5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Профессор Ильгиз ГАТАУЛЛИН: «Ранняя диагностика может победить рак»

22 июля 2014

С 16 по 18 сентября в Казани пройдет VIII Съезд онкологов и радиологов стран СНГ, который соберет на своей площадке более 2500 ведущих российских и международных специалистов в области онкологии, радиологии, лучевой терапии, хирургии и других смежных областей. Предстоящее событие является крупнейшим мероприятием для онкологического и медицинского сообщества не только в России, но и в странах СНГ. Основное внимание в научной работе Съезда будет уделено мультидисциплинарному подходу в диагностике, лечении и реабилитации больных со злокачественными новообразованиями. О предстоящем съезде, а также о заболеваемости раком в Татарстане в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказал доктор медицинских наук, член-корреспондент АН РТ, профессор кафедры онкологии и хирургии КГМА, заслуженный врач РТ Ильгиз Гатауллин.

Ильгиз Габдуллович, начать хотелось бы со статистики: сколько в Татарстане живут человек с диагнозом рак? Какова динамика?

И.Г.:
Количество больных, состоящих на учете с диагнозом злокачественного новообразования, составило на начало 2014 года 80 тысяч 531, каждый 47-й житель республики (в 2013 году – каждый 51-й). В Казани на конец 2013 года состояло на учете 30 тыс. 16 пациентов, каждый 37-й житель (в 2012 году – каждый 39-й). Но это не значит, что люди стали чаще болеть. Просто выявлять новообразования стали чаще. И жить больные раком стали дольше, появились пациенты со второй, третьей и четвертой опухолью. Это отчасти хорошо. Ведь это болезнь, прежде всего, пожилых людей. Стала лучше диагностика: во всех крупных учреждениях здравоохранения республики появилась соответствующая аппаратура.

Кроме того, стали чаще диагностировать генетически обусловленные раки, в частности, рак молочной железы. Раньше такие формы опухолей встречались реже, возможно, это связано с тем, что больные быстро умирали.

Отмечена стабилизация смертности населения от злокачественных новообразований, в 2013 году этот показатель составил 178 человек на 100 тыс. населения (в 2012 году – 182,9).

Влияет ли образ жизни, экологическая обстановка и профессия человека на появление у него раковых клеток и как следствие - развитие онкозаболевания?

И.Г.:
Конечно, если человек живет в регионе, где широко развита химическая промышленность, нефтедобыча и нефтепереработка, есть вредные выбросы в атмосферу, то там естественно заболеваемость будет выше.

Профессия тоже накладывает отпечаток на развитие онкозаболевания. К примеру, замечено, что дальнобойщики чаще всего болеют раком легкого, потому что постоянно дышат выхлопными газами автомобилей.

У нас негативная экологическая ситуация в Нижнекамске и, наверное, заболеваемость раком в этом городе и районе выше, чем в других городах и районах республики. Это так?

И.Г.:
Тут я с вами согласился бы отчасти. Там ведь роза ветров сложилась так, что все выбросы в атмосферу с предприятий Нижнекамска идут на Елабугу, поэтому заболеваемость раком в Елабуге выше, чем в Нижнекамске. Нижнекамск – это молодой город и заболеваемость этой патологией там пока низкая, но тенденция к росту - одна из самых высоких.

А как влияют генномодифицированные продукты на появление рака?

И.Г.:
Пока никто не доказал, что генетически модифицированные продукты вызывают рак. И вообще, еда в желудочно-кишечном тракте распадается на составляющие – аминокислоты, жирные кислоты, глюкозу. Поэтому говорить о том, что генномодифицированные продукты способны вызывать рак или какие-то изменения и уродства – преждевременно. Но, тем не менее, люди этого боятся, и возможно, правомерно, потому что это может отразиться на обмене веществ, или привести к каким-то гормональным изменениям.

В европейских странах и в Северной Америке рак чаще распознается на ранней стадии, поэтому там эффективнее лечение и ниже показатели смертности. Как нам добиться таких же результатов?

