33 (1035) в продаже с 16 сентября 16+

Принципиально творческий подход

26 сентября 2014

Высоким уровнем подготовки специалистов для нефтегазодобывающего региона известен Альметьевский политехнический техникум, возглавляющий рейтинг учреждений СПО Республики Татарстан. Среди секретов успеха – преподаватели, умеющие превратить практически каждое занятие в захватывающее приключение. Одна из них – Людмила Борзилова, учитель истории, педагог в четвертом поколении.

Метод погружения

Казалось бы, чем на уроках истории или обществознания можно заинтересовать молодежь, составляющую свое мнение, в большей степени, руководствуясь социальными установками? Верно: только чем-то совершенно новым и нестандартным.

-  Известно, что материал лучше понимается и усваивается студентами, когда задействовано образное и эмоциональное  восприятие. Поэтому на уроках истории мы мысленно погружаемся в реальность изучаемой исторической эпохи и пытаемся образно «занять место» того или иного исторического персонажа. В этом помогают привычные уже теперь средства: мультимедийная доска, компьютерные технологии, - рассказывает Людмила Викторовна.

Многие ее занятия неизменно сопровождаются фрагментами из художественных фильмов («Александр Невский», «Иван Грозный» Эйзенштейна, «Петр Великий» Кая Ганзена и Василия Гончарова и др.), отрывками из документального телесериала (проект Леонида Парфенова «Российская империя»). Реалистичности  добавляют и фрагменты из художественных произведений. Студенты в один голос заявляют, что остаться безучастными к занятиям Людмилы Викторовны просто невозможно. 

Что касается уроков обществознания, то здесь педагог большое внимание уделяет развитию коммуникативных навыков, умению находить общий язык с разными людьми. Так обычное занятие по обществознанию становится площадкой для обсуждения глобальных проблем развития общества! Даже обычное домашнее задание превращается в захватывающее исследование. Как, например, проект «Перспективы развития Планеты к 3000 году». Здесь на основе научных теорий и гипотез можно высказать свою позицию и обосновать ее. Студенты проводят социологические исследования, снимают видеофильмы, что позволяет устанавливать контакт с респондентами, проявлять толерантность, развивать разговорную речь, легко преодолеть скованность и стеснительность.

Изучение такой неоднозначной дисциплины, как основы философии, предусматривает преподавателем развитие стрессоустойчивости, снятие напряженности и тревожности как при прохождении производственной практики и при общении с незнакомыми людьми, так и в студенческом коллективе, позволяет студентам выработать устойчивое, положительное отношение к миру, собственную жизненную программу и парадигму развития. 

 Именно такой, во многом индивидуальный и, безусловно,  творческий подход к каждому студенту дает практически стопроцентную успеваемость по предметам, которые преподает Людмила Викторовна.  

- Если школа дает общеобразовательные знания, то техникум ориентирован, прежде всего, на уровень профессионального образования, профориентации, - говорит педагог Борзилова. - Наш контингент уже сделал предварительный жизненный выбор в пользу конкретной специальности, и эта специальность – не историк или философ. Но ведь социально-гуманитарные дисциплины дают кругозор, умение думать и рассуждать. Кроме того, именно эти навыки зачастую становятся мощной поддержкой для хорошей успеваемости по профильным предметам.

Жизнь после занятий

Впрочем, рамки учебного процесса далеко не всегда позволяют преподавателю реализовать все имеющиеся возможности. А внеурочные занятия открывают для студентов еще больше возможностей. Людмила Борзилова опубликовала целый сборник авторских разработок внеклассных мероприятий, проведенных в разных формах: устный журнал, пресс-конференция, сказка, музыкально-литературная композиция, ток-шоу, открытые классные часы.

Интересно, что все методические разработки внеклассных мероприятий имеют рецензии, участвовали на конкурсах методических разработок техникумовского, республиканского, регионального и российского уровня. Например, методическая разработка музыкально-литературной композиции на тему «Нам дороги эти позабыть нельзя…» заняла II место во Всероссийском смотре-конкурсе творческих работ студентов и работников образовательных учреждений среднего профессионального образования. А методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Свобода слова или цензура и психическое здоровье общества! – Ложная альтернатива?» была выставлена на Республиканский конкурс методических разработок по воспитательной работе «Воспитание социально-ориентированной личности в ссузе», где победила в номинации «За аналитичность постановки проблемы».

