Испокон веков люди тяготели к сакральным знакам. Искали в них защиту, помощь, опору для своих идеалов и веры. Татарский шамаиль, история которого корнями уходит в историю развития ислама, и по сей день является почитаемым изображением религиозного характера, основанном на искусстве арабской каллиграфии. Фестиваль «Шамаиль-арт», открывшийся в Галерее современного искусства как раз и приурочен к празднованию 1100-летия принятия ислама на земле Булгар. Целых три этажа объединены тематикой этого своеобразного феномена мусульманской культуры, где главным всегда были слова, обращенные к Аллаху. 32 художника, более 200 работ представлено на выставке, где нашлось место и работам из фондов ГМИИ РТ, и древним рукописям из отдела редких книг и рукописей КФУ, и современному арабо-графическое искусству, и древней каллиграфии.
Фестиваль проводится в Казани уже во второй раз. И, если в прошлом году, это была лишь робкая попытка открыть публике мир шамаиля, то в этом году для участия заявились художники из Башкортостана, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, и конечно, из Татарстана.
По словам специалистов Галереи, подготовка к выставке далась нелегко. Отбор длился больше трех месяцев. Надо было просмотреть все произведения. Если художник предлагал комплекс из пяти работ, то к этому относились с уважением. По словам директора Государственного музея изобразительных искусств Татарстана Розалии Нургалеевой, плохих работ вообще не было. Даже, если вдруг возникали сомнения, то впоследствии все произведения очень гармонично вписывались в единую композицию.
Старшее поколение еще помнит, как выглядели шамаили в традиционных татарских домах – обычно, это были изображения на стекле черной краской мусульманских святынь, мест паломничества, мечетей, а буквы, оставленные незакрытыми, заклеивались мятой фольгой. На фестивале «Шамаиль-арт» разнообразие техник, материалов, цветов и сюжетов опережает самые смелые фантазии. Например, в работах Чулпан Шарифуллиной – ярких, неординарных – присутствуют и элементы татарского чаепития, и восточные кувшины, и цветы, распустившиеся над минаретами Кул-Шариф. А художница Роза Хузина заключила суру «Аль-Анам» в нежный лист дерева, сопроводив работу надписью: «Ни один древесный лист не падает без его ведома».
В отдельном зале представлена коллекция молельных ковриков санкт-петербургского антрополога, ученого Игоря Панкова. Вместе с группой дизайнеров, он создал необычный медитативный проект, в котором есть и трогательные письма с обращением к Создателю.
В своем творчестве современные художники используют не только стекло и холст, но и дерево, и глину, и медь, и шамот, и бумагу, и бронзу, и совершенно необычные материалы, такие как ракушечник, фетр, и даже шкура змеи.
Особенно удивительными кажутся работы заслуженного художника Республик Башкортостан и Татарстан Рината Миннибаева. Весь первый этаж представлен выставкой его работ из коллекции Фонда Марджани, посвященной тюркской теме. Проект «Путь Фадлана» состоит из тридцати авторских работ. Ринат всегда в поиске новых идей и техник. «В данном проекте мне хотелось уйти от использования классических материалов. Поэтому мои работы навевают воспоминания о викингах, степных просторах, ассоциируются с кизяками, ботаническими иллюстрациями, - говорит художник. - К примеру, в триптихе, отражающем идею Шелкового пути, первых континентальных маршрутов, можно было просто нарисовать линии горизонта и дорогу. Но мне показалось интереснее запечатлеть, что видели караванщики у себя под ногами. Таким образом, я вкрапил сюда настоящие семена гвоздики, осколки керамической посуды, монеты, ракушки. Я побывал во многих экспедициях, откуда всегда привозил какие-то небольшие предметы, которые потом могли пригодится в моем дальнейшем творчестве».
«Арабская тема интересна не только мусульманам, - поделилась Розалия Нургалеева. – В последние годы мы наблюдаем, что художники разных национальностей увлеклись арабистикой и красотой каллиграфии. Причем, среди них не только опытные мастера, но и совсем молодые художники. Этот интерес далеко не праздный, а очень глубокий. На мой взгляд, значимость фестиваля бесценна, а сама выставка архиитнересна. Какие-то работы мы обязательно будем просить авторов или подарить, или продать в наши фонды. Ведь в настоящее время у нас хранится каллиграфия, датируемая концом 19 века, есть работы буквально начала 20 и 21 веков. И для нас важно получить в свое собрание работы и современных художников».
Карина Бедрина