И.Г.:
У них очень грамотно построена программа скрининга – диагностика рака у здорового человека. Женщинам проводится маммография для выявления рака молочной железы, онкоцитология – обследование влагалища и шейки матки с целью определения наличия предраковых и раковых клеток в шейке матки, а мужчинам проводится тест на ПСА для выявления рака предстательной железы. Также там проводится скрининг рака желудка (фиброгастроскопия), скрининг колоректального рака (исследование кала на скрытую кровь), скрининг рака легкого (флюорография). А у нас, к сожалению, пока широкого охвата населения этими исследованиями нет. Есть только отдельные проекты, например, стали усиленно работать по выявлению рака молочной железы, рака предстательной железы и рака шейки матки. Чаще всего, как правило, пациент уже приходит с жалобами к врачу – рвотой, кровотечением, похуданием. А эти симптомы при онкологической патологии - это признак запущенного рака. Этому есть много причин и прежде всего менталитет российского человека: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

А как, кстати, обстоят дела с раком желудка в России?

И.Г.:
Ситуация, к сожалению, печальная. Рак желудка – это коварное заболевание, которое клинически проявляется очень поздно. Или нарушается проходимость, или возникает кровотечение. Очень часто рак желудка протекает под маской других заболеваний, того же самого гастрита, колита, холецистита. И пациенту даже не ставится диагноз «рак желудка» и он ездит на курорты, лечится от гастрита, пьет минеральную воду, а у него постепенно растет опухоль желудка. Это все потому что у нас нет эндоскопического скрининга. Ну какой здоровый человек пойдет делать фиброгастроскопию (вводить эндоскоп в желудок и его осматривать), да его не заставишь. А других методов для выявления рака желудка нет.

Какие симптомы характерны для рака желудка, из-за чего он возникает?

И.Г.:
Любой рак – это генетическая мутация. Если срабатывает иммунитет – эти клетки погибают, а если нет, то развивается рак. Вас должны насторожить бледность кожных покровов, наличие дегтеобразного стула, неприятные ощущения после приема пищи, к примеру, ощущение тяжести (прием пищи должен доставлять удовольствие), беспричинное похудание, уменьшение объема принимаемой пищи и быстрое насыщение.

Раку желудка предшествуют гастриты, которыми страдает большая часть населения, язвенная болезнь желудка и состояние после операции резекции желудка.

Какие виды рака преобладают в России, и на каком месте стоит рак желудка?

И.Г.:
Еще 15-20 лет назад рак желудка стоял на первом месте и конкурировал с раком легкого. Это была ведущая патология, в том числе и в России. Но на протяжении последних лет у нас сильно изменился характер питания. Раньше в нашем рационе было много консервированной еды, различных разносолов. Сейчас же мы едим больше свежей пищи: свежее мясо, овощи, фрукты и больных раком желудка стало меньше, тем не менее, он занимает большой удельный вес. Количество больных уменьшается, но не настолько. Сейчас на первом месте в Татарстане рак кожи, на втором - рак молочной железы, а на третьем - рак толстой кишки.

Больных раком больше среди женщин или мужчин?

И.Г.:
Раком одинаково часто болеют и мужчины, и женщины. Но среди прекрасной половины больных злокачественными заболеваниями больше, поскольку они живут дольше.

А среди национальностей, говорят, что раку органов пищеварения больше подвержены татары, казахи, калмыки?

И.Г.:
Речь в первую очередь идет о раке пищевода. У татар, казахов, калмыков традиционные блюда - горячий чай и шурпа. Они в буквальном смысле пьют кипяток, в результате чего возникает ожог пищевода и на его фоне рак пищевода.

А высокая заболеваемость раком желудка характерна для жителей юго-восточной Азии – Китая, Японии, Кореи. Почти 100 процентов населения этих стран являются носителями бактерии Хеликобактер пилори. Эта бактерия является причиной большинства заболеваний желудка - гастрита, язвы, рака желудка.

Есть ли продукты, способные провоцировать развитие рака желудка?

И.Г.:
Соленая пища, уксус, рисовый крахмал, жиры. И наоборот, свежие овощи и фрукты снижают риск развития рака. Есть даже такие наблюдения, что если человек ежедневно съедает один-два апельсина, то этого достаточно для профилактики рака желудка.

На какой стадии чаще выявляется рак желудка в России и в Татарстане, в частности?

И.Г.:
К сожалению более чем в 60 процентах - на поздних стадиях. Это бывают, как правило, запущенные случаи, при которых мы не всегда можем помочь.

Какие методы лечения рака желудка существуют?

