28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Ирада Аюпова «Важно создавать новое, опираясь на традиции прошлого»

1 июля 2022

В стенах Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина состоялась ежегодная летняя пресс-конференция Министра культуры Татарстана Ирады Аюповой.

Впервые был выбран совершенно необычный формат встречи с журналистами казанской прессы. Ирада Хафизяновна на несколько часов сменила свою должность на профессию гида, проведя экскурсию по одному из старинных учебных заведений города. Надо отдать должное ее глубоким познаниям истории училища, умению держать аудиторию рассказами об уникальных фактах из биографии знаменитого архитектора Карла Мюфке, автора проекта здания училища, образовательной системы прошлого века.

Приведем несколько выдержек из этой замечательной экскурсии.

«Я хотела поделиться своими эмоциями и впечатлениями, поскольку, на мой взгляд, мы очень мало знаем свой город, свою землю, свою историю. Очень часто мы ищем кумиров где-то на стороне, а они оказываются рядом с нами. В стенах этого училища первое, о чем хочется сказать – это просвещение. Я уверена, что будущая элита - это просвещенная элита, которая составляет основу нашей культуры. Не секрет, что та система образования, с которой мы сталкивались и воспитанниками, которой мы все с вами являемся, была иной, но центрами просвещения всегда в какой-то степени являлись профессиональные сооружения. При церквях были церковно-приходские школы, здесь, на нашей земле существовала огромная сеть медресе. Государственная система образования стала формироваться примерно в 18-м веке, когда открывается Московский университет, начинают создаваться первые школы. Первая казанская гимназия была создана в Казани в 1758 году. А спустя десять лет в ней появился и первый татарский класс. Решение о создании на территории Казани казанской художественной школы было принято в 1895 году».

«Если спросить, чье архитектурное наследие в облике Казани самое убедительное, все ответят -  Карла Мюфке. Это человек, который фактически преобразил архитектурную культуру Казани того времени. Прежде чем приехать в Казань, он поездил по Европе, познакомился с лучшими архитектурными решениями европейских столиц. Он был не просто талантливым педагогом, но и идейным вдохновителем подготовки архитекторов того времени в нашем городе. Маргаритой, музой этого мастера была Наталья Арбузова, на которой он женился. Он тяжело пережил ее раннюю смерть и говорил, что «Моя жемчужина растаяла, осталась только раковина…»

«На строительство здания училища было выделено в свое время 180 000. Оно отличается тем, что здесь очень много коридоров, и уникальный свет... В Казани, кроме училища есть и еще одно известное сооружение, построенное по проекту Мюфке, это дом Зинаиды Ушаковой. Но между ними есть принципиальная разница. Дело в том, что здание училища полностью построено из российских материалов. Более того, в нем использовано много местных материалов. А дом Ушковой строился для интересов семьи, и многие изыски требовали привозных материалов. Но вот плитка в обеих зданиях была изготовлена в Казани. Училище задумывалось, как полноценный храм изобразительных искусств. Многое из того, что мы видим сегодня, уже с элементами утраты. И все же вот это ощущение настоящего храма, оно остается. Общая площадь этого здания, 7700 квадратных метров, а по внутренним площадям всего 5260 квадратных метров. Из этого можно понять какова здесь толщина стен».

«Святая святых училища – это музей. Он небольшой, но в нем хранятся работы лучших учеников, знаменитых художников Татарстана, которые внесли свою лепту в историю развития искусства республики.  Здесь же висит и ученическая работа Николая Фешина. Всего же в фондах училища находится больше 10 000 работ различного периода времени - с 1900 года до современности». 

«В 2019 год в училище начались реставрационные работы. Более 500 млн рублей было потрачено на полное преображение южного крыла. Он буквально лежал в руинах. Проведены противоаварийные работы, отремонтированы трещины, кровли, витражи, заменены окна и двери. Кроме того, были обновлены лепной декор, чугунные решетки, ограждения, поручни и плитки, паркетные полы. Сейчас созданы комфортные условия для студентов, которые в полной мере соответствует статусу и уровню этого учреждения образования. Учиться здесь престижно, конкурс на поступление в фешинское училище составляет 17-18 человек на место».  

После окончания экскурсии министр культуры и директор училища Ольга Александровна Гильмутдинова ответила на вопросы журналистов.

В частности, директор училища рассказала о новом проекте, который запускается в этом году.

«Российский федеральный проект под названием «Придумано в России» позволил нам создать в рамках училища собственную Школу креативных индустрий.  Это формат дополнительного образования для детей в возрасте 12-18 лет. У нас уже есть практические наработки, понимание как работать с дизайнерами, поскольку мы сотрудничаем со многими дизайнерами по всей России.  Школа будет работать на бесплатной основе, но есть одно есть один момент, который пока смущает. Так как у нас не будет творческих испытаний, то, как только мы объявим о наборе, то к нам попадут те, кто первым успел подать заявление. В будущем, конечно, хотелось бы проводить хотя бы собеседование, чтобы понимать, насколько человек понимает свое предназначение. Будет принято порядка 80 человек по 20 человека в студию. Это студии дополненной виртуальной реальности, дизайна, мультипликации, 3D-анимации и студия фото и видео продукции. В следующем году добавятся еще две студии, которых пока нет даже в России. Это фэшн- студия (дизайна одежды) и студия декоративно-прикладного искусства по художественной обработке кожи. Именно наше училище начало заниматься подготовкой мастеров по кожаной мозаике. 

Главная задача школы креативных индустрий дать творческим детям представление о будущей профессии. Если говорить об индустрии, то и в России, и в Советском Союзе всегда были народные промыслы. По сути, народное творчество было поставлено на поток, как индустрия. Ребята, например, знают, что в кино или в театре есть профессия актера и режиссера. А о том, что существует еще целый ряд важных профессий, которые создают этот продукт даже не догадываются. Во и здесь то же самое. То есть мы хотим показать вход в профессию, понимание, как создается определенный продукт, кто в этом задействован, дать основные первоначальные знания. Не секрет, сколько средств тратит государство на образование молодых людей, а потом, по окончании колледжа или института, они не приходят в профессию. Школа креативных индустрий должна помочь избежать необдуманного выбора».  

В общении Ирады Аюповой с журналистами было затронуто много важных тем. Одной из них был вопрос по поддержке индустрии моды и продвижению национального костюма. 

«В течение нескольких последних лет мы активно занимаемся вопросами изучения истории татарского костюма, - сказала министр культуры. - Не только татарского. Мы изучаем истории костюмов народов, проживающих на территории республики. В прошлом году мы впервые провели международный конкурс «Золотое хасите». Было создано пять коллекций костюмов, которые основаны на традиционном культурном коде. Также прошел этно-фестиваль  народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни - Культурный код». Он как раз объединил всех тех, кто интегрирует традиционную культуру в среду обитания. Та же кожаная мозаика является нашим уникальным брендом. Подтверждением тому является, то, что в прошлом году «Сахтиян» стала первой компанией, вошедшей в федеральный реестр предприятий народных художественных промыслов, являющихся национальным достоянием Российской Федерации. Принято считать, что традиция консервативна, но я с этим категорически не соглашусь. Традиция - это, наверное, самое инновационное, быстро адаптирующееся к изменению среды обитания культурная особенность. И если ее просто законсервировать, то мы ничего не сохраним, потому что мир менялся и до нас.  Важно создавать новое, опираясь на традиции прошлого. Именно такая задача и стоит перед нами. На днях мы были в Якутии на национальном празднике «Ысыах Туймаады-2022». Так вот представьте, практически все женщины и мужчины приходят на этот праздник в родных, национальных костюмах. Да, этот костюм уже адаптирован, осовременен, но в нем есть элементы, которые соответствуют образцам 100-летней давности. И вот здесь, если мы говорим о формировании креативной среды, прослеживается взаимосвязь таких событий в жизни региона с традициями прошлого. Ведь все эти костюмы, ювелирные украшения они изготовили у своих мастериц. Для нас это показательный пример, поскольку важно, чтобы человек на таком событии был не просто зрителем, но участником. У нас же пока люди стесняются не только надевать национальные костюмы, но и петь или танцевать. Нет свободы креативности, потому что у нас это воспринимается как нетипичный сценарий». 

На вопрос о создании музея 1000-летия Казани, Ирада Аюпова, ответила, что принято решение о его размещении на базе Магистрата. Была затронута тема об увеличении татарских постановок в Театре оперы и балета. «Есть одно восприятие с нашей стороны и есть внутренняя кухня театра.  Сегодня национальная опера в репертуаре есть. – прокомментировала министр. – Но надо учитывать экономическую составляющую. Во всех странах мира оперные театры субсидируются государством, так как постановка оперных произведений самая дорогостоящая. Сейчас у нас ее на 30% оплачивает зритель, а на 70% - государство. Поэтому вопрос увеличения репертуара и увеличения репертуара - это увеличение бюджета. Нельзя сохранять национальную культуру, закрывшись от всех. Ее можно сохранить только при активном продвижении.  Значит, создав татарскую оперу, мы должны ее продать и на другие сцены. Я бы сказала, что это спекулятивная история говорить о том, что татары должны слушать только оперу на татарском. Люди приходят слушать музыку, на каком бы языке ни была написана опера. И это самое важное».

Разговор получился насыщенным и интересным. Хотелось обсудить еще многое. Ирада Аюпова предложила представителям прессы обозначить все актуальные точки сегодняшнего дня и встретиться еще раз.

Неля Хайретдинова

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость