43 (951) в продаже с 27 ноября 16+
К 100-летию дважды героя Советского Союза Амет-хан Султана в г.Жуковском открыта мемориальная доска
23 октября 2020

Сто лет назад 20 октября родился «воздушный лев», гордость татарского народа, человек-легенда. Дважды герой Советского Союза в 24 года, за годы войны летчик - асс Амет-хан Султан совершил 603 боевых вылета, 150 воздушных боев, лично сбил 30 вражеских самолетов и 19 в составе боевой группы. Возможно, это единственный летчик, который за 5 лет войны освоил 6 типов военных самолетов, и каждым из них управлял на высочайшем уровне. С 1942 года командовал авиаэскадрильей 9-го истребительного авиаполка. Невысокого роста, худощавого телосложения, в небе он становился мощным и настолько страшным для врагов противником, что гитлеровцы своих пилотов предупреждали об этом по рации. Последний бой Амет-хан провел 29 апреля 1945 года, сбив над берлинским аэродромом Темпельхов немецкий «Фокку-Вульф 190».

После войны Амет-хан за очень короткий срок стал одним из лучших летчиков-испытателей, и ему доверяли сложнейшие экспериментальные полеты. Благодаря мастерству летчика успешно прошли испытания нового типа стреловидных крыльев для  сверхзвуковых самолетов. В 1949 году он стал первым, кто осуществил на бомбардировщике Ту-2 первую в мире автоматическую дозаправку в полете методом «с крыла на крыло». В 1951-1952гг. участвовал в испытаниях крылатой ракеты «Комета» класса «воздух-корабль». Однажды, пилотируя самолет-аналог ракеты, произошла нештатная ситуация: самолет-ракета Амет-хана отцепился от самолета-носителя до запуска двигателя, и аналог ракеты стремительно падал в море. Амет-хан Султан смог с третьего раза завести двигатель на высоте 200-250 метров от воды и взмыть в воздух. Он должен был катапультироваться, но не сдался и спас многие головы от суровых наказаний за такую непредвиденную проблему. В начале 60-х Амет-хан участвовал в полетах по созданию режимов невесомости для тренировки первых космонавтов. Юрий Гагарин специально приезжал в Жуковский, чтобы встретиться с испытателями и поблагодарить их за работу.

Это лишь несколько эпизодов из, к сожалению, недолгой и такой большой и опасной жизни человека, который из щуплого подростка с семи-классным образованием прекратился в настоящего укротителя летательных аппаратов, грозой фашистов, испытателем всего самого нового и прогрессивного в авиастроении, одним из самых достойных сынов своего народа и героем своей страны.

Амет-хан Султан любил притчу об орлах: чувствуя приближение смерти, они из последних сил взмывают в небо, складывают крылья и камнем летят на землю, они умирают в небе, а падают уже мертвыми.   Орлы умирают в полете…  В 1971 году во время испытательного полета летающей лаборатории ТУ-16ЛЛ, оборвались внешние закрылки самолета на скорости более 500 км/ч, самолет в месте падения был полностью разрушен, фюзеляж уничтожен, команда погибла. За 32 года летной работы Амет-хан Султан освоил 96 типов летательных аппаратов и провел в небе 4000 часов.

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?