду. Согласно закону о «Защите конкуренции», вступившему в силу два года назад, финансовые организации обязаны направлять (кроме некоторых отдельных случае) в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними, а также с органами исполнительной власти и другими любыми организациями. Однако в Управлении Федеральной антимонопольной службы по РТ утверждают: многие участники финансового рынка это требование попросту игнорируют. По этой причине в прошлом году было возбуждено 41 административное дело в отношении крупнейших банков, и на них наложено штрафов 3 млн. 600 тыс. руб., а уже в этом году - 65 дел, при этом общая сумма штрафа составила 2 млн. 552 тыс. руб. В частности, антимонопольным органом были привлечены к ответственности ОАО «Кит Финанс Инвестиционный банк», ООО «Камский коммерческий банк», ЗАО «Банк ВТБ-24», ООО «Хоум кредит энд Финанс банк», ООО КБЭР «Банк Казани», ЗАО «Райффайзенбанк», ОАО «Энергобанк» и другие. Чаще всего не уведомляют о договорах, заключаемыми с автосалонами и агентствами недвижимости. Так, один из банков заключил соглашения с восемью агентствами недвижимости, а другой – с десятью страховыми организациями. В этих соглашениях имелся пункт об обязанности страховщика открыть депозит только в конкретном банке и разместить на нем определенную сумму от будущих страховых премий. Возможно, в другом банке условия открытия депозита выгоднее, однако банк таким образом ограничил их выбор. «Сейчас на наш рынок приходят московские банки, которые также практикуют эту деятельность, но как показывает время, кроме «Сбербанка» и «Ак Барс банка», никто не спешит уведомить нас о подобных договорах. В большинстве случаев мы самостоятельно выявляем факты нарушения», - рассказывает специалист отдела антимонопольного контроля УФАС Раиса Костягина. Что касается жалоб от физических лиц, то наибольший их поток связан с «легкими кредитами», в результате которых потребители влетают на большие проценты.
Некоторые банки не согласны с решением антимонопольного органа. Несмотря на это, говорят антимонопольщики, их деятельность будет оставаться непримиримой к фактам нарушения законодательства и напоминают, что нарушителям грозит штраф от ста тысяч до полмиллиона рублей. Наказания можно избежать лишь в том случае, если компания добровольно прекратит участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях и окажет содействие в расследовании данных правонарушений. На уровне РФ это привело к «массовым явкам с повинной», однако в Татарстане подобной тенденции не наблюдается.
Также специалисты антимонопольного управления обращают внимание на то, что у них имеются в распоряжении материалы в отношении органов исполнительной власти и естественных монополий на предмет непроведения открытых конкурсов и аукционов. Имеется заявление и из прокуратуры. Правда, до проверки фактов его содержание пока не озвучивается. И хотя прямая ответственность финансовых организаций об оказании своих услуг без проведения открытого конкурса не установлена, федеральная антимонопольная служба квалифицирует такие действия как соглашение или согласованные действия, которые ведут или могут привести к ограничению конкуренции и коррупции. Следовательно, к недобросовестным финансовым организациям будут применяться жесткие меры вплоть до дисквалификация должностного лица до трех лет.
ОЛЬГА ПАНФИЛОВА, «ИТ»