28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

В театре им. К.Тинчурина – премьера оперы

1 июля 2022

Говоря откровенно, каждая премьера в театре им. К.Тинчурина всегда является долгожданной для преданных зрителей театра. И не важно, идет ли речь о комедии или драме, просто зрители, которые хорошо знают своих любимых актеров, всегда рады видеть их в новых образах, в новых сюжетных перипетиях, чтобы можно было и поплакать, и порадоваться, и послушать национальные песни. Но театр им. К. Тинчурина, скажем прямо, в последние годы не ищет легких путей, а постоянно находится в поиске новых форм, новых методов, современных путей воздействия на зрителя. Речь идет об экспериментах, взаимодействии с молодыми режиссерами, художниками, композиторами, что не всегда однозначно принимается зрителем. Вот и новая премьера в жанре оперы творческой лаборатории «Умай» под названием «Розовый платок, синяя шаль» стала поводом для горячих дискуссий и даже яростных споров.

Экс-главный режиссер театра им. К.Тинчурина Рашид Загидуллин сравнивал эксперимент с прививкой,  которая в малых дозах полезна, но в больших дозах становится ядом. Другими словами, эксперименты в национальном театре должны быть строго дозированными, иначе можно потерять большую часть своей публики, которая, как известно, является достаточно консервативной. Слишком смелым новаторством можно так испугать зрителя, что он забудет дорогу в театр. В театре им. К.Тинчурина это хорошо знают, и пытаются находить золотую середину между предпочтениями публики и современными тенденциями. Получилось ли найти эту середину в случае  с трехактной оперой «Ал яулык, зэнгэр шэль» («Розовый платок, синяя шаль»?) Ответ неоднозначный. Впрочем, немного предыстории.

«Умай» - первая феминистская лаборатория в истории татарского театра.  Она создавалась в рамках стратегии развития Министерства культуры РТ и была направлена на исследование культурной и исторической памяти, поддержку культурной идентичности. Лабораторию назвали «Умай» по образу женской мифической силы, которую в древности славили тюркские народы. Проект в целом посвящен татарской женщине, ее вкладу в  национальное образование и влиянию татарки на исторические преобразования. Музыкальный руководитель и дирижер – Ильяс Камал, лауреат Республиканской премии им. М.Джалиля. Хормейстер – Алия Хамзина. Хореограф – Марсель Нуриев. Концертмейстер – Лейла Хасанова, художник по свету - Ильдар Шакиров. Художник – Лилия Имамутдинова.

Опера состоит из трех актов, у каждой из которых свой режиссер – Ильнур Гарифуллин, Камиль Гатауллин, Булат Минкин, Рамиль Камалов. Ничуть не сомневаемся, что каждый из них старался максимально четко передать свою идею. Только вот публика в большинстве своем так и не поняла, о чем идет речь. На лицах  многих зрителей после просмотра читалось: «О чем это?». А во время обсуждения спектакля с журналистами возникла целая дискуссия, во время которой ни режиссеры, ни один из авторов либретто так и не смогли убедить присутствующих в том, что женская тема в опере была раскрыта. Возможно, если бы этот спектакль был поставлен в другом (менее известном) театре, не было бы таких острых дискуссий. Но речь идет о старейшем театре республики с богатой историей, богатыми традициями, преданными зрителями, поэтому зритель хочет (и имеет на то полное право) смотреть спектакли, понятные душе и сердцу, находящие отклик, заставляющие задуматься.

Главный режиссер Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина Туфан Имамутдинов – молодой, инициативный, целеустремленный руководитель, у которого немало наград. Он успешно принимал участие во многих международных фестивалях, и  постоянно пытается пробовать разные направления, новые формы, идти в ногу со временем. И это похвально, конечно (театр и предполагает постоянное развитие, движение), только вот Туфан Имамутдинов на сцене театра им. К. Тинчурина максимально дает дорогу молодым режиссерам, у которых нет еще необходимого опыта и мудрости. А в таком любимом народом театре, как театр им. К. Тинчурина, должны ставить спектакли и солидные опытные режиссеры в возрасте, которые  отлично знают и понимают татарский менталитет, национальные особенности, ожидания зрителей. А молодежь ведь  с удовольствием «выплескивает» свои креативные идеи, но вот то, как воспримет их зритель, не особо задумывается.

Впрочем, творческие лаборатории на то и существуют, чтобы искать истину, что-то новое, актуальное. Пожелаем театру им. К.Тинчурина дальнейших ярких творческих открытий, и даже если не всегда они сразу воспринимаются на ура зрителем, это не повод опускать руки. Театр – живой организм, а значит, будут и победы, и небольшие разочарования. Главное -  всегда с дущой подходить к каждой новой постановке.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость