28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Традиции дороже денег

12 декабря 2008

Поменялся мир, поменялись и ценности. В век технологий и материального господства как-то неуместно что ли стало говорить о духовном и культурном наследии, о традициях, о народных приметах и обычаях. Мы подзабыли, что дерево сильно бывает именно корнями. Тем не менее, есть еще те, кто ценит традиции выше всяких денег. Зеленые побеги дерева – молодежь – взялась за активное возрождение народных традиций. И делает это не а бы как, а организовывая целые фестивали.

В начале декабря в Казани в Доме дружбы народов прошел ежегодный городской Фестиваль возрождения народных традиций. Организаторами стали Молодежный центр «Артель» и творческая мастерская «Добродеи» – это если говорить официально. А на самом деле затеяно все было еще два года назад творческой молодежью, которая взялась за возрождение ремесел, народного пляса и песен. Это те люди, кому важно знать традиции и обычаи своего народа. Широко распространенная сейчас среди молодежи американизированная поп-культура ни к чему хорошему привести не может – так считают они, уверенные, что нужно исходить из своих корней.

Фестиваль нельзя назвать ничем иным, как машиной времени, переносящей человека на пару столетий назад: то ли на шумную ярмарку, то ли в город мастеров. Мимо тебя то и дело мелькают барышни в русских сарафанах, звеня монетами на одежде, пробегают девушки марийки или чувашки, красуются подпоясанные молодцы и джигиты. На фестивале параллельно действуют около шести ремесленных мастерских. Каждый может посетить ту, которая ему больше по нраву придется. Это и плетение из бересты, ивовой лозы, резьба по кости и дереву, бисероплетение, изготовление традиционного украшения – гайтана, мастерские по ткачеству и коже. Действуют и музыкальные мастерские – где участники фестиваля легко обучаются кадрили, бытовым пляскам народов Средней Волги, Урала и Сибири, а также чувашским, марийским народным танцам. Танцоров-новичков сопровождают танцоры-профессионалы – в фестивале традиционно участвуют и известные казанские коллективы.

- Все прошло очень здорово, - рассказывает нам Динара Багаутдинова, руководительница творческой мастерской «Добродеи». - К нам приехали гости из 14 регионов России – в основном это молодежь и молодые семейные пары, люди как заранее подготовленные и подкованные в народных традициях, так и совсем новички. Большое впечатление на участников фестиваля произвела «Татарская вечерка». Я сама лично до того предполагала, что жива только сценическая татарская культура, оказывается, татарские традиции тоже понемногу возрождаются. В творческой мастерской мы тоже планируем обратиться и к татарской культуре, тем более что половина из числа «добродеев» – татары. Было бы только у кого поучиться. Вообще, люди набрали огромный багаж знаний на фестивале. Дом дружбы народов организовал для нас мастер-классы, лекции по народному костюму начала XX и даже конца XIX веков.

Единственно, что хотелось бы пожелать, чтобы государство нас в этом тоже поддерживало и помогало нам. Мы бы хотели расширить наш фестиваль, уже на следующий год мы попытаемся собрать не 300–400 человек, а тысячу и более. Соответственно мы будем нуждаться в еще большем помещении. Поэтому надеемся, что нам все-таки помогут. Ведь мы хотим, чтобы наш фестиваль получил имя, чтобы его знали далеко за пределами Татарстана, и он стал бы традиционным.

- Какие мероприятия проходят у вас помимо фестиваля?

- В течение года мы стараемся проводить календарные праздники. Вот, к примеру, в самое ближайшее время ожидаются Рождество и Святки. На эти праздники мы проводим гадания (удивительно, но многое сбывается!), колядуем. Небольшое число наших ребят проживает в поселке, так они собираются устроить настоящие костюмированные колядки, будут входить в дом к знакомым и колядовать.

А Новый год мы тоже стараемся встречать в русских традициях – обычно собираемся все вместе у костра, поем песни. У русских много интересных новогодних обычаев! Вот, к примеру, обычай, который имеет языческие корни. Он называется «Карачун, дед Карачун». Дед Карачун – это олицетворение всего темного, прошлогоднего. Делается такой смешной дед с липовой бородой и злобным лицом. Ему на ушко все стоящие у костра шепчут, от чего хотят избавиться в наступающем новом году. Уже потом чучело торжественно и под песню сжигают.

- Динара, какое значение имеют народные традиции и обычаи для современного человека, могут ли они как-то помочь и поддержать его в современном супертехнологичном мире?

- Могу сказать одно – мы прекрасно понимаем, что вернуться назад, в то время, когда народные традиции и обычаи были основным, на что ориентировались и опирались люди, мы все равно не сможем. Тем более что это противоестественно законам природы, ведь человечество должно развиваться и двигаться вверх как бы по спирали. Сейчас на определенном витке мы осознали, насколько важно изучать свои корни. Если провести параллель с деревом, то все знают, без корней оно просто погибнет. Так и мы. Зеленые листья дерева – это сегодняшняя молодежь, которая потом даст цветы и новую жизнь. А без корней рост невозможен. Народные традиции – это знания, которые копились веками, нам нужно владеть ими и умело использовать уже в своей современной жизни. Хочется отметить, что у народов, проживающих на территории России, в большей степени, чем у всех остальных, сохранились эти традиции и обычаи, а пока они есть, жива и душа народа. 

Это легко понять из одного простого примера. На одной из международных выставок марийке (она была участницей фестиваля) предложили около ста тысяч рублями за ее национальный марийский костюм. Она не отдала, бабушкино потому что. «Как же я могу продать, если это для меня самое дорогое на свете», - сказала она. Вот на чем мы стоим... – подытожила наш разговор Динара.

 ФАРИДА ГИБАДУЛЛИНА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?