О природных катаклизмах корреспондент агентства «Татар-информ» беседует с заведующим кафедрой общего земледелия, защиты растений и селекции Казанского государственного аграрного университета, профессором, доктором сельскохозяйственных наук, членом-корреспондентом АН РТ Радиком Сафиным.
Радик Ильясович, в последнее время все чаще приходится слышать, что агроном должен уметь сформировать урожай в любых погодных условиях, даже когда свирепствует засуха.
Р.С.: Начну с экскурса в историю. КГАУ возник на базе земледельческого императорского училища, которое было образовано в 60-х годах XIX века. С того времени на территории Фермы, где располагается агрономический факультет, проводилось наблюдение за погодными условиями и урожайностью.
Известным по засухе годом стал 1921 год прошлого века, который в народе еще назвали «голодным». На основе наблюдений, количество осадков 1921 году выпало больше, чем в 2010 году XXI века. В 1921 году с каждого гектара на территории Фермы собрали по одному мешку зерна, или полцентнера (50 кг). В 2010 году на территории Фермы с каждого гектара было получено по 15 центнеров зерна.
Чем объясняются такие парадоксальные показатели?
Р.Ф.: Если сравнить эти две цифры, то это говорит о том, что разница в производстве зерна была достигнута благодаря агрономической науке. Такого результата удалось добиться за счет внедрения новых сортов сельскохозяйственных культур, современных технологий, благодаря защите растений. Кроме того, стали появляться специальные препараты, прогрессивные приемы агротехники. Поэтому, говорить о том, что мы полностью беззащитны перед погодой, в сущности, не верно.
Вывод напрашивается один: за 70-80 лет агрономическая наука сделала значительный рывок вперед.
Другая теория связана с изменением климата. В нашей полосе полной биологической весной считается период, когда зацветает рябина. Если сравнить с 70-ми годами прошлого века (40 лет назад), то сейчас рябина зацветает на 7-10 дней раньше срока. Это говорит о том, что фактически Казань в точки зрения фенологии сместилась на 200 км в сторону юга.
Безусловно, произошло это не сегодня и не вчера, а около 30-40 лет назад.
Тем самым, если в 70-х годах прошлого года Татарстан располагался в лесной зоне, то сейчас он находится в лесостепной зоне. Не стоит удивляться тому, что Арский, Балтасинский, Кукморский районы, ранее относящиеся к лесной зоне, сейчас подвергаются аномальной засухе. Из лесной зоны эти районы перешли в зону лесостепей.
Приведу еще пример из собственной практики. В 1992 году прошлого века я проводил со студентами практические занятия и обращал внимание на то, что вредитель полей гороховая зерновка в условиях нашей республики гороху не страшна - климат тогда был намного холоднее, тогда как в других регионах России, где было теплее, насекомое было настоящим бичом для растений.
В связи этим Татарстан успешно торговал горохом с зарубежными странами – продукт был чист от вредителей. Прошло всего 20 лет, и теперь гороховая зерновка стала бичом всех районов Татарстана. Климат стал теплее.
Изменение климата с точки зрения биологии привело к тому, что мы фактически находимся не в лесной зоне, южнее изначальной точки на 200 км. А если взять во внимание южные районы Татарстана, то они и вовсе оказались на территории Оренбургской области. Поэтому неудивительно, что ежегодно мы стали сталкиваться с засухой – это практически объективное явление.
Наметился и другой парадокс. Ежегодно осадков стало выпадать больше, едва ли не на 100 мм. Однако осадки стали укрывают пашню в основном в виде снега, в то время как летом дождей стало выпадать меньше. Тем самым, получается, когда в осадках остро нуждаются сельскохозяйственные культуры, влаги им не хватает. И наоборот.
Радик Ильясович, расскажите, пожалуйста, о вашей методике, позволяющей получать хорошие урожаи при неблагоприятных погодных условиях.
Р.С.: Со временем болезни сельскохозяйственных растений как бы ужесточаются. Плюс ко всему у растений появились новые заболевания. Значит, основа всего – антистрессовая агротехнология, которую необходимо проводить в земледелии. В аграрном секторе необходимы такие подходы, которые позволяют на 70-80 процентов сглаживать последствия природного негатива.
Я могу с полной уверенностью сказать, что ученые Казанского государственного аграрного университета успешно справятся с этой задачей. У нас есть много наработок, которые помогут решить эту проблему.
Как конкретно это будет выглядеть?
Р.С.: К примеру, засуха возникает из-за того, что растениям не хватает влаги в почве. Значит или мы должны увеличить накопление воды в продуктивном слое земли или необходимо сократить потребление влаги растениями. Если мы научимся выполнять и первое и второе условия, урожай будет обеспечен.
Накопление влаги в пашне – наиболее актуальный вопрос. Для этого мы разработали целый комплекс мероприятий, требующих особого внимания. Это своеобразная «бухгалтерия» по содержанию влаги в почве.
Позволю себе отвлечься. В Рыбно-Слободском районе посередине поля стоял большой раскидистый дуб, но агроном не разрешал его убирать. Прошло время – на место прежнего агронома пришел начинающий специалист. Молодой агроном решил спилить дерево и убрать его корни. Прошло два-три года, и эта местность стала заболачиваться. Дуб забирал из почвы лишнюю влагу, регулируя ее баланс.
Это пример ландшафтного подхода. Мы можем регулировать накопление влаги за счет конструирования ландшафта. Мы выстаиваем на полях посадки из деревьев, с помощью которых вода в почве может накапливаться. Нам подвластно и заболачивание. Кроме того, мы имеем возможность менять направление ветра, чтобы снег выпадал с той стороны, с которой он больше всего нужен. К тому же в таком положение снег станет меньше сдуваться и перемещаться на другое место.
С помощью ландшафтного подхода можно урегулировать и микроклимат, сделав его более сухим или более увлажненным. Такой пример в Татарстане есть. В Высокогорском районе на сельхозпредприятии «Чулпан», где построено много прудов и других гидросооружений, получают стабильные урожаи даже в условиях засухи.
Не стоит забывать и о разноглубинной обработке почвы – это тоже залог накопления влаги. У разных растений корни разной длины и мощности. Ежегодно таким способом можно накапливать дополнительно до 15-20 мм влаги. При этом почва должна напоминать губку. В таком виде пашня надежно держит воду, не теряя ее.
Далее меня поймут, наверное, только специалисты. У каждого растения есть свой предшественник, благотворно влияющий не только на почву, но и способствующий накоплению в плодородном слое питательных веществ. В виде растения-предшественника можно использовать гречиху, которую следует запахивать. Эта сельскохозяйственная культура удачно разрыхляет почву, и вода быстрее и лучше накапливается. При этом корни культурных растений «переводят» недоступную форму фосфора в приемлемую для их освоения, что повышает уровень зимостойкости озимых растений.
Что вы скажете о сортах сельскохозяйственных культур?
Р.С.: В основном в Татарстане применяются высокопродуктивные и высокоурожайные сорта, выведенные в Подмосковье. Их недостатком является то, что большой объем зерна они дают при значительном применении минеральных удобрений, которые в последнее время стали стоить больших денег. К тому же сорта этих сельскохозяйственных культур менее засухоустойчивые.
Если же мы возьмем сорта саратовского НИИ, то они будут отличаться высоким уровнем засухоустойчивости, что сейчас и необходимо Татарстану. К тому же, данные сорта максимально адаптированы к местным погодным условиям.
Безусловно, особое направление нашей работы – это подготовка специалистов, умеющих работать в засуху. При этом впервые в Поволжье в нашем университете мы создали специальный учебный курс по защите растений от стрессов. В связи с этим постоянно проводится учеба по повышению квалификации для специалистов агрономической службы.
Борьба с засухой - это не один какой-то прием, а комплексная система мер и методик, требующих от агронома в условиях засухи совершенно иного подхода.
Прежде всего, он должен уметь принимать эффективные и перспективные решения, направление на увеличение объема урожая.
Ирина ИГНАТЬЕВА