5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Ключищинские кирпичи – прямо из печи!

29 июля 2022

Верхнеуслонский район испокон века славился полезными ископаемыми, без которых ни одна стройка не обходится: известняком, гипсом, песком, глиной. В советские времена здесь успешно работал кирпичный завод, но с приходом перестроечных времен прекратил свою деятельность. В 2008 году с помощью испанских специалистов близ селения Ключищи был построен новый современный завод, который использует богатые залежи местной красножгущейся глины. Стоит упомянуть, что из ключищинских кирпичей построены объекты деревни Универсиады в 2013 году, жилые комплексы «Магеллан», «Казанская усадьба» и другие. Продукция завода поставляется в Москву, Сочи, Башкирию, Чувашию, Марий Эл, в Кировскую, Нижегородскую, Ульяновскую область, ЯНАО и другие регионы страны

Главное, ни при каких обстоятельствах не опускать руки

Мощность предприятия огромная – в год выпускается около 55 миллионов штук керамического кирпича. И какого кирпича – по всем параметрам качественного, прочного, морозостойкого и внешне весьма привлекательного. Последнее не удивительно, потому что на заводе уделяют большое внимание дизайну продукции, которая идет на облицовку фасадов различных объектов, создание оригинальных архитектурных форм и цветов, а значит, должна выглядеть эффектно и презентабельно.

Решением Арбитражного суда в 2017 году завод признали банкротом, была введена процедура конкурсного производства. Казалось бы, печальный итог. Но даже находясь в состоянии банкротства, заводчане не опустили руки, не остановили производственный процесс. Они успешно прошли стадию «реанимации» и сейчас реализуют планы на будущее, с новым руководством завода «Ключищинская керамика» компании ООО «Инвестторг», во главе которого стоит совладелец ряда татарстанских компаний, выходец из Тетюшей Вадим Александрович Самаркин, имеющий большой опыт работы в строительстве. Вадим Александрович сделал ставку на передовые методы организации труда и управления персоналом, профессионализм сотрудников, что быстро дало результаты. Квалифицированные специалисты, современное автоматизированное оборудование, передовые технологии, экологически чистое сырье, многоступенчатый контроль качества, стабильные сроки поставок, а также гибкий подход к заказчикам позволили заводу «Ключищинская керамика» завоевать признание крупных компаний и частных клиентов. Предприятие зарекомендовало себя на рынке как ответственный производитель и поставщик, выпускающий качественный керамический кирпич по доступным ценам.

- Сейчас мы разрабатываем план продаж – ищем покупателей, осваиваем новые рынки с новой номенклатурой. Планируем сотрудничество не только с Татарстаном, но с Москвой, Башкортостаном, Казахстаном. Все неудачи оставили за бортом, перспективы хорошие, - поведала главный бухгалтер завода Лилия Рахимова.

Мастерские руки от доброй науки

Чтобы не быть голословными, приглашаем в путешествие по заводу. Мы его совершим вместе с директором по производству Ильдаром Акчуриным. Он выпускник КГАСУ, долгое время работал на заводе главным технологом, спец в керамике. Первое, на что обратил внимание Ильдар Фанусович, когда мы направились в заводские цеха, это то, что мы не увидим при производстве кирпича ручного труда. Все автоматизировано. И правда, поразило безлюдие, а все механизмы четко и слаженно, словно по волшебству, работали. Кое-где разноцветными глазками поблескивали пульты управления – но и за ними никто не стоял, лишь изредка подходил оператор, чтобы взглянуть, как идут дела на данном участке производственного цикла.  Как признался Ильдар, это результат максимальной автоматизации, которую еще на старте деятельности кирпичного завода в 2008году запроектировали испанские специалисты. Ну а татарстанские профессионалы достойно внесли в процесс свои новации. 

Завод состоит из нескольких, так называемых зон: в одной хранится глина, в другой она перерабатывается, в третьей формуется, затем следуют сушка, обжиг, выход на склад готовой продукции. В коллективе трудятся 122 человека, в основном это жители Верхнеуслонского, Буинского районов, а также Казани, Иннополиса.

- Основной вид продукции, заложенный проектом, - камень 2.1 НФ, который используется для заполнения стен, внутренней облицовки, перегородок и т.д., - рассказал Ильдар Акчурин. -  Но со временем рынок сменил приоритеты, и мы обратили внимание на лицевой кирпич для фасадов зданий. Это производство более престижно, требует ответственности, строгой технологической дисциплины, контроля всех технологических параметров. По требованию заказчика делаем не только красный, но и желтый, серый кирпичи разных размеров. Кстати, у нас есть еще один лицензированный карьер в Тетюшском районе, где как раз добывается светлая глина.

…Мы «в тылу» завода, где находится карьер красножгущейся глины. Кстати, именно здесь базировался когда-то старый кирпичный завод с кольцевыми печами. Одну трубу оставили в качестве музейного экспоната…

Добыча глины ведется экскаватором и грузовой техникой. Сырье конусуется, уплотняется, чтобы не промерзало, не было слишком влажным, и чтобы был запас на зиму.

Конусы вдали похожи на шатры, в них глина отлеживается – чем дольше, тем лучше. В конусах сосредоточен годичный запас глины, но планируется сделать двухгодичную отлежку, чтобы запасов хватало на два года. Ведь кирпичный завод работает в круглогодичном режиме, в четыре смены.

Ну, глина и глина – скажете вы… На первый взгляд она и впрямь одинаковая, но на деле у нее много разновидностей. Задача технологической службы, ОТК – соблюсти технологические параметры (размеры, усадку, температуру спекаемости), строго контролировать процесс дробления глины и размещения ее в глинозапаснике. Он разделен на несколько отсеков, в которые с конусов завозится сырье, высушивается инфракрасными горелками до необходимой влажности. А затем подается фронтальным погрузчиком в технологический процесс.

В промежуточных бункерах происходит дозировка, и начинается собственно переработка сырья с помощью дробилок. Первая перетирает глину до 20-30 мм, вторая - до 2-3 мм. Глина подается в угловой смеситель, который перемешивает компоненты, и смесь поступает в шихтозапасник. Здесь с помощью транспортеров отдозированная, раздробленная глина для разных видов кирпичей начинает двигаться по специальным мостам, а дальше многоковшовый экскаватор гребет, перемешивает уже рассыпанную глину, усредняя ее, исправляя возможные погрешности в дозировке. Ведь чем лучше сырье переработаешь, тем качественнее получишь кирпич.

Зону формовки обслуживают всего два человека. Здесь есть промежуточные бункера, смесители, куда подается уже готовая шихта с шихтозапасника, она перерабатывается в вальцах тонкого помола до размера в 1 мм. Затем в дело включается экструдер, который выдавливает бесконечный груз, и он режется с помощью лазера на множество кирпичиков. Кстати, нигде в Татарстане нет такого классного оборудования, его можно назвать мерседесом среди резчиков.

Останавливаемся у операторской зоны формовки – оператор визуально видит работу оборудования, может менять параметры, увеличивать или уменьшать подачу глины, количество резов кирпича.

Выдавленный из экструдера кирпич мягкий как пластилин, все дефекты видны и их можно исправить. Это сырец, первая заготовка с влажностью около 20 процентов. «Пластилиновые» кирпичи транспортируются по ленточному транспортеру, загружаются на полеты, «сажаются» в сушильную телегу и поступают в туннельную сушилку длиной около 150 метров. По сушилке кирпичи двигаются три с половиной дня. Задача - удалить всю влагу при температуре от 30 до 46-48 градусов. Из сушила кирпич выходит уже достаточно прочным, без присутствия влаги. Но если его намочить – он размякнет. Поэтому чтобы превратить кирпич в камнеподобное состояние, его необходимо обжечь.

И вот обжиговые вагонетки, на которых помещается до шести тысяч и более кирпичей из сушилки, заходят на три с половиной дня в туннельную печь длиной 175 метров. В зоне обжига температура с помощью газовых и модульных горелок доводится до плюс тысячи градусов.

 Как признался Ильдар Акчурин, сушка кирпича и обжиг - самый энергоемкий процесс, требующий значительного потребления газа и электроэнергии. Понятно, что это сказывается на себестоимости продукции. Чтобы нивелировать потери, экономные испанцы заложили в проект рекуперацию тепла. То есть, на сушку используется тепло с туннельной печи. В процессе обжига необходимо нагреть кирпич, обжечь его и остудить. И во время остужения тепло забирается и подается в сушилку. Очень выгодно!

К слову, участок сушки и обжига на заводе обслуживает один человек – инженер Рамиль Гайнутдинов. Сотрудники называют его печником. Помещение, где он находится - центральный пульт управления, отсюда ведется контроль за процессом обжига и сушки кирпича, отслеживается работа всего технологического оборудования.

- У нас нет места ошибкам. Если не усмотрел их на стадии сушки, в процессе обжига проблема непременно выскочит, - рассказал Рамиль. - В 90 процентах случаев весь брак случается по этим причинам. Я два раза в смену хожу в сушилку, смотрю - нет ли трещин. Если что не так, тут же звоню Ильдару, вместе корректируем режим, выходим из ситуации. Также и с обжигом, где контролируется давление, температура. Используем параметры охлаждения свода – температура ведь очень высокая. Если проигнорировать – может произойти поломка в туннельной печи. А она очень дорогостоящая.

Готовые, остуженные кирпичи складируются в специальные поддоны, перевозятся автопогрузчиками на склад готовой продукции, ожидая погрузки и отправки на строительные объекты.

Бал правит программированная логистика

Главное достояние завода, конечно же, люди, высококвалифицированные специалисты, которые управляют процессом производства. Среди них ветеран завода, инженер-программист Дамир Гайнутдинов (по возрасту он еще довольно молодой человек, но работает со дня основания предприятия, то есть с 2008 года). Дамир окончил КАИ по направлению «техническая кибернетика и информатика».

- Помню, как запускался завод, как приехали испанские специалисты, - рассказал Дамир, - они осуществляли пусконаладку. Я работал с ними, перенимал опыт. Сейчас у нас все максимально оптимизировано, отлажено.

… То в одной, то в другой заводской зоне можно встретить симпатичных девушек в белых халатах. Это сотрудницы заводской лаборатории. Ее возглавляет выпускница КХТИ, специалист по неметаллическим силикатным материалам Анна Маслова, на заводе она работает 10 лет.

- Мы занимаемся контролем производства и сырья, проводим химические анализы, - рассказала Анна, – нынче особое внимание уделяем разработке конуса, сортировке сырья, углубленно анализируем глины. А еще мы изготавливаем образцы для внедрения в производство: делаем замеры, специальные составы, смотрим, как они будут вести себя в деле, при сушке, и обжиге.

Как это делается? При запуске какого-либо состава девушки подбирают шихту в лабораторных условиях, измеряют параметры (влажность, пластичность, чувствительность сушки). Потом формуют на мини- экструдере (его уменьшенная версия полностью соответствует оригиналу), проверяют свойства маленьких кирпичиков. Их обжигают, смотрят, что получилось на выходе.

 - Я уверена – у нашего производства большое будущее, мы постоянно разрабатываем новые направления, - прощаясь с нами, заверила Анна Маслова. – Потому что без строительных материалов никуда. Мы готовы снабжать высококачественными кирпичами не только республику, но и другие российские регионы.

На правах рекламы

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость