Его уважают за смелость, открытость и принципиальность. Ему прощают строгий тон. К его словам прислушиваются. Потому что он – Минтимер ШАЙМИЕВ. Человек - легенда, о котором написаны десятки книг, снято немало фильмов, а публикаций в прессе и не сосчитать. Но личность харизматичного лидера привлекает все новых авторов, которые стараются показать его с разных, порой неожиданных, сторон. Совсем недавно в Татарском книжном издательстве вышел сборник документальных рассказов на татарском языке Рабита Батуллы под названием «Илбашы» («Глава страны»). Все, что написано в книге, соответствует действительности, поскольку основано на фактах, изложенных самим Минтимером Шариповичем и его супругой Сакиной ханум.
Рабит Батулла - писатель, сценарист, театральный режиссер, педагог, публицист, переводчик Корана с турецкого на татарский язык, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии имени Гаяза Исхаки. Отличается плодотворной творческой деятельностью. Батулла убежден, что делать нужно только то, что ближе сердцу. И, безусловно, решение выпустить книгу рассказов из жизни Минтимера Шариповича, продиктовано искренним желанием, уважением и признательностью лидеру нации. Насколько интересным получилось издание – судить читателям. А мы приводим перевод отдельных эпизодов.
1990 год.
Проводился съезд, посвященный, среди прочего, внесению изменений в Конституцию СССР.
Минтимер Шаймиев из представителей автономных республик был приглашен один. Обычно союзные республики обсуждали свои вопросы отдельно, автономные - отдельно. Но в данном случае, в напряженной политической обстановке Михаил Сергеевич не сомневался в том, что среди автономных республик только Татарстан создаст проблемы, захочет большего - чуть ли не прав на уровне союзных республик.
Михаил Сергеевич посоветовал Шаймиеву вести себя во время съезда тихо-смирно, не выступать, не нарываться на неприятности. В ожидании чего-то неотвратимого Минтимер Шарипович находился в постоянном напряжении, переживал, анализировал, решал, что делать дальше.
Говоря откровенно, съезд 1990 года отразил все противоречия, существовавшие в тот момент в советском обществе. В партии не наблюдалось единства: одни крайние мнения, крайние позиции, не предложения, а требования со стороны руководителей союзных республик о максимальной самостоятельности. Лидер страны находился в некотором смятении, становилось ясно, что неминуемо приближается распад государства.
А Минтимер Шаймиев, хотя и понимал, что все внимание Горбачева направлено на союзные республики, твердо решил выступить перед Правительством Советского Союза и сказать все, что он думает о статусе ТАССР и ее будущем. Ведь за ним – земляки, они верят в своего лидера, они доверяют ему, ждут от него действий…
Вопреки протоколу, решительными шагами Минтимер Шарипович вышел на сцену, воспользовавшись паузой между выступающими. Михаил Горбачев сначала не понял, потом крикнул: «Товарищ Шаймиев, вам слова не давали». И, повернувшись к тогдашнему Председателю Верховного Совета Анатолию Лукьянову, сказал: «Этот тихоня Шаймиев, хулиган, оказывается».
И тогда Минтимер Шарипович начал говорить – говорить страстно, аргументированно, приводя факты, доказывая, убеждая. В итоге внес предложение о поправке 4 пункта 127 статьи Конституции СССР о том, что полноправными членами Совета Федерации СССР должны стать и автономные республики. Совет Федерации - новый в то время орган, который становился едва ли не основным во властной структуре страны. Горбачев вынужден был поставить предложенную поправку на голосование. И случилось невероятное: депутаты съезда, пораженные и вдохновленные таким напором, подавляющим большинством голосов проголосовали «за». Таким образом, за секунды был решен судьбоносный вопрос - в Конституцию СССР внесены изменения, которые наделяли правом законодательной инициативы и высшие законодательные органы автономных республик.
Статья 14 Конституции Татарстана гласит: «Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан». Статья актуальная, ведь по всему СССР проживало достаточно много татар, особенно в Средней Азии. И с распадом страны они в какой-то степени остались незащищенными.
Однажды Фаузия Байрамова предложила принять закон, который стимулировал бы татар, решивших переехать на историческую родину. Но Минтимер Шарипович не поддержал идею. Казалось бы, почему?
- Что мы можем предложить переселенцам? – вполне резонный вопрос задал Байрамовой Шаймиев, - судите сами, нужны квартиры, детские сады и множество других неотложных забот. А если захотят сюда больше миллиона человек? Они ведь будут приезжать с надеждами, мечтами, планами, верой в нас. И что будет с ними, если они столкнутся не с тем, что ожидали увидеть? Конечно, мы будем помогать татарам, где бы они ни жили, находить пути взаимодействия в меру наших сил и способностей. Но принимать закон рановато. Неработающий закон принесет только вред. Нельзя обманывать людей и лишать их надежды. Надо принимать только те законы, которые действуют не на бумаге, а на деле.
