28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Питьевая вода - инструмент влияния на демографию?

12 декабря 2008

Одной из самых злободневных проблем последних лет для республики и города Казани остается обеспечение жителей питьевой водой пищевого качества. Как уже постоянно отмечается в печати, по выводам различных медицинских комиссий и экологических групп население республики уже к 2015 году будет сплошь больным, если не будут приняты срочные меры по обеспечению населения экологически чистой питьевой водой и чистыми продуктами питания. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80% заболеваний - результат употребления экологически грязной воды. Вода же является самым потребляемым пищевым продуктом в нашей республике.

Исходя из этого, еще в 2005 году выражал свою серьезную озабоченность и президент РТ Минтимер Шаймиев во время встречи с руководителями ООО «Росводоканал» и руководителями структурных подразделений консорциума «Альфа-Групп», и обсуждении вопросов реформирования системы водоканального хозяйства: «...а для власти самое главное - в возможно короткие сроки решить одну из самых важных проблем для жизнедеятельности человека - снабжение водой по цивилизованным стандартам, качественно, надежно».

Проблема водоснабжения зародилась и росла в течение последних 30 - 40 лет одновременно с бурным ростом численности городского населения, развитием промышленности и техники, ускоренным увеличением добычи нефти и нефтехимической отрасли на территории республики, а также со строительством крупных животноводческих и птицеводческих комплексов и внедрением удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Основную свою зловещую роль сыграло, конечно, хищническое отношение государства к природе, при полном отсутствии заинтересованного контроля со стороны гражданского общества.

В 1913 году на каждого жителя Казани приходилось 1,5 - 3 литра в сутки официально учитываемой воды. До начала перестройки, в 80-е годы прошлого века, партией и правительством ставилась задача о доведении величины этой цифры к 2000-му году до 600 литров в сутки. Показатель величины водообеспеченности из централизованных систем считался одним из основных критериев высокого уровня жизни и благосостояния советского народа. И оно, благосостояние наше, естественно, неуклонно росло.

Сейчас ежемесячно каждому жителю (подушно, независимо от возраста) к оплате предъявляется счет за потребление в сутки в среднем 250 литров воды и за отведение такого же объема сточных вод. Фактическое потребление воды по опыту уже эксплуатируемых квартирных счетчиков не превышает в среднем 200 - 250 литров в сутки на всю семью из 3 - 4 человек, т.е. 50 - 60 литров в сутки на человека. Таким образом, искажение величины фактического объема потребляемой воды в сторону увеличения составляет в среднем около 3 - 4 раз. Кратность искажения качественных показателей воды еще выше.

Порядок демонстрации показателей высокой уровни жизни оказался более живучим, чем даже сама номенклатурная система.

Основные показатели качества питьевой воды до 1996 года определял ГОСТ «Вода питьевая», впервые принятый в нашей стране в 1937 году НКВД под названием «Временный стандарт качества воды (бактериальные и органолептические свойства)». Этот нормативный документ благополучно дожил до наших дней, подвергаясь лишь частичной косметической корректировке через каждые 10 - 15 лет с учетом технико-экономических возможностей и ведомственных интересов государственных монополистов в области водоснабжения — систем Водоканала и коммунальных служб. Право человека быть здоровым и возможности его организма при этом никто не учитывает. В преамбуле ГОСТа 2874-82 «Вода питьевая», т.е. в редакции 1982 года повторно закреплено: «Настоящий стандарт распространяется на питьевую воду, подаваемую централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также централизованными системами водоснабжения, подающими воду одновременно для хозяйственно-питьевых и технических целей, и устанавливает гигиенические требования и контроль за качеством питьевой воды», т.е., ГОСТом предусматривается два варианта организации системы водоснабжения. В связи с предельной простотой и дешевизной повсеместно в стране был принят именно второй вариант - централизованная система водоснабжения, подающая воду одновременно для хозяйственно-пить-евых и технических целей. Эта система, в соответствии с ГОСТом, очищала и подавала в город 98,5% воды на технические и бытовые и 1,5% на питьевые (пищевые) нужды. В силу элементарных требований объективных законов экономики ради ложки меда (1,5%) превратить в мед всю бочку дегтя (98,5%) не удалось, населению города подавалась и продолжает подаваться очень далекая по качествам от пищевого продукта техническая вода.

С 1996 года, в дань европеизации, ГОСТ переименован в СанПиН 2.1.4.1.704-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Как видно и из названия, второй вариант уже не предусматривается. Но, поскольку в нашем городе сложился и существует именно второй вариант системы водоснабжения, новый СанПиН по существу к нашему городскому водопроводу вроде бы никакого отношения и не имеет. Улучшение названия нормативного документа ни на йоту не изменило состояние нашей городской системы производственно-хозяйственного водоснабжения - от этого они на две самостоятельные системы не разделились. Во всех европейских странах и в США эти системы действительно существуют раздельно, и новое название СанПиН смотрится вполне цивилизованно.

По новым нормам число контролируемых показателей питьевой воды доведено от 26 до 50, в нашем конкретном случае за этот же период количество видов опаснейших техногенных и антропогенных загрязнений и их сочетаний в источнике водоснабжения города (река Волга, Куйбышевское водохранилище) выросло до нескольких сотен тысяч и продолжает расти. И никто не в состоянии даже на один год вперед предугадать химический состав воды Куйбышевского водохранилища в створе водозаборных сооружений города. Поэтому, большинство крупных городов Поволжья (кроме Казани и Астрахани) в 70 - 80-х годах полностью были переведены на подземные источники водоснабжения. В начале 80-х годов Средне-Волж-ской геологоразведочной экспедицией проводились изыскания по открытию подземных источников и для водоснабжения города Казани. Были изучены водоносные горизонты, полностью обеспечивающие потребности города в качественной питьевой воде (палеодолина реки Волги: Столбищенское, Сокурское и Лаишевское месторождения с общим дебитом 300 тысяч кубометров в сутки).

С началом коренной перестройки эти работы были прекращены. В настоящее время Казань остается одним из немногих городов, для которого основным источником централизованного водоснабжения служит открытый водоем с непредсказуемым составом воды - Куйбышевское водохранилище, имеющее в составе воды все виды загрязнений: современного промышленного (диоксины, тяжелые металлы, хлор, фенол, поверхностно-активные вещества и так далее), сельскохозяйственного (гербициды, пестициды...) и коммунального происхождения (весь состав загрязнений фекальной канализации городов водосборного бассейна реки Волги).

Объединенная система промышленного и хозяйственно-питьевого водоснабжения - предельно простая и дешевая. Такая упрощенная схема диктовалась суровыми экономическими требованиями 30-х годов и допускалась относительно приемлемыми экологическими условиями, т.е. относительной чистотой проточной волжской воды.

Принятая в те годы и действующая по сей день на Волжской городской станции водоподготовки технология очистки предусматривает в основном удаление из воды только природных загрязнений. Весь наличный состав загрязнений воды Куйбышевского водохранилища невозможно предвидеть и очистить не только практически, но даже и теоретически.

Дополнительно к этому, сети трубопроводов протяженностью до 500 километров (в основном, из запрещенных к применению стальных труб) единой системы водоснабжения города превратились в источник вторичного бактериального загрязнения транспортируемой воды.

Основным и единственным средством борьбы с бактериальным загрязнением служит хлор, который сам по себе является ядом для человеческого организма, и основой для образования многообразных хлорорганических ядовитых веществ. Применяемое в мировой практике и настойчиво рекламируемое некоторыми заинтересованными фирмами в периодической печати озонирование обладает кратковременным действием его бактерицидных свойств. Через 30 минут после применения озон полностью исчезает, оставив воду абсолютно беззащитной перед всеми видами микробного, вирусного, бактериального и других форм заражения. К тому же за последние годы обнаружены и другие, не менее опасные последствия применения озона при водоподготовке. Считается, что при озонировании также возможно образование побочных продуктов, классифицируемых нормативами как токсичные. Перечень таких продуктов не меньше, чем в случае хлорирования. Как настаивают специалисты, безвредность продуктов разложения органических веществ, образующихся в результате озонирования, тоже требует серьезных исследований.

Но особенную опасность для генофонда представляют диоксины и диоксиноподобные токсиканты, содержащиеся в питьевой воде. Диоксины обладают политоксичностью, являются абсолютным ядом для живого вещества. Самый токсичный из диоксинов в десятки тысяч раз ядовитее цианистого калия и в сотни раз токсичнее боевых отравляющих веществ группы зарин. Они добавились к обширному перечню экологических бед в последние четверть века и стали общеизвестны после применения американцами во время вьетнамской войны. Длительное воздействие диоксинов даже в ничтожных концентрациях приводит к росту числа онкологических заболеваний, к бесплодию, гибели плода в чреве, рождению детей с физическими и психическими уродствами (без рук, без ног), снижению иммунитета. Последнее да-ло основание для броского названия токсикации диоксинами - «химический СПИД».

Присутствие в исходной волжской воде фенолов, взаимодействие которых с хлорированной водой однозначно приводит к образованию диоксинов, создает угрозу запуска механизма экологической катастрофы.

Подтверждается так же наличие в камской и волжской воде и «готовых» диоксинов.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) диоксинов в питьевой воде по санитарным нормам у нас принята 0,000035 мг/л, а в США величина ПДК на три порядка, т.е. ровно в 1000 раз, меньше и составляет 0,000000035 мг/л.

К сожалению, нормирование и в этой отрасли тоже ведется не как во всем цивилизованном мире, исходя из потребностей и возможностей человеческого организма, а по старой привычке - «от достигнутого». В Казани анализ волжской воды и воды из водопроводных кранов на присутствие в ней диоксинов не налажен и не производится. В системе Госсанэпиднадзора нет лабораторного оборудования для определения наличия диоксинов в питьевой воде даже в пределах принятого «льготного» ПДК.

Катастрофические темпы роста числа онкологических заболеваний, увеличение количества врожденных аномалий и рост заболеваемости населения нарушениями иммунных механизмов с 1994 года в 2,5 раза являются подтверждением самых худших предположений.

В США, Италии, Германии и во всех других развитых странах мира еще с 70-х годов прошлого века приняты и активно реализуются очень дорого-стоящие национальные диоксиновые программы, направленные на защиту генофонда нации от деградации.

Такие попытки предпринимаются и в Российской Федерации. Было принято постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1102 «О федеральной целевой программе «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы», которое в основном не выполнено. А на территории Республики Татарстан не были приняты даже формальные меры к их выполнению, и эта проблема полностью замалчивается.

При молчаливом нейтралитете служб Госсанэпиднадзора от решения вопроса полностью отстранились и правительство, и коммунальные службы. На сегодня, к нашему позору и стыду, мы, кажется, дожили уже и до «сине-гнойных палочек».

Так же не могут положительно решить проблему загрязнения воды диоксинами и другими токсикантами никакие настойчиво предлагаемые в последнее время известными консорциумами многомиллиардные капитальные вложения в реконструкцию и модернизацию существующих городских сооружений подготовки и транспортировки питьевой воды.

Нет в этом и необходимости. Практически невозможно и не нужно ежесуточно пытаться очищать по 300 литров воды на каждого жителя до качества пищевого продукта и доставлять до водоразборных кранов для использования на хозяйственные нужды: мытье полов, стирки белья, принятие ванной и т.д. Этими мерами можно достичь лишь очередного «освоения» многомиллиардных капитальных вложений, и как следствие, очередного резкого «законно обоснованного» повышения стоимости питьевой воды.

По признанию самих ответственных чиновников, программа «Питьевая вода Республики Татарстан на период с 1999 по 2003 год», принятая Кабинетом министров РТ, «к сожалению, в Казани серьезных улучшений не принесла, не считая мелкого ремонта». По выражению тех же чиновников, «качество питьевой воды в столице оставляет желать лучшего».

В сложившейся ситуации, для обеспечения населения питьевой водой пищевого качества по минимальным физиологическим нормам 3 - 4 литра на человека, необходимо построить завод питьевой воды при самом активном финансовом участии государства. Это фундаментальный для сохранения генофонда вопрос общегосударственного значения, и недопустимо отдавать его на откуп чисто коммерческим структурам, «монетизация» его категорически недопустима. Благо, еще не окончательно потеряны чистые источники (без диоксинов) артезианских вод палеодолины реки Волги. Это поможет избавиться от всех видов ранее перечисленных техногенных загрязнений, в том числе от хлора и диоксинов, и от «синегнойных палочек» тоже.

Такой завод производительностью 500 тысяч литров в сутки в г. Ашхабаде работает с 1991 года. По 3 литра пищевой воды раздается населению бесплатно. При этом завод работает с прибылью за счет выпуска других различных напитков, изготовленных на основе этой воды. Так это решается сегодня во всех крупных городах Российской Федерации. Завод питьевой воды срочно необходимо построить и в Казани, и в других городах республики. Об этом постоянно говорится в течение последних 20 лет и на страницах периодической печати, и в выступлениях специалистов, и в обращениях в различные административные инстанции города и республики, однако при полном отмалчивании ответственных чиновников.

Для решения этого вопроса республиканскому правительству и городской администрации необходимо проявить политическую волю и срочно организовать строительство завода, например, в форме акционерного общества с участием государства. В качестве доли государства в собственность вновь организуемому акционерному обществу необходимо передать городской водозабор «Танкодром» (на основании тех же законов и на правах, по которым передан водозабор «Мирный» в распоряжение ОАО «Красный Восток»).

Завод можно построить и непосредственно на перспективных участках месторождений подземных вод древней долины реки Волги. Это будет строительство «с нуля», поэтому будет необходимо провести технико-экономическое сравнение вариантов. Однако при любом варианте население города будет бесплатно обеспечено нормальной питьевой водой пищевого качества.

При осознании правительством важности решения проблемы и нормальном финансировании срок строительства завода составит не более 1 -1,5 лет. И вода перестанет использоваться как средство регулирования численности населения планеты для исполнения рекомендаций Форума Римского Клуба Ученых 1972 года.

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?