Выпускники из глубинки, поступившие в столичные вузы, уже вытянули счастливый билет. Ведь крупные города открывают и большие возможности для личного и профессионального роста. В огромном мегаполисе молодые люди попадают в другую среду, к которой надо адаптироваться. Этот процесс проходит у каждого по-разному. Кто-то пытается сберечь традиции своего народа, не спешит отрываться от корней, а кто-то наоборот – увлеченно окунается в новую жизнь, забывая обо всем, что связывало с родительским домом, традициями и языком. Вот и получается, что каждый уехавший мотивированный студент – это, безусловно, приобретение для медицины, энергетики, экономики и других сфер хозяйственной деятельности. Но одновременно это и утрата для национальных республик из-за того, что в агломерациях происходит растворение национальностей и культур в пользу русскоязычной культуры и русской идентичности. Президент Национального конгресса татар и тюркских народов Рустэм Ямалеев побеседовал со студентами, чтобы понять, имеют ли они потребность в этнической солидарности и как ее сохранить. Ответы ошеломили.
Альбина, МГИМО
- Не хочется акцентировать внимание на национальностях, но вопрос возникает сам собой. Включаешь телевизор, а там, на федеральных каналах нет ни одного политического обозревателя татарской национальности. Симоньян, Соловьев, Познер… Почему нет никого из Татарстана? Мне по специфике учебы предстоит изучать восточные языки, культуру. И я хочу после окончания вуза стать диктором телевидения и вести аналитическую передачу. Я бы затрагивала в ней такие животрепещущие темы, как история татар и других тюркских народов.
Лейсан (Агрызский район):
- Мне эту историю рассказали родители, а я хочу поделиться с вами. В годы строительства Нижнекамской ГЭС рассматривали вопрос поднятия уровня водохранилища до проектной отметки. Долгое время шли споры - надо поднимать его или нет? И в нашем родном Агрызском районе в зону затопления попадало 50 деревень. Каждая из них с многовековой историей, в них жили бывшие переселенцы из числа древних булгар. Из этих деревень люди уходили на Великую Отечественную войну, а оставшиеся в тылу помогали фронту. Среди них много героев, людей с интересной судьбой. Жители прожили там всю жизнь, там могилы их близких, родные места. И все эти деревни снесли бульдозером, а уровень в итоге решили не поднимать…
Было жалко до слез этих людей. Нет деревень – нет истории. На месте некоторых населенных пунктов волонтеры оставили таблички: «Здесь была деревня Куянлы», «Здесь – Алмалы», «Тут – Варзи». Жители исчезнувших деревень разъехались по всей стране. И я вот думаю, как хорошо было бы найти их и собрать всех вместе, провести деревенский сход. Такие мысли появились у моих родителей, но если у них руки не дойдут, я сама за это возьмусь. Очень хочется сохранить память о них.
Артур, строительный институт
- Мечтаю возглавить строительный трест и построить в Подмосковье коттеджный поселок, но необычный, чтобы он напоминал татарскую деревню с красивыми изгородями, наличниками на окнах. Как у моей бабушки в Актанышском районе. Когда вы приезжаете в Актаныш, попадаете будто в сказку. Там все друг друга знают, все улыбаются и здороваются друг с другом. В банке, магазине, в любом общественном месте – все говорят на татарском языке. Вот частичку такого Актаныша я бы построил рядом со столицей. Тогда мы бы жили там и устраивали бы настоящие татарские вечера-чаепития с татарскими национальными блюдами, песнями, танцами.
Диляра, МГУ:
- Мама растила меня без отца. Финансовое положение в семье было напряженным, и мама вынуждена была устроиться на две работы. Но денег все равно не хватало, приходилось считать каждую копейку. Мы три года копили, чтоб у меня была возможность учиться в МГУ. И теперь моя мечта - получать достойные деньги, чтобы помогать маме и другим своим родственникам. Все они остались в деревне, у многих нет средств даже на покупку нужных лекарств. Но я уверена, что после окончания вуза смогу устроиться по специальности и отправлять своим родным часть денег на их нужды.
Алсу, (деревня Рыбушкино):
- Моя бабушка тоже училась в Москве, и она рассказывала, что каждое воскресенье студенты-татары встречались в Измайловском парке. Они общались, гуляли, помогали друг другу сдавать экзамены, танцевали и пели. Перед ними на гармошке играла и пела тогда еще никому не известная Хания Фархи, которая училась в московском текстильном институте. Потому мне очень хочется возродить эту традицию воскресных встреч в Измайловском парке. Как говорят, на чужой сторонушке рад своей воронушке. Такие встречи сплотили бы земляков, а творческим людям дали возможность показать свои таланты.
Лариса, Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова:
- У меня мама чувашка, отец – удмурт, но они выросли в татарской деревне, и для них татарский язык – родной. Поженившись, они решили, что в семье будут исповедовать мусульманскую религию. Было сложно, потому что родственники с обеих сторон порицали это решение. Я считаю, для крепкой семьи лучше, когда в брак вступают люди одной конфессии, одной нации. Тогда вместе можно следовать одним религиозным канонам, проводить религиозные праздники, а в семье и между родственниками не будет разногласий.
Тимур, медицинский институт:
- Нужно возродить светские вечера, где молодежь могла бы знакомиться и в будущем создавать семьи. Мои родители познакомились благодаря бабушке и дедушке, которые и похлопотали об их знакомстве. У нас дружная семья, я самый старший, есть еще братик и сестренка. Когда я сдам основные предметы – гистологию и анатомию, попрошу родителей, чтоб они познакомили меня с девушкой из достойной семьи.
Равиль, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина:
- Я учусь на втором курсе, занимаюсь боксом и борьбой. Пока не знаю, какой из этих двух видов спорта выбрать, чтобы совершенствоваться в нем дальше. Но хочу добиться высоких результатов и в спорте, и в учебе, потому что по каждому татарину судят о всей нации. В профессиональной деятельности хочу стать начальником цеха или даже директором завода. А в спорте, конечно, хочу быть чемпионом!
Азамат, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина:
- Я из Башкирии. Учусь на втором курсе. Мечтаю стать богатым, потому что от правильных целей зависит будущее. Я не стесняюсь этой мечты. Мои друзья смеются, говорят: «Ты на «Мерседесе» хочешь ездить». А я хочу стать богатым не ради «Мерседеса». У меня есть цель - создать частный детский сад и ясли для детей-татар, чтобы сохранить татарский язык и культуру.
Лариса и Лиза, (Заинский район):
- Мы не понимаем однокурсниц, которые между собой стесняются говорить на татарском языке. Мы всегда друг с другом на татарском говорим: и в метро, и в общежитии, и в вузе. Не понимаем, почему в столице в обществе свою веру принято скрывать – крещеные татары прячут крестики, татары оставляют дома цепочки с полумесяцем.
Мы очень любим отмечать Петров день. Это исконный праздник кряшен. У нас в Заинске этот праздник проводят весело и масштабно. Кряшен много и в Москве, а вот праздника для них нет. Поэтому мы хотим написать письмо председателю правления Общественной организации кряшен Татарстана Ивану Егорову, чтобы праздник Питрау организовали и в Москве по аналогии с московским Сабантуем. Мы думаем, вся православная молодежь на него соберется.
Мансур (Мордовия):
- В Мордовии два мордовских языка - мокшанский и эрзянский. Они похожи как диалекты одного языка. В школах изучают оба. Я знаю и тот, и другой. Но из Мордовии много молодежи уезжает в Москву. А у нас в столице землячество недостаточно развито, нет вдохновителя, организатора. Хорошо было бы, если бы землячество помогало нам, мордовским татарам, создавать семьи. Потому что столичные девушки очень заносчивые, а наши землячки ласковые, мягкие и добрые.
Тамчыгуль (Азнакаевский район):
- Раньше у всех татар были большие семьи – по 7-9 детей. А сейчас это большая редкость. Нас всего двое в семье – я и брат. И это очень грустно. Нужно возрождать семейные ценности, институт брака, чтобы татарские семьи были большие и дружные. Конечно, многие не рискуют рожать много детей из экономических соображений. Но, как говорится в священных писаниях, каждый ребенок приходит в этот мир со своим куском хлеба, приносит духовное благословение родителям, а Всевышний увеличивает достаток в семье с каждым новорожденным.
Когда в Москве 25 лет назад создали Штаб татар, молодежи в его рядах было немного. 13 октября 1997 года всех молодых активистов собрали на встречу с бывшим первым секретарем Татарского обкома КПСС, человеком-глыбой, амбассадором Татарстана Фикрятом Ахмеджановичем Табеевым. Воодушевленный устремленными на него внимательными взорами молодежи, Табеев с восторгом сказал фразу, за которую позже не раз получал порцию критики. «Завоевывайте Москву! Я вам ее отдаю! Она ваша!» - провозгласил он. Безусловно, великий деятель, обращаясь к молодежи, имел в виду покорение Москвы в профессиональном смысле, чтобы студенчество старалось достичь максимальных результатов в учебе, на производстве, в общественной деятельности. Он призывал к табеевской мечте – той, которая помогла на картофельном поле создать Набережные Челны и огромный автозавод, аналога которому нет в мире. Но злые языки смысл цитаты извратили, преподнеся все так, что Табеев хочет завоевать Москву с татарами.
Сегодня табеевская мечта обретает новое содержание, связанное с сохранением национальной идентичности. Табеев понимал, что в Татарстане особые кадры, самоотверженные, трудолюбивые и амбициозные. Понимают это и в Штабе татар Москвы, а потому пытаются найти активистов среди татарской молодежи, которая будет нести идеологию сохранения языка и через 30 и через 50 лет. Члены организации уверены, что все тюркские народы России должны сплотиться вокруг татарской общины Москвы.
За четвертьвековую деятельность в Штабе татар Москвы накопился огромный массив методик и наработок по сохранению и продвижению татарской культуры и языка в работе с молодежью. В вузах столицы созданы землячества, руководители которых плотно сотрудничают со Штабом.
Председатель землячества в РГУ нефти и газа – уроженец Стерлитамака Тагир познакомил с деятельностью Штаба 56 первокурсников вуза. Теперь ребята постоянно общаются, вместе посещают мероприятия как в штабе, университете, так и вне учебных стен. Зарина из Казани учится в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова. Девушка на высоком творческом уровне провела день первокурсника, где представила родную республику всем студентам. Общественная жизнь студентов из национальных республик в институте во многом зависит от председателя землячества. Потому и другие вузы, обращая внимание на таких активистов, тоже усиливают работу в этом направлении.
На постоянной основе в Штабе татар проходят встречи с известными выходцами из Татарстана, которые достигли больших высот в Москве. Они выступают перед студентами, рассказывают о своих свершениях, выступают наставниками для молодежи, осуществляя преемственность поколений.
Весьма разнообразна и культурно-развлекательная программа. С начала учебного года в Штабе татар провели уже пять встреч с первокурсниками – «Яшьлэр якшэмбесе». Организовали посещение турнира с участием перспективного бойца ММА Рината Фахретдинова, а также матчей ХК «Нефтехимик», когда команда встречалась с «Динамо» и ЦСКА. Собралась большая группа студентов – около 70 человек. Многие из них впервые наблюдали игру хоккеистов живьем. Недавно первокурсники побывали на концертах композитора Рашида Калимуллина и певца Айдара Галимова. Значимую работу в этом направлении проводит студенческий координатор Штаба татар Москвы Гульнара Яруллина. Сейчас там планируют организовать поход на концерты Гузель Уразовой и Ильдара Хакимова и выступление татарского театра эстрады «Мунча Ташы».
В ноябре Штаб планирует провести первый совместный намаз. Хазрат одной из московских мечетей расскажет о том, как правильно его читать, о традициях ислама.
Идет отдача и от самих студентов – они помогают распространять татарскую прессу и литературу среди соотечественников, живущих в Москве. А недавно в гости приходили выпускники МГУ, которые закончили вуз 10 лет назад, а еще, будучи студентами, были активными членами Штаба татар. Встреча прошла в теплой душевной атмосфере, участники вспоминали, как ходили в походы, проводили интересные вечера.
Важно, что работа со студентами проводится без принуждения или навязывания. Главная задача – настраивать ребят на позитивное общение, на помощь своим землякам, на создание собственных инициатив, благодаря которым в столице будет сохраняться татарский язык.
Пресс-центр Национального конгресса татар