28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Проектировщик не имеет права на ошибку

31 октября 2008

- убежден технический директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» Сергей Лалетин, интервью с которым мы предлагаем нашим читателям. Системность в проектировании, качество выполняемых работ и четкое сопровождение каждого объекта на протяжении всей его «жизни» – вот ключевые принципы работы «Казанского Гипронииавиапрома».

- Сергей Николаевич, «Казанский Гипронииавиапром» долгие годы работал исключительно на оборонное ведомство. Было время, когда институт, чтобы выжить в кризисных условиях, брался за проектирование любых объектов. Какие направления приоритетны в настоящее время?

- Сегодня в нашей деятельности можно выделить несколько перспективных направлений, и главное их них – техническое перевооружение и реконструкция объектов оборонно-промышленного комплекса. Как генеральный проектировщик, институт ведет все объекты корпораций: тактического ракетного вооружения, «Сухого»,  объ-единенной авиационной, РСК «МИГ».

Следующее направление – организация импортозамещающих технологий. Чтобы было понятнее, о чем речь, приведу в качестве примера газоперекачивающие станции. Фактически эта технология создана на базе авиационного двигателя, то есть авиационные технологии применили для «земных» целей. Ранее газоперекачивающие станции закупались в США, однако в свое время (кстати, это было 25 лет назад!) американцы наложили эмбарго, и возникла необходимость наладить производство этих станций в России. Или, скажем, сейчас мы занимаемся организацией производства вертолетных двигателей, которые в настоящее время в нашей стране не выпускаются. Между тем, спрос на вертолеты есть, и неплохой, а значит, нужны и двигатели. А ведь это же нонсенс: в конструкторском бюро Санкт-Петербурга разрабатываются чертежи, по которым затем  двигатели производятся за границей! 

  Занимаемся мы также созданием комплексов экспериментальной авиации – это аэродромы, которые могут использоваться в военных целях и для испытания вновь выпущенной военной техники. Надо сказать, это большая и очень перспективная работа. В частности, подобные комплексы будут запущены на КАПО им. Горбунова, ЛИИ им. Громова, в гг. Ульяновске, Комсомольске-на-Амуре – всего планируется создать более двадцати таких центров.

- Я знаю, что вы осваиваете еще одно «модное» сегодня направление – логистику...

- Да, нужно отметить, что в этом направлении у нас по РТ больше опыта, чем у других проектных организаций. Логистика – это логистические центры, склады, обработка грузов, автомобильные и железные  дороги, в частности, мы сделали инфраструктуру железных дорог для Особой экономической зоны «Алабуга». Мы выиграли российский тендер и выполнили обоснование инвестиций Свияжского мультимодального логистического центра (таких центров будет создано по России 32, этот первый). Кроме того, спроектировали логистический центр в Столбищах, который уже начал функционировать. По площади он просто гигантский – 250 ты-

сяч квадратных метров. Проектируем мы и комплексные склады внутри самих предприятий, в ОЭЗ «Алабуга» создали пункт пропуска и досмотра (таможню). Кстати, когда мы его создавали, не было нормативной базы, пришлось прибегать к опыту проектирования промышленных объектов, благо, он у наших сотрудников огромный.  И все получилось!

- Если вы проектируете предприятия, то логично предположить, что можете взяться и за сервисные центры для выпускаемой на предприятиях техники.

- Действительно, сейчас мы создаем сервисные технические центры для ино-странных заказчиков. Авиационная техника, которую Россия продает за границу, должна там же обслуживаться и ремонтироваться. Для этого и существуют специализированные центры, своего рода небольшие заводы по ее ремонту. В частности, уже подписан контракт, и мы работаем по созданию такого центра в Венесуэле. Здесь будет обслуживаться российская техника, которая продается в страны Латинской Америки. Ведем переговоры по строительству центров в Чили, Анголе, Перу, Иране, Вьетнаме. К слову, это весьма перспективное для России направление: с точки зрения бизнеса ремонтировать даже выгоднее, чем производить. Да и для заказчика хорошо: под боком есть сервисная организация, ведь ремонтировать все равно приходится любую технику. Ничто не вечно.

- Скажите, а от гражданского проектирования постепенно стараетесь отойти? 

- Когда началась перестройка, мы выполняли большой объем работ именно по гражданскому проектированию – брались за проектирование административных зданий, жилых домов, торговых центров (ИКЕА, МЕТРО, РАМСТОР, ГУМ, Кольцо…).  Причем не только в Казани, но и в Самаре, Петербурге, Москве. Но и сейчас мы занимаемся таким проектированием. Что касается, например, жилищного строительства, то стараемся проектировать в едином стиле не отдельные дома, а целые микрорайоны. Я недавно был в Израиле и обратил внимание, что там застройка ведется целыми микрорайонами, блоками: коттеджи, пятиэтажные дома, офисные здания. Иерусалим – древний город, который строят тысячи лет, но, тем не менее, он производит целостное впечатление. И нам тоже надо к этому стремиться, не застраивать города как придется.

 - Насколько мне известно, на счету «Казанского Гипронииавиапрома» есть очень удачно проведенные реставрационные работы. Сейчас в планах института они тоже есть?

- Конечно, самый большой объем реставрационных работ нашим институтом был выполнен к 1000-летию г. Казани. Достаточно назвать всем известные здания: Казанский государственный университет, дом Кекина, Александровский пассаж... Реставрировать куда сложнее, чем строить, но это нужное и важное дело. Безусловно, мы поддерживаем это направление, но надо признать, порой мы работаем себе в убыток. Недавно мы выиграли два тендера, и будем заниматься музеем Горького и медресе «Мухаммадия».

- Очевидно, всевозможных заказов у института много?

 - Системность в проектировании, качество выполняемых работ и четкое сопровождение каждого объекта на протяжении всей его «жизни» – вот ключевые принципы работы «Казанского Гипронииавиапрома». Это нравится заказчикам, и не удивительно, что они сами выходят на нас. Скажем, только с нашим институтом захотела работать фирма «Северстальавто», для которой мы за девять месяцев спроектировали и запустили автомобильный завод в Особой экономической зоне «Алабуга» на 100 тысяч грузовых автомобилей в год (ранее задачи такого уровня решались за 10-15 лет!), а фирма «Мечел» попросила выполнять реконструкцию металлургического завода «Ижсталь».

- Грядет Универсиада, какие объекты вы будете проектировать к этому событию?

- В настоящее время составлен перечень объектов, есть и перечень проектировщиков, которым будет поручаться эта работа. Если нас пригласят – мы, разумеется, не откажемся. Это почетно, и потом, если мы на этой земле живем, мы должны здесь творить, строить, оставлять свой след. К слову, для Олимпиады в Сочи мы уже выполнили крупный объект – спроектировали завод тоннельной обделки для дорог, которые строятся в горах.

- Объекты, которые проектирует «Казанский Гипронииавиапром», отличаются высочайшим уровнем исполнения. И за каждым – уникальные специалисты. Именно благодаря профессионализму коллектива, во главе с генеральным директором Борисом Ивановичем Тихомировым, сегодня институт – в числе крупнейших игроков на строительном рынке Татарстана и России. По всей видимости, проблема «кадрового голода» обошла институт стороной?

- Ситуация сейчас такая: деньги в стране есть, так что есть возможность и готовность платить за производство самолетов, машин и т.д. Есть площади, энергоресурсы, оборудование, но некому работать! Кадровая проблема обострилась по всей стране, и в том числе в проектном деле. Многие пробовали создавать проектные фирмы, институты – не получается! Собрать профессиональный и эффективно работающий коллектив крайне сложно. «Казанскому Гипронииавиапрому» в этом отношении повезло. Наши специалисты умеют создавать буквально «штучные» объекты, каждый из которых неповторим и уникален. Костяк наших специалистов остался еще с советских времен. Сегодня в институте трудятся 450 человек. По меркам Европы у нас крупнейший проектный институт. (Для сравнения, там классическая численность проектного бюро  – 50 человек, редко – 150, причем 15 - 20 работают постоянно, а остальные – на контракт под заказ, поработали – разошлись). Хотя во время кризиса численность проектировщиков в стране уменьшилась в десять раз, многие институты закрылись, нам удалось сохранить кадровый потенциал. По сей день у нас работают настоящие ветераны, например, Юрию Яковлевичу Мочалову 87 лет, из них 59 (!) он трудится в институте! Довольны мы и молодыми специалистами, которых в институте более 40 процентов.

- Наверное, ведется строгий отбор молодых специалистов?

  - Фактически специалистов по нашему профилю нигде не готовят, мы учим их сами. Молодым приходится нелегко: отучившись 10 лет в школе и 5 - 6 лет в вузе, они еще много лет совершенствуются, набираются опыта, чтобы стать действительно высококлассными профессионалами. Да и работать приходится напряженно, бывает, неделями трудимся в авральном режиме без выходных. Терпения, конечно, хватает не у всех. Да и дано не каждому.  Поэтому новых сотрудников мы берем по контракту на один год с испытательным сроком 3 месяца (раньше в проектном деле себя не проявить). Не сложится – расстаемся по-хорошему. И, надо сказать, из желающих устроиться к нам выстраивается очередь, поэтому мы приглашаем на работу самых лучших, перспективных, отличников.

- Очевидно, у вас выгодные условия работы? 

- Раньше проектировщики были, так скажем, людьми небогатыми. Сейчас же  заказчики готовы платить хорошие деньги за нашу работу, и мы, имея прибыль, можем выплачивать сотрудникам достойную зарплату. Средняя зарплата в нашем институте – 32 тысячи рублей. Да и рабочее место у каждого оборудовано по высшему разряду: мебель, компьютер, на который устанавливаются любые программы, локальные сети, Интернет.  Мы поручаем молодому специалисту самостоятельно выполнять серьезные объекты, и он имеет возможность попробовать и проявить свои силы.

- Помимо высокой заработной платы, важен еще и социальный пакет. Не спрашиваю об отпусках и больничных – это само собой разумеется, но, быть может, институт помогает молодым специалистам решать жилищные проблемы?

- Институт предоставляет сотрудникам бесплатное медицинское обслуживание, питание, беспроцентную ссуду, помогает вступить в ипотеку.

- Сегодня большое значение придается активной корпоративной жизни, это позволяет установить здоровый микроклимат в коллективе…

- Мы тоже придаем этому большое значение – вместе и работаем, и отдыхаем. У нас и художественная самодеятельность есть, и детские елки каждый раз с новыми спектаклями проводятся уже более 30 лет. Можно заниматься аэробикой, танцами, посещать тренажерный зал, играть на бильярде. Введенный в действие собственный новый спортивный зал позволяет заниматься спортом: мини-футбол, волейбол, баскетбол, теннис – кому что нравится. Я сам капитан команды ветеранов – видите, сколько у нас кубков?

- Кстати, а кто же победил в последнем матче команды ветеранов с командой молодежи?

- Между прочим, ветераны почти всегда выигрывают. Видимо, они более старательны, у них больше желания победить. Старая закалка!

- Сергей Николаевич, закончить статью мне хотелось бы упоминанием о тех людях, которые, без преувеличения, составляют гордость проект-ного института.

- Таких людей очень много, каждый достоин того, чтобы его имя назвали. Но некоторых выделю особо. Это специалисты в области проектирования автодорог - главный инженер проекта Георгий Борисович Петров и начальник группы Азат Альбертович Хасанов. По строительному комплексу хотелось бы  отметить начальника строительного центра Владимира Алексеевича Кузовенина, главного инженера строительного центра Андрея Викторовича Индейкина, начальника строительного отдела Александра Михайловича Луценко. Стоит также упомянуть начальника экологического отдела, председателя профкома Ирину Леонидовну Марасову; Оксану Сергеевну Бурмистрову – начальника группы экономических расчетов, также отвечающую за подготовку тендерной документации; директора центра промышленного проектирования Григория Ивановича Голубева; бригадира главных инженеров проекта, главного специалиста технологического отдела Ивана Ивановича Шапаева, главного специалиста по реставрации Карину Ирековну Мусину. Но, повторюсь, похвалы и признательности за труд, без преувеличения, заслуживает, каждый сотрудник нашего института: в «Казанском Гипронииавиапроме» работают лучшие.

 АЛЬБИНА НУРИСЛАМОВА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?