Минтимер довольно рано стал интересоваться шахматами. Но шахматы в то время стоили очень дорого. В школе они были в одном экземпляре, и мальчишки постоянно вынуждены были ждать своей очереди. Минтимер не стал мириться с ситуацией, дома взял тонкую фанеру, инструменты, обтесал доску до нужных размеров, прорисовал черно-белые квадраты. А вот на изготовление фигур ушло больше времени, особенно непросто оказалось смастерить коней. Впрочем, у Минтимера золотые руки, он справился с задачей. Покрасив вырезанные из дерева фигурки черной и белой краской, высушил их на солнце. И началось…В свободные от учебы и домашнего хозяйства моменты, особенно в дождливые ненастные дни, он со своими друзьями устраивал продолжительные шахматные турниры. В какой-то степени эта игра серьезно повлияла на становление лидерских качеств Минтимера, ведь шахматы не только развивают умение логически мыслить, но и дают возможность просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Шахматы – это тренировка памяти, выработка воли и характера, крепкий внутренний стержень и настойчивость в достижении поставленной цели.
Не случайно любимая у Минтимера учительница Хадича апа доверила ему роль старосты класса. И вплоть до окончания школы он оставался признанным лидером среди одноклассников…
Хадича апа Ахмадуллина относилась к своим ученикам как к родным. В глубине души она жалела их, ведь это были дети войны, которые голодали, у кого-то не было отца, в домах у многих не хватало самого необходимого. Но свои чувства внешне учительница старалась не проявлять. Она понимала: излишняя жалость только навредит ребятам, испортит их дальнейшую жизнь. Ведь дети будут потом инстинктивно ждать жалости у окружающих и, будучи взрослыми, не смогут бороться, проявлять твердость характера, терпение, выносливость. Они будут завидовать чужому успеху, ревновать и даже винить окружающих в собственных бедах. А ни к чему хорошему это не приведет. Казалось бы, откуда столь мудрые вещи понимала простая сельская учительница? А вот понимала, и не случайно Минтимер Шарипович всю жизнь ее вспоминает с признательностью и благодарностью за то, что она давала детям верные установки в жизни, учила ставить перед собой нужные цели и не бояться.
Дети называли ее не по имени-отчеству, а просто «Хадича апа». И это совсем не было признаком невоспитанности, наоборот, признаком уважения и соблюдением татарских традиций.
Чистить хлев, давать скоту солому, таскать навоз – привычная обязанность деревенских мальчишек. Вот и Минтимер с детства рос старательным, трудолюбивым, физически крепким, никогда не показывал усталость близким.
Отец Шарип, собирая вечерами своих детей, о чем только им не рассказывал – о текущей международной ситуации, обстановке в колхозе, проблемах соседей, истории рода. Какими же интересными и увлекательными были эти вечера для ребят!
На маленького Минтимера большое влияние оказывали легенды, истории, поучения родителей. Тем более что в детстве будущий лидер республики любил помечтать… И в самую лютую стужу, и в сильнейшие дожди, когда выдавалось свободное время, Минтимер мчался в избу-читальню (так раньше называли библиотеку). Много книг прочел он, в том числе историю про цветок папоротника, поразившую его до глубины души. А суть ее такова. В повести Аделя Кутуя «Приключения Рустема» зимой 1941 года бабушка рассказала двенадцатилетнему Рустему сказку о том, как цветок папоротника распускается весною в полночь, всего лишь на несколько секунд... Кто успеет сорвать цветок папоротника в полночь и положить его под язык, тот превратится в невидимку и чудесной силой овладеет. Бабушкина сказка изменила характер Рустема, теперь он постоянно мечтал стать невидимым богатырем, и однажды нашел, наконец, волшебный цветок, превратился в невидимку и отправился на фронт бить фашистов. Много пользы принес Рустем советским войскам, взрывал фашистские склады с оружием, похищал вражеские документы…
Вот и Минтимер представлял себя на месте Рустема. Папоротник очень таинственное растение – цветет раз в год, в полночь. А как пойдешь за ним ночью, когда кругом волки, в каждом шаге чудится опасность? Но страх пересиливало любопытство и огромное желание стать невидимкой. Минтимер вместе с мальчишками бегал за таинственным цветком, даже, несмотря на то, что дорога к лесу проходила через так называемую яму Шурале. Про эту яму говорили, что из нее выходит Шурале и щекочет проходящих людей, которые после этого не выживают, а если выживают, то лишаются разума.
Впрочем, так и не удалось увидеть чудесное растение Минтимеру. Когда же он узнал, что папоротник на самом деле не цветет, а размножается спорами, делением корневищ и почками, разочарованию мальчика не было предела. С тех пор Минтимер перестал верить в чудеса, надеясь только на свои силы, знания и умения.
Перевод с татарского Альбины Хазиевой