Неудивительно, что во время внеурочной работы воспитанники техникума раскрываются в своем творческом потенциале, проявляют креативность мышления, чувство юмора, коммуникабельность, нестандартность мышления нового поколения.

Что обсуждают ребята на внеклассных событиях? Говорят на самые разные темы:  «Конституционное развитие России», «Мир глазами мужчины и женщины», «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», «Мой дом - моя крепость?» и многие другие.  Людмила Викторовна большое внимание уделяет методическому обеспечению преподаваемых дисциплин, ею  были изданы учебники «Основы права»,  методическое пособие по учебной дисциплине «История», получившие гриф и рекомендованные к использованию в профессиональных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Систему работы преподавателя со студентами показывает и уровень их индивидуальных достижений. Участие в Республиканской научно-практической конференции «Благотворительность: Вчера. Сегодня. Завтра…» (Казань - 2007 г., 1 место), научно-практической конференции «Молодость, творчество, современность» (Альметьевский политехнический техникум - 2007 г., 1 и 2 места). Также участие в 2007 году в IV Республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в ХХ I веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А. Геллер и проходившей в Казани, на базе КГУ. Блестящим результатом стало получение сертификата участия, публикация в сборнике.

Знаковым стало участие в научно-творческом конкурсе «Мы и будущая Россия» «Управление по делам молодежи» (2008 г., Альметьевск, 3 место), Региональной Интернет-конференции «Актуальные вопросы гуманитарного знания» студентов и начинающих преподавателей социально-экономических дисциплин ССУЗ юго-востока РТ (2008 г., Бугульма, диплом участника, публикация в сборнике). Но это далеко не полный перечень студенческих побед!

На Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России» в Москве (2010 г.)  именно воспитанники педагога Борзиловой получили диплом 1 степени, а также призового победного места наряду с Грамотой Минобрнауки РТ удостоены они и на конкурсе видеофильмов по дисциплине «Философия» в 2011 году, заняли первое место в междисциплинарной конференции на тему «Ведическая культура» (2013 г).

Для уникального педагога техникума все это, безусловно, очень важно и значимо. Но, наверное, еще более весомо признание и доверие студентов техникума к своему преподавателю. Людмила Викторовна сама выпускница Альметьевского политехнического техникума, после окончания которого продолжила обучение в Удмуртском государственном университете по специальности юриспруденция, специализации «гражданское право», оба учебных заведения были закончены с отличием. Людмила Викторовна является одним из представителей четвертого поколения учителей династии Елдашовых-Перфиловых (по линии мамы – Надежды Владимировны Перфиловой (Елдашовой)). Общий педагогический стаж династии составляет 342 года.

Свое призвание Людмила Викторовна реализует в стенах родного техникума, где с 2000 года работает преподавателем общественных и правовых дисциплин. Человек творческий, неординарный, она всегда полна интересных идей и замыслов, которые успешно реализует со своими студентами.

В 2010-м Людмила Викторовна признана победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации, в 2013 году награждена нагрудным крестом знак отличия «Национальное достояние», отмечена благодарственными письмами Министерства образования и науки РТ, дипломами и сертификатами за победы в Российских и республиканских конкурсах, почетной грамотой Альметьевского муниципального района.

На первом месте для нее всегда дети, их душевный настрой. Ее девиз «Мне везет на очень талантливых студентов». Огромное значение Людмила Викторовна уделяет научно-исследовательской работе студентов, поисковой работе по истории родного города – Альметьевска, подготовке студентов к научно-практическим конференциям и форумам.

Открытые уроки, проводимые Людмилой Викторовной, получают высокую оценку коллег образовательного сообщества республики. Но по большому счету - как можно оценить труд педагога? Наверное, только признанием его детьми, которые и после окончания учебного заведения остаются самыми близкими и любимыми друзьями, радуют своими достижениями, обращаются за помощью в трудные минуты.

Оксана Бирюкова

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

23 сентября
22 сентября