И.Г.:
Основной метод на сегодняшний день – хирургический. Причем рак желудка должен оперировать именно врач-онколог. Специфика операции в том, что должен быть удален не только желудок, пораженный опухолью, но и все сосуды, питающие желудок, и лимфатические узлы. Если этого не сделать, то рецидив обеспечен.

На ранней стадии рака желудка, если в желудке есть злокачественный полип, возможна эндоскопическая операция. Это малая операция, но она способна спасти человеку жизнь.
Ну и хотелось бы сказать, что сейчас очень большое значение придается лекарственному лечению рака желудка. Есть ряд химиопрепаратов, позволяющих если не излечить рак, то хотя бы его стабилизировать и перевести заболевание в хроническую форму. Это означает, что человек может жить с ним достаточно долго.

Как обстоит ситуация со специалистами-онкологами в Татарстане и Казани, в частности? Они у нас есть?

И.Г.:
У нас очень сильная онкологическая школа. Она одна из самых лучших в России. К нам многие приезжают учиться, в том числе и из-за рубежа. Мы конкурентоспособные. Я считаю, что напрасно онкологические пациенты едут из Казани оперироваться в Москву, Израиль, и вообще онкохирургия в России не хуже, чем за рубежом.

В этом году в Казани пройдет VIII Съезд онкологов и радиологов стран СНГ. Выбор столицы Татарстана в качестве места проведения этого мероприятия не случаен и свидетельствует о высоком авторитете казанской онкологической школы. Это мероприятие позволит большому числу врачей-онкологов ознакомиться с новейшими достижениями науки и практики, будет способствовать дальнейшему совершенствованию онкологической помощи населению.

А почему же больные раком уезжают лечиться за границу?

И.Г.:
Во-первых, там лучше бытовые условия. Во-вторых, у нас ведь надо признаться, не самое теплое отношение к пациентам: не каждый вытерпит очереди, походы из кабинета в кабинет, оформление множества бумаг. Люди устают от этого и, если есть возможность – уезжают лечиться за границу. Кроме того, большое значение имеет пример руководителей различного уровня, которые, проходя лечение за рубежом, выражают недоверие отечественному здравоохранению и тем самым дискредитируют его. Но когда у пациента заканчиваются деньги, этот больной заграничным врачам становится уже не нужен. И потом уже мы вынуждены бесплатно их долечивать и исправлять чужие ошибки. Я считаю, что если воспитать у работников здравоохранения любого уровня уважительное и доброжелательное отношение к пациенту, то никто из России никуда лечиться не поедет. Потому что технологии лечения, спектр лекарственных препаратов, уровень хирургической техники у нас в республике не уступает зарубежным.

Руководство здравоохранения делают акцент на диспансеризацию, мол, она эффективна для выявления рака. А как считаете вы? Способен ли врач общего профиля выявить рак на ранней стадии?

И.Г.:
По-моему, здесь возникают ножницы между государственной программой диспансеризации и частным мнением врача-онколога. Диспансеризация в том виде, в котором она существует, зачастую бесполезна, потому что обычно она проводится формально. А так идея хорошая. Научные исследования и опыт развитых стран показал, что необходимо проводить скрининг среди групп риска, к примеру, женщин после 40 лет проверять на рак молочной железы, рак шейки матки, мужчин-курильщиков – на рак легкого, всем людям после 50 лет - делать фиброгастроскопию, фиброколоноскопию, исследовать кал на кровь для выявления рака толстой кишки, у мужчин - тест на ПСА для выявления рака предстательной железы.

Как часто надо посещать врача-онколога?

И.Г.:
Его вообще не нужно посещать, к нему направляют врачи поликлиники. Диагностировать рак должны врачи первичного звена при проведении целенаправленного скрининга, а уже потом при наличии обоснованных подозрений на опухоль - направлять к онкологам. Потому что если все пойдут на прием к врачам-онкологам, а их в России всего-то 6,5 тыс. человек, то представляете, что будет? Захлебнется вся онкологическая служба. Я считаю, что в поликлиниках должны работать грамотные врачи, способные вовремя заподозрить или выявить рак. С этой целью наша кафедра онкологии и хирургии Казанской государственной медицинской академии на протяжении многих лет занимается обучением врачей первичного звена и узких специалистов основам диагностики и лечения злокачественных опухолей. А задача онколога - радикально вылечить больного и не допустить рецидива заболевания. 

Эмма СИТДИКОВА

источник: ati-times.tatar-inform.ru

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость