28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Каждый учитель должен быть артистом

12 декабря 2008

 Взрастить дарование ребенка, помочь найти ему верный путь в жизни могут лишь самые близкие люди – родители и педагоги.

Как воспитать юный талант – рассказывает Марина Васильевна Сухаренко, преподаватель средней специальной музыкальной школы-колледжа при Казанской государственной консерватории им. Жиганова, заслуженный учитель Республики Татарстан, лауреат Президентской программы «Одаренные дети России», наставник целой плеяды именитых музыкантов, отметившая 50-летний юбилей педагогической деятельности.

Сама Марина Васильевна музыкой начала заниматься поздно – в 8 лет ей пригласили первую учительницу – фрау Мютце (Германия). Из-за бесконечных переездов (отец был военным) преподаватели менялись очень быстро. «Зато учителя не проверяли на мне своего «занудства», – делится «именинница». – Никто меня не ломал и не переучивал». То, что учитель не должен быть скучным, отложилось в голове будущего педагога, а позже «сказалось» на ее деятельности. Отсюда и выводы:

 - Каждый учитель должен быть артистом, чтобы ребенку было интереснее, - убеждена Марина Васильевна. - Искать слова, чувствовать настроение ребенка, рассказывать ему что-то необычное, в лицах представлять все образы, отраженные в произведении.

Как говорит Сухаренко, к каждому ребенку, в зависимости от возраста, характера, темперамента и т. д., - нужен индивидуальный подход.

Марина Васильевна любит, когда дети спорят, что-то доказывают (не путать с капризностью и эгоизмом). Своя мысль у ребенка «живее» традиционного, стереотипного мышления. Для ясности педагог привела пример из разговора с учительницей по литературе. По заданию одной ученице надо было найти в толстовской героине Наташе Ростовой отрицательные черты. Девочка выискала все возможные и невозможные «недостатки» персонажа и подкрепила это цитатами из романа. «Чушь, но это же гениально!» - подытожила рассказ литератор.

- Поэтому педагог должен смотреть на некоторые, казалось бы, неординарные мысли учеников мягче, поощрять их право на свое мнение, - а вдруг это гениально? – говорит Марина Васильевна.

Изучая ребенка, наблюдая за тем, как он мыслит, Сухаренко находит к нему особый подход.

Педагог отмечает, что, прежде всего, на развитие ребенка влияет культура в его семье: важно, как родные относятся к нему, уважают ли его занятие. Духовная «глухота» родителей, их бескультурье – проблема, с которой сталкиваются педагоги творческих профессий. Часто самые родные люди ломают своему ребенку жизнь. Многие семьи желают, чтобы их дети зарабатывали деньги, ищут им высокооплачиваемую работу – не понимая, что этим калечат судьбу одаренного человека. Марина Васильевна беседует с родителями, советует прислушиваться к дарованию, расспрашивать его, участвовать в его жизни. Некоторые это понимают, а некоторые – не поймут никогда. С дарованиями надо обращаться очень бережно.

Среди выпускников Сухаренко – известный казанский пианист Рэм Урасин, талант мировой величины. Еще 5-летним малышом, придя на прослушивание, он исполнил серьезное произведение, которое сам подобрал. Ребенок поражал своим талантом: играл гаммы двумя пальцами, сочинял и прочее. Как-то раз надо было продумать концертную программу, суметь перейти от «радостного» произведения к «драматическому». Но как на это настроить слушателя? Его педагогу пришла идея: черный платок… И во время выступления, перед «драматическим» произведением, Рэм остановился, оставил одну руку на клавиатуре рояля, а другой (как бы невзначай) взял платок и поднес его к лицу… Эффект поразительный, зрители в восторге.

 «Полвека – музыке и детям» - так называлась выставка в родной музыкальной школе, посвященная юбилею Марины Васильевны. Целая галерея счастливых лиц – фотографии и краткие сведения о выпускниках преподавателя Сухаренко. Большинство из них стали замечательными исполнителями, композиторами, учителями. Им повезло, что в их жизни появился человек, который с проницательностью талантливого педагога открыл их дар и помог ему расцвести.

 ЕЛИЗАВЕТА ЧЕРКИНА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?