27 (982) в продаже с 23 июля 16+

Единый государственный эксперимент

31 октября 2008

Разговоры о едином государственном экзамене с наступлением нового учебного года как-то поутихли. Складывается впечатление, что проблема носит сезонный характер. Или все уже смирились с тем, что со следующего года ЕГЭ сделают обязательным. В том то и дело, что смирились, а не пришли к взаимному согласию. Ведь в таком случае требовалось бы выслушать обе стороны: законотворцев, в этом случае Минобрнауки РФ, и исполнителей, то бишь учителей, учеников и их родителей. У нас получается так, что первая сторона говорит, а вторая покорно слушает.

Говорит много и часто, аккуратно раскладывая тезисы, которые доходчиво аргумен-тируют нужность и полезность ЕГЭ. И получается, что это тестирование - лучшее, что можно было придумать для наших детей. А что же те, кто непосредственно работают с детьми? Изначально планировалось, что эта статья даст им возможность выразить свое мнение по поводу ЕГЭ, часто далеко не положительное. Потому как приходилось слышать много недовольства в адрес экзамена. Но разговоры на кухне - это одно, когда к людям начинаешь обращаться официально, рты закрываются. Готовя материал, я с сожалением в очередной раз убедилась, что наши учителя – люди подневольные. Их связывают всевозможными отчетами перед роно, Управлением образования, директор требует, чтобы никакие данные не портили авторитета школы. Что кроется за этими данными на самом деле – одному Богу известно. Взять ЕГЭ. Сколько учителя жаловались, что эти тесты – кощунство, что они не объективно показывают знания, что ребенок получает огромный стресс при сдаче, что, более того, задания по истории, литературе искажают факты. Обращаюсь в школы, прошу высказать свое мнение, пусть даже анонимно - ни в какую. Все как один, словно заученный стих, твердят: у нас все дети сдали ЕГЭ на «4» и «5». (Это учитывая то, что по республике половина выпускников сдали математику на «2».) В нашей школе все прошло хорошо, мы все очень довольны. Только одна, как-то разговорившись, сболтнула лишнего: «Обязательным делать ЕГЭ не совсем правильно, лучше бы на выбор». Спрашиваю: «А как вы думаете, что будут охотнее выбирать дети: ЕГЭ или обычную форму сдачи?» «Ну, конечно, обычный экзамен… Только я вам этого не говорила». До какой же степени нужно было запугать учителя, чтобы он так ответил. И это те люди, которые должны учить наших детей быть честными и справедливыми. В кругу моих знакомых есть люди этой профессии. Я попросила прокомментировать ситуацию. Ни один учитель, который дорожит своим местом, тебе всей правды о ЕГЭ не скажет. Рискует потерять место, до директора это обязательно дойдет, тогда пиши пропало. Так и встает перед глазами картина эпохи тоталитаризма, когда о ситуации в стране разговаривали шепотом по углам.

Да и толку-то говорить, нас разве кто послушает – таков печальный итог попыток обратиться за разъяснениями к учителям. Сторонники ЕГЭ ведут себя совсем иначе. Они охотно идут на контакт. Вот что нам рассказал председатель комиссии ЕГЭ по математике Равиль Хамитов.

- Сначала я тоже противился этому нововведению. Начиная с 2004 года моя позиция кардинально поменялась – я стал сторонником ЕГЭ.

Вот вы говорите, что дети относятся к нему отрицательно. Мне бы хотелось посмотреть на этих детей. Приведу простой пример – года два назад газеты вывешивали прайс-листы с указанием цен поступления в тот или иной вуз. Сейчас такого вы не найдете. При успешной сдаче ЕГЭ у детей появилась возможность поступать в любой вуз страны. Я действующий учитель математики в 10-11 классах, и четко понимаю, что ЕГЭ не идеален, шероховатости есть. Но какой другой вариант вы предлагаете?

- В прошлом учебном году гуманитариев заставили сдавать ЕГЭ по математике. Причем об этом они узнали за пару месяцев…

- Экзамен по математике был всегда обязательным для выпускников. В Татарстане нет ни одного класса, где изучают математику меньше четырех часов в неделю - это стандарт. Просто было сказано, что будет ЕГЭ, а не привычная форма сдачи. Почему это вызвало такой переполох, непонятно. Если ребенок хорошо знает математику, для него не должна иметь значения форма сдачи. Появляется некий психологически дискомфорт, но не более того. Но не скрою, проблема требует обсуждения. В принципе, в Москве уже лежит разработанный пакет документов для непрофильных классов по ЕГЭ. Идея такова: профильники должны будут сдавать один экзамен по ЕГЭ, гуманитарии – другой.

Экзамен – далеко не однозначный вопрос. Здесь есть такой нюанс. Ни в одной другой отрасли не существует такой модели – я учу, и я же оцениваю. Взять, например, ГАИ. Человек учится в автошколе, а экзамен сдает сотрудникам ГАИ. Пусть ЕГЭ будет на выбор! Но если ребенок сдает экзамен в традиционной форме, пусть сдает его не своему учителю. Однажды меня спросили, а правда ли, что во время сдачи ЕГЭ один ребенок потерял сознание, и ему вызывали «скорую помощь»? Да, такой случай был. Но это не повод отменять ЕГЭ. Любой учитель со стажем приведет массу примеров, как во время контрольной у ребенка кровь пошла из носа. Да, ЕГЭ многим не нравится. Но почему? Что конкретно не устраивает? Форма, или что ученик сдает в другой школе, или что по результатам ЕГЭ принимают в вуз? Когда раздробить на части, отдельно против каждой никто не выступает. А в целом, говорят, что против ЕГЭ. Любое нововведение вызывает волну протеста, но здесь проблема в том, что до учеников и их родителей не доходит полноценная информация. К примеру, если ребенок планирует идти по гуманитарному направлению, и ему не нужен тестовый балл по геометрии при поступлении в вуз, а нужна просто оценка в аттестат, ему нет необходимости тратить время на геометрию. Ни он, ни родители этого не знали. Такие моменты создают некую нервозность в обществе. Если людям четко и правильно объяснить, что есть ЕГЭ, думаю, позиции их тоже кардинально поменяются.

После такого разговора возникли сомнения: может, действительно ЕГЭ – лучшая форма сдачи экзаменов для наших выпускников? Я решила обратиться к психологу с вопросом: как все-таки ЕГЭ влияет на психику ребенка? Мне ответили, но попросили не указывать ни имени, ни фамилии.

- ЕГЭ, безусловно, большой стресс для ребенка, впрочем, как и любой экзамен. Но если традиционный экзамен ребенок сдает в своей школе, своему учителю, которого он знает много лет – это одно. Дома и стены помогают. При ЕГЭ все настроено против ребенка – его направляют в другую школу, заставляют оставлять вещи в коридоре. Человек и без того волнуется, и ведь это же еще дети... В таких стрессовых ситуациях если в руках будет какая-нибудь знакомая вещица – это уже успокаивает.

Говорят, что если у человека есть знания, то ему вроде бы не важно, в каких условиях он будет сдавать экзамен. Если знает, сможет показать свои знания всегда и везде. Могу не согласиться. Даже если взрослого человека в жестких условиях и стрессовой ситуации спросить о чем-нибудь элементарном, он может растеряться и не ответить. Что уж говорить о детях?

И еще. По неофициальным слухам в одной из школ в Юдино покончила жизнь самоубийством отличница-медалистка. Девочка не смогла смириться с тем, что она не сдала ЕГЭ по химии. Дело быстро замяли.

Кто-то скажет, что это всего лишь слухи, но они, как известно на пустом месте не рождаются. Почему молчат в таком случае учителя и родители, непонятно. Так и получается, что мы покорно позволяем ставить единый государственный эксперимент над своими детьми.  

 ФАРИДА ГИБАДУЛЛИНА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

23 июля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?