28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Опера «Джалиль»: поэт трагической судьбы

23 июня 2022

Его обвиняли в измене Родине и пособничестве врагу, а он руководил подпольной организацией в фашистском концлагере и делал все возможное для того, чтобы спасать свою Отчизну. Символично, что именно 22 июня – в День памяти и скорби Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля представил оперу-поэму Назиба Жиганова «Джалиль» в редакции Михаила Панджавидзе (либретто Ахмеда Файзи). Знаменитый поэт, как известно, был ответственным секретарем Союза писателей Татарстана и депутатом Казанского городского совета, он имел полное право на бронь, но добровольно уехал на фронт. Его трагической судьбе и был посвящен спектакль, который посетили призывники, ветераны, труженики тыла и юнармейцы.

Нацисты с овчарками, звуки сирены, толпы военнопленных, мрачное здание тюрьмы, сторожевые вышки, гильотина – и надо всем этим интерьером музыка - оглушающая, ошеломляющая, величественная, такая, какая может быть только у Назиба Жиганова. Расслабиться во время спектакля невозможно, он держит в напряжении зрителя практически все время. Кстати, в свое время, несколько десятилетий назад, опера «Джалиль» с большим успехом проходила на площадках Казани, Москвы, Праги и вызвала широкий резонанс музыкальной общественности. Назиб Жиганов за эту работу был удостоен Государственной премии РТ им. Г.Тукая в 1959 году.

А в современной постановке Михаила Панджавидзе исполнитель партии поэта Ахмед Агади признает, что этот образ требует от него неимоверного количества сил и энергии, тем более что в опере множество трогательных моментов. Когда, например, поэт вспоминает свою любимую дочь или представляет, что он возвращается на родину. Ахмеду Агади (заслуженному артисту России, народному артисту Татарстана, лауреату Государственной премии РТ им. Г.Тукая), безусловно, удалось передать глубину характера Джалиля.

Михаил Панджавидзе внес много нового в постановку, широко используя возможности света, фоновых звуков, видеопроекции, и это логично, ведь опера должна быть современной в лучшем значении этого слова и привлекать молодежь. Оригинальная сценография позволяет легко трансформировать сценическое пространство, демонстрируя нам то поле битвы, то больничную палату, то застенки мрачной тюрьмы Плетцензее. В спектакле используется сразу несколько языков – татарский, русский, немецкий. А чтобы все зрители поняли, о чем идет речь, предусмотрен подстрочник на «бегущей строке». В целом, складывается такое ощущение, как будто авторам постановки удалось объединить несколько жанров искусства, в итоге опера получила какой-то новый язык, понятный для представителей всех возрастов. Временами кажется, что смотришь художественный фильм благодаря одновременному развитию нескольких сюжетных линий, плюс очень наглядно и ярко представлены драматичные сцены, связанные с пребыванием поэта в плену. Декорации спектакля, в полной мере отражающие трагичность и безвыходность тех, кто оказался в плену, без преувеличения, впечатляют. Но надолго в душе у каждого зрителя, не сомневаемся, останется именно патетическая и лиричная музыка Назиба Жиганова. Стоит отметить при этом ее блестящее исполнение оркестром театра, в чем большая заслуга главного дирижера театра, заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана, заслуженного деятеля Казахстана, лауреата Государственной премии РТ им. Г.Тукая Рената Салаватова. Хормейстер спектакля – заслуженный деятель искусств России и Татарстана, народная артистка Татарстана Нурия Джураева. Партию жены поэта исполнила заслуженная артистка Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая Гульнора Гатина, а образ полковника Журавлева блестяще воплотил на сцене заслуженный артист России, народный артист Татарстана Михаил Казаков.

Ничуть не сомневаемся, что опера нашла отклик в сердцах зрителей, в том числе призывников. А Татарскому академическому государственному театру оперы и балета им. М.Джалиля хочется пожелать новых патриотических постановок, так актуальных в современном хрупком мире.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

